google-site-verification: google21d08411ff346180.html Проповедь в среду 25-й седмицы по Пятидесятницепротоиерея Льва Большакова | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Проповедь в среду 25-й седмицы по Пятидесятницепротоиерея Льва Большакова

Ноябрь 29th 2011 -

«Приближались к Нему все мытари и грешники – слушать Его. Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест и ними.

Но Он сказал им следующую притчу: кто из вас, имея сто овец и потеряв одни из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее? А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью; и, придя домой, созовет друзей и соседей, и скажет им: «порадуйтесь со мною; я нашел мою пропавшую овцу». Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии.

Или какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет? А найдя, созовет подруг и соседок, и скажет: «порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму». Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся».

Итак, мы приступили к чтению 15 главы от Луки, в которой драгоценнейшее для нас свидетельство Самого Спасителя о том, что значит отношение Бога к человеку, как его изобразить, как выразить его. Мы знаем, что вслед за прочитанными только что притчами, будет притча о блудном сыне. А здесь о добром пастыре и о потерянной драхме.

На такие притчи, на такое свидетельство о Божественной любви к человеку, вернее сказать о Божией любви к человеку, Личности Божественной к человеческой личности, на свидетельство о такой любви вызвали Спасителя слова фарисеев. Они сами не знали, что услышат, какой глубины правду услышат они, когда просто в очередной раз посетовали, побрюзжали, погордились собою перед Спасителем и всеми, кто был рядом с Ним: зачем, дескать, Он принимает грешников и мытарей, отверженных.

И вот услышали. Услышали о том, что Бог – Он же Добрый Пастырь. Вспомните, те, кто знают историю иконы, вообще историю символических изображений христианских, как с самого начала жизни Церкви, Церковь нуждалась в таком видимом свидетельстве о Христе, и изображения Христа часто были в виде доброго пастыря, молодого пастуха с ягненком на плечах. Все узнавали в нем Христа, понимали, что это Он. Вот как надо узнавать Христа.

Когда Он сурово нас обличает, когда Он говорит заповеди Блаженства, которые без таких тягостных для нас, трудных для нас усилий невозможно исполнить, без плача и скорби невозможно достигнуть блаженства, которое Господь приготовляет своим; когда Он требует отдать до последнего, чтобы послужить людям и Богу, когда осуждает всякую нечистоту, всегда при этом нельзя забывать о том, что Он – Добрый Пастырь, который на Свои плечи берет и несет, поднимает и охраняет. И при этом преисполнено радости все бытие оттого, что спасена еще одна душа.

Притчи чудны в Евангелии. Они очень простые картины рисуют, и вместе с тем очень действующие на душу. Кто не представит себе этого поиска овцы где-то в трудных местах? И вот она где-то блеет жалобно, а пастух ее достает. И не тот пастух, который с досадой вытащит ее и добавит ее к своему столу, а который с любовью извлекает ее из тенет и из каких-то опасностей и на плечи кладет, и сам ей послужит.

И вот стадо дополнилось, оно не разорено. Это мы в жизни вечной у Бога – то самое стадо. А какие такие волки нас разгоняют из него, как не наши собственные страсти? «Господи, прими меня, прими меня Своей овцой. Не оставь, найди меня, Господи». Надо бы так помолиться тоже.

Это другое сравнение с драхмой, которую потеряла женщина. Она потеряла монету. Монету, достаточную, чтобы о ней жалеть и долго искать. А на монете оттиск, образ того, кому она принадлежит, кем она отчеканена, то есть императора, царя.

И человек есть образ Божий, и на нем отпечаток Божественного бытия; он – образ и подобие Самого Царя Бога. Может ли он где-то заваляться, пропасть в мрачной пыли безбожной? Его надо найти. И безусловно, радость возникает там, где находится душа человеческая, для кого она находится. «Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся».

Каждый из нас что-нибудь терял. И вспомните, в тот момент, когда мы нашли то, что потеряли, мы особенной радостью наполняемся. Может быть мы нашли, что не слишком дорого, то есть для всей нашей жизни, но в эту минуту, когда потерял, нет спокойствия, пока не найдешь. А найдешь – радость.

Это, конечно, такой маленький отзвук в душе того, что на самом деле как бы заложено в природу отношений человека и Бога, в природу отношений любви и постоянной связи. Нельзя быть потерянным у Бога. Это никогда не останется, так сказать, неизбежностью, на которую Бог как бы рукой махнет, нет. Мы не можем быть потеряны у Бога. Он ищет нас. Какая радость сознавать уже просто самый этот факт, что мы Его, и Он ищет нас. И какая еще большая радость, когда находит.

Ну что ж, да не потеряемся. С Богом, братия.

Оставьте комментарий!