google-site-verification: google21d08411ff346180.html Проповедь в пятницу 28-й седмицы по Пятидесятнице священника Георгия Полякова | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Проповедь в пятницу 28-й седмицы по Пятидесятнице священника Георгия Полякова

Декабрь 22nd 2011 -

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Приближался праздник Пасхи, улицы Иерусалима все более наполнялись приезжими паломниками. Ото всюду стекающийся народ жаждал приобщиться к великому и историческому событию своих предков. Радостное ликование переполняло сердца молящихся.

Но не все разделяли общую атмосферу города и его жителей. Книжники и первосвященники, уединившись за мрачными стенами дома, зловеще совещались, как погубить Иисуса из Назарета, который дерзнул смело бросить вызов их учению и их образу жизни.

Наступала роковая развязка. Тернистый путь Спасителя приближался к закату. Страдальческие дни Его жизни все более сменялись грозной и мрачной ночью смерти. В ужасе грядущей вселенской трагедии все более выступает демоническая фигура Иуды Искариота, до сих пор скрывавшаяся в тени земной жизни Христа и мало замеченная в повествованиях евангелистов. Он был один из двенадцати учеников Иисуса. Скорее всего (прозвище?) Искариотский он унаследовал от места своего рождения города Кериота. «Искариот» переводится как «человек из Кериофа».

Согласно пророку Иеремии и пророку Амосу Кериоф находился в Моаве, но это мог быть и город Кариаф, расположенный в 19-ти км к югу от Хеврона.

Склоняясь над священными строками евангельского благовестия, мы мысленно переносимся в древний город Иерусалим, где по узким улицам вместе со Своими учениками шествует Христос в окружении огромного скопления народа. Это были люди разного образа жизни, достатка, социального положения, но среди всех как-то особенно выделяется фигура Иуды Искариота, поступки и слова которого подчеркивают его обмирщенность, безрелигиозность, поставившего во главу своих стремлений жажду власти, денег, силы. Его внутренний мир мрачен, ограничен, безблагодатен. Человек алчный и корыстолюбивый, с расчетом получить славу и богатство в царстве Мессии. Присоединившись к ученикам Иисуса, он оставался среди них чужим и одиноким. Пришло время, и похититель братской казны оказался более не в силах скрывать свою внутреннюю сущность, столь отличную от духовного облика Спасителя и Его последователей. Когда Христос со Своими учениками был в Вифании в доме Симона прокаженного, описывает евангелист Матфей: «приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на главу». Некоторые из учеников вознегодовали, этот ропот исходил от Иуды Искариотского, — повествует евангелист Иоанн и добавляет: «потому что он был вор».

Расточительность драгоценного мира стала последней каплей, исполнившей меру терпения двуличного сребролюбца, ибо «вошел сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати, — пишет евангелист Лука, — и он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать».

Евангелист Иоанн по-своему повествует нам ужасный поступок бедного человека. На Тайной Вечери Господь подал Иуде обмокнутый кусок хлеба и этим жестом указал на Своего предателя. Что это был за кусок, евангелист умалчивает. Некоторые толкователи Священного Писания полагают, что это был опреснок, окунутый в соус из горьких трав и такое (толкование?) очень вероятно.

Хочется отметить и другое, что подобный жест великодушия и гостеприимства принадлежит только хозяину пиршества, которым был Христос.

Господь, прозревая страшный поступок, (мысль о котором зародилась?) зародившийся в сердце ожесточенного Иуды, только ему протягивая из Своих рук кусок хлеба, пытался остановить и предостеречь его от задуманного злодеяния, как-то тронуть его душу. Но осатанелая сущность Иуды уже не воспринимала мистический жест Божественного Учителя, Который в небольшом кусочке хлеба незримо отдает ему всего Себя. Приглашение к их Божественной трапезе прозвучало, но спасительное Причастие отвергнуто, Евхаристия не состоялась, любовь Христа не воспринималась, а еще больше ожесточила его внутренний мир.

Страсти и слабость, малодушие и неверие подготовили почву к погибели. Все померкло. Злоба затмила разум несчастного человека. В этот момент в него вошел сатана. Он завладел Иудой уже окончательно, чтобы более не выпускать его из смертельных своих объятий. Лютая ненависть обжигала языком пламени падшего, грань дозволенного стерта, пребывать в атмосфере любви, радости, единства, благодати он уже не мог. Господь, видя его терзания, отпускает его со словами: «что делаешь, делай скорее».

То есть делай выбор скорее и спеши совершить то, к чему так стремится твоя душа. И он побежал предавать Христа. Гонимый дьяволом, с каждым своим шагом Иуда бежал к своему бесславию. Под прикрытием ночного мрака, когда Вифания покоилась мирным сном Искариот пробирался через Масличную гору к Иерусалимскому храму со своим коварным замыслом: тайно выдать Иисуса первосвященникам.

В обычное время ворота храма, как внутренние, так и внешние запирались после вечерней жертвы. Но на праздник Пасхи двор открывался для народа до полуночи. Поэтому без всяких затруднений Иуда проник во двор храма, и страшная встреча состоялась. Радость осветила лица заговорщиков, когда они узнали цель тайного появления ученика Христа. Предложение Искариота как нельзя более облегчила осуществление убийства Мессии. При содействии Иуды достигалось главное: тайна, скрытость, отсутствие свидетелей.

Ревнители закона, не медля, отблагодарили перебежчика, и дали ему тридцать сребреников. Сумма, которую получил Иуда за свое злодеяние в Ветхом Завете назначалась за раба, убитого волом. Если вол забодает раба, — пишется в книге Исход, — то господину его нужно выплатить тридцать сиклей серебра, а вола побить камнями.

У пророка Захарии тридцать сребреников упоминаются в качестве презренной и ничтожной суммы, в которую неблагодарный народ израильский оценивает заботу Создателя о себе: «если угодно вам, — говорит Бог Израилю, — то дайте Мне плату Мою», и они отвесили в уплату тридцать сребреников. «И взял Я тридцать сребреников и бросил их в дом Господень».

У пророка Осии этой суммой определяется цена распутной женщины. У раввинов она является специальной ценою каждого раба без различия пола и возрастаю. Вообще оценка в тридцать сребреников в глазах евреев времени Христа служила символом ничтожества и выражала презрение тому, кто ею оценивался. Тридцать сребреников – это грошовая, смехотворная дьявольская цена самому последнему рабу в этом рабском мире.

Возможно кто-то из синедриона этой презренной ценой решил как-то отомстить «ничтожному» Галилеянину, дерзнувшему колебать высокий авторитет представителей еврейской книжности и учености. Если неблагодарный Израиль платит Богу Отцу за Его попечения рабскую цену, то что же удивительного, если и Сын удостоился тридцати сребреников?

Первоначально Иуда не ведет торга о деньгах, о сумме сделки. Это говорит о том, что он не продает, а предает своего Учителя.

Да, смерть Иисуса неотвратима, но предатель – виновен. И в этом весь парадокс страшной трагедии: «Горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается. Лучше было бы тому человеку не родиться», — возвещает Христос со страниц Евангелия от Марка. А у Иоанна мы читаем: «Более греха на том, кто предал Меня» — и это относится к Иуде.

О поступке человека из Кариота на протяжении всей истории этого мира многие говорят и спорят. В изящной литературе приводится много попыток разрешить загадку этой темной личности. Спорят о его психологии, сочиняют фантастические теории о мотивах предательства, кто-то пытается его обелить, кто-то облагородить его черное злодеяние, объясняя это то непомерной ревностью к своему Учителю, то горячим желанием помочь Его делу и ускорить торжественный час Его триумфа и победы над миром.

В мировом же сознании Иуда и его предательство остаются по-прежнему самым грязным пятном нравственной истории человечества, возбуждая к нему лишь ужас и отвращение. Святитель Василий Великий говорит: «Корыстолюбие и алчность соделало его духовно ослепленным. Находясь рядом около самого Источника истинной радости и счастья, он видел в своем Учителе лишь источник наживы и чувственного животного удовлетворения».

Предательство Иуды, что это? истолкование (исполнение?) пророчества, Промысл Божий, одержимость дьяволом, злая воля человеческого существа? Не думаю, что только деньги сыграли роковую роль в предательстве Иуды. Скорее, разочарование. В его лице разочарование всего Израиля. Христос не оправдал чаяния Иуды и всего еврейского общества. Он даже не попытался освободить Свой народ от римского ига. Длительный процесс грехов и пороков, страстей и заблуждений, лицемерия и обмана соделало созревание благородной почвы сердца, в которую сатана посеял семена предательства Иуды и всего израильского общества. Придет время, и эти семена прорастут и принесут свой демонический плод у подножия Голгофы.

Прошло много веков после разыгравшейся трагедии в преддверии еврейской Пасхи, трагедии, которая навсегда определит Иуду как канонического предателя. Его тень будет всегда заметна на светлом блеске Предаваемого. Именем Иуды все народы земли нарекут самый низменный, самый позорный, самый ранимый(?) грех – грех предательства. Имена Христа и Иуды всегда будут произноситься рядом, как Жертва и палач. Аминь

Комментарии закрыты.