google-site-verification: google21d08411ff346180.html Проповедь в Пятницу 20-й седмицы по Пятидесятнице священника Георгия Полякова | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Проповедь в Пятницу 20-й седмицы по Пятидесятнице священника Георгия Полякова

Октябрь 27th 2011 -

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

По возвращении апостолов с первой своей проповеди Евангелия Иисус Христос, получив от учеников Иоанна Крестителя известие о его мученической кончине, удаляется в пустыню, чтобы в уединении помолиться. Это было дикое, безлюдное и неприветливое место, расположенное вдалеке от шумных поселений и больших городов.

Народ, внимавший учению Спасителя, поспешил вслед за Ним. Это были простые бедняки, изнуренные обстоятельствами жизни, недостатками и нуждой. Они несли Ему свое горе, свой ропот, свои грехи. И безжизненная окаменелая пустыня огласилась человеческой речью и человеческой радостью.

Со всей округи прибыло пять тысяч человек, не считая женщин и детей, чтобы унести в своем сердце от Божественного Учителя назидание и утешение. На столь пламенное усердие к Нему народа Христос отзывается жалостью к ним, состраданием, милосердием и исцеляет больных от различных недугов.

Спаситель принял весь народ, как их Друг. Целых три дня поучал Он их небесным благовестиям. Очевидно, слушающим было хорошо с Ним, что никто не позаботился уйти отдохнуть или взять с собой пищи.

Под вечер апостолы заботливо стали искать выход, как всех накормить. И с настоятельной просьбой обращаются к своему Наставнику. Христос уверяет, что алчущий народ не имеет нужды идти в город за покупкой пищи. «Вы дайте им есть», — говорит Он Своим ученикам.

Христос велит Своим апостолам, которые тоже чрезмерно устали, собрать свои последние силы, превзойти свои человеческие немощи и довершить дело служения ближним. Спаситель как бы вовсе не замечает общей усталости Своих последователей и призывает их к последнему поступку нелегкого самопожертвования.

Ученики беспрекословно следуют словам Господа. И становятся свидетелями и участниками небывалого события: чудесного, почти сказочного умножения пяти хлебов и двух рыб. Повелев народу возлечь рядом по пятьдесят и сто человек, воззрев на небо, Христос благословил и преломил, дав хлеб Своим ученикам, а те раздали все народу. Все ели и насытились.

За Божественной трапезой присутствовало около пяти тысяч человек, не считая женщин и детей. Собирая остатки хлеба, апостолы окончательно убедились в сверхъестественном их преумножении. Это было чудо.

В Евангелии чудесам отводится большое место. Читая Благую Весть, мы довольно часто встречаемся со случаями, когда Спаситель чудесным образом насыщает окружающих Его людей. Иисус повелел апостолам закинуть сети в воду Галилейского озера и наполнил их великим множеством рыб. В Кане Галилейской на брачном пире Он претворяет воду в вино. Но все эти чудеса не выходят далеко за пределы незыблемых законов материального мира.

Чудо же насыщения пяти тысяч израильских мужей имеет принципиальное отличие от многих чудотворений Господних. Оно имеет прямое отношение к величайшей тайне возникновения всего мироздания, ибо является чудом появления вещественных видимых предметов из ничего.

Для чего Христос, имеющий безграничную власть над вселенной, избирает именно этот, а не какой-либо другой способ насыщения ослабевших в пути жителей Палестины? Почему Спаситель, не обращая внимания на то, что впоследствии повествование о таком чуде может стать камнем преткновения и соблазном для тех, кто возжаждет евангельского слова, все-таки насыщает пять тысяч иудеев столь необычным образом?

Вероятно, в этом беспощадном отношении к человеческому рассудку содержится категоричное требование сверхрациональной веры во всех будущих последователях Евангелия. Чудесно насыщая пять тысяч галилейских мужей, Спаситель как бы назидает будущую Церковь в том, что без абсолютного сверхразумного доверия евангельскому слову человек навсегда останется в удушливых и мучительных тисках падшего мира.

Ибо тот, кто позволит себе усомниться в правдивости евангельского рассказа об этом чуде, никогда не сможет стать участником другого чуда Нового Завета, разрывающего безысходную замкнутость века настоящего и выводящего человека на просторы бесконечной жизни. Это Таинство Евхаристии, величайшего чуда, когда-либо совершенного и всегда совершаемого под этим небом.

Оптинский старец Нектарий возглашает по этому поводу удивительные и торжественные слова: Не надо требовать или искать чудес на земле. У нас есть одно, непрекращающееся чудо – это Божественная Литургия. Посредством Таинства Евхаристии Бог почтил человека необычайным даром – возможности приобщения Божественного естества. Через участие в Таинстве Причащения Телу и Крови Господней человек поставляется Богом выше всех чиноначалий ангельских и умов бесплотных. Евхаристия самую землю делает небом. Она орошает душу человека нескончаемым потоком Божественной благодати и питает человека нетленной пищей будущего века. Это тот бесценный дар, которым мы должны дорожить более, чем всем остальным в своей жизни. Она есть тот мистический центр, вокруг которого концентрируется все христианское бытие.

Кто пресытился суетой и пустотой обыденной и повседневной жизни, изуверовавшись в своих мнимых идеалах, изголодавшись и возжаждавшись по более возвышенному, истинному и святому, устал от серости, мрачности, лжи, потянемся за Хлебом жизни, за Светом правды в лице Христа, и никто не будет обманут, никто не забыт, все желанны, все насыщены.

Пусть же чудо насыщения пяти тысяч мужей из Галилеи, которое является прообразом и преддверием чуда святой Евхаристии, станет для нас напоминанием о необходимости приобрести добродетель той безусловной веры, вне которой мы никогда не сможем стать блаженными участниками трапезы Господней. Аминь.

Комментарии закрыты.