google-site-verification: google21d08411ff346180.html Проповедь в пятницу 2-й седмицы Великого поста иеромонаха Гавриила | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Проповедь в пятницу 2-й седмицы Великого поста иеромонаха Гавриила

Март 8th 2012 -

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Пророк Давид взывал в молитве к Богу: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим» (Пс.118: 12). Оправданиями в Законе Божием названы заповеди, исполнение которых поставляет человека пред лицом Правды Божией. Другими словами, заповеди – это повеления Творца, это путь, который предложил для человека Бог; а оправдание есть само шествие человека по этому пути. Поэтому, когда мы просим Господа научить нас оправданиям Его, мы просим научить нас жить по заповедям Божиим. Не только в уме их содержать, но и на деле исполнять.

Возводя свой мысленный взор к Триипостасному Божеству, христиане расширили воззвание псалмопевца. Обращаясь к Богу Отцу, мы просим, чтобы  Он научил нашу волю следовать повелениям Творца. Обращаясь к Сыну Божию, мы просим, чтобы Слово Отчее вразумило нас: «что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим.12: 2) – сами-то мы порой подчас не знаем, как нам поступить по воле Божией; вот мы и просим Господа нашего Иисуса Христа, чтобы Он нас надоумил. Обращаясь же ко Святому Духу, мы просим, чтобы Утéшитель Благий просветил нас оправданиями Своими; потому как исполнение заповедей просвещает сердце человека.

Поученіе. Въ пятницу второй седьмицы Великаго поcта, на литургіи

Каким же образом оправдания Господни просвещают нашу душу? По учению святых отцов, исполнение заповедей открывает человеку его немощь, то есть научает человека смирению. А Господь свидетельствует нам через апостола Павла, говоря: «Сила бо Моя в немощи совершается» (2Кор.12: 9). Это значит – когда человек смирится: осознает, что он земля и пепел, и ничуть не лучше окружающих его людей – тогда-то к этому нищему духом человеку приходит в сердце благодать, которая укрепляет его волю,  просвещает его ум и веселит его сердце. «Воздаяние, – учит нас святой Исаак Сирин,– бывает не за добродетель и не за подъятый ради нее труд, но за рождающееся, вследствие исполнения заповедей, смирение». И Господь нам говорит: «На кого Я призрю: токмо на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» (Ис.66: 2). В пояснение этих слов, апостол Петр побуждает нас облечься смиренномудрием, «потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1Петр.5: 5).

И вот в этом-то соработничестве благодати Божией и воли человеческой заключается цель нашей христианской жизни. Потому как лишь совместными усилиями можно преодолеть преграду между Богом и человеком. Преграда же эта – грех, препятствующий приблизиться нам к Богу. Разрушить эту «стену» не под силу не только нам, но и всемогущему Богу, если мы сами того не захотим. Так, преподобный Макарий Египетский говорит: «Воля человеческая есть как бы существенное условие. Если нет воли, Сам Бог ничего не делает, хотя и может по свободе Своей». В XIX веке святитель Феофан Затворник утверждал, что Святой Дух, действуя в нас, совершает с нами дело нашего спасения, но он также говорил, что «человек совершает дело своего спасения с помощью благодати Божией». Святой Григорий Нисский очень четко выражает эту взаимную связь, превращающую благодать и свободу воли в два полюса одной и той же реальности: «Как благодать Божия, – говорит он, – не может обитать в душах, уклоняющихся от своего спасения, так и человеческая добродетель сама по себе недостаточна, чтобы возвысить до совершенства души, чуждые благодати».

Посему-то, братья и сестры, совершая какое-либо доброе дело, будем помнить, что добрым оно бывает не само по себе, а вследствие нашего произволения. Так мы знаем, что и Каин, и Авель – оба приносили жертву Богу; однако жертву Авеля принял Господь, а жертвоприношение Каина отверг, потому что тот исполнил его лишь формально. Будем же стараться беречь себя от закваски фарисейской – от формального исполнения заповедей Божиих; но делая то или иное доброе дело, «всё будем делать во славу Божию» (1Кор.10: 31). Потому как, по словам батюшки Серафима Саровского: лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Духа Святого, всё же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, мзды в жизни будущего века нам не представляет, да и в здешней жизни благодати Божией не дает. Вот почему Господь наш Иисус Христос сказал: «Всяк, иже не собирает со Мной, расточает» (Мф. 12, 30).

Оставьте комментарий!