google-site-verification: google21d08411ff346180.html Проповедь в понедельник 6-й седмицы по Пасхе протоиерея Александра Глебова | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Проповедь в понедельник 6-й седмицы по Пасхе протоиерея Александра Глебова

Май 29th 2011 -

Проповедь в понедельник 6-й седмицы по Пасхе протоиерея Александра Глебова

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Наверное, многим из нас приходилось сталкиваться с такой точкой зрения, что если бы Бог наболее явно участвовал в жизни людей Своей Божественной силой и всемогуществом, то веры в людях было бы больше. Ну, как можно было бы отрицать Бога или бороться с Ним, если бы на любое наше обращение к Нему следовал бы немедленный ответ? Вера тогда была бы стимулом к благополучной жизни и уделом всех людей, потому что абсолютно каждый из нас хочет жить, как можно лучше.

Христос в Евангелии не раз опровергает эту распространенную и ложную точку зрения о взаимосвязи между чудом Божиим и верой в Бога. Вот, например, в притче о богатом и Лазаре Христос описывает этот как бы диалог в загробном мире между Авраамом и богачом. Богач просит Авраама, чтобы он послал Лазаря на землю к его братьям и сказал им, чтобы они не жили так, как он, потому что после смерти тоже попадут в место мучения.

Кстати, здесь богач проявляет добрые чувства: заботу о своих братьях и любовь к ним. Авраам ему отвечает, что нет никакой необходимости посылать к ним Лазаря. Потому что как надо жить и что надо делать, а чего не надо делать, чтобы не оказаться в месте мучения, Господь сказал через Моисея и других пророков. И в этом смысле ничего нового Лазарь сказать не может. Есть у них Моисей и пророки, пускай их слушают и исполняют.

Богач не соглашается. Он говорит, что вот если мертвец воскреснет и придет к ним, то братья его будут так поражены этим чудом воскрешения, что непременно уверуют, станут исполнять закон, и избегут его, то есть богача, печальной участи в будущей жизни.

Авраам отвечает, если Моисея и пророков не послушали, то даже если кто из мертвых воскреснет, не послушают. То есть даже если произойдет самое великое чудо, которое только можно себе представить, если мертвый воскреснет, то веры это никому не прибавит и к спасению не приведет.

Я, конечно, рассказываю эту притчу в таком вольном изложении. Но почему я, собственно, о ней заговорил? Потому что сегодняшнее Евангелие это буквальное подтверждение слов Авраама о том, что воскресение мертвого веры никому не прибавит.

Мы слышали сегодня о заговоре старейшин иудейских и об их решении убить Христа. А это решение в свою очередь было реакцией на воскрешение Лазаря, но Лазаря не из притчи, а реального Лазаря, брата Марфы и Марии, друга Спасителя, который жил вместе со своими сестрами в местечке Вифания недалеко от Иерусалима. Христос любил этих людей, часто пользовался их гостеприимством, останавливался у них, потому что своего дома у Спасителя, как мы знаем, не было.

Христос давно раздражал фарисеев. Его слова, Его дела, чудеса, которые Он совершал, те обличения, которые Он обрушивал на головы всех этих лицемерных ревнителей благочестия – все это не давало покоя духовным вождям еврейского народа. Ну а чудо воскрешения Лазаря чашу терпения переполнило: народ идет за Христом, а не за ними.

В следующей главе будет описываться, как торжественно встречали Христа, грядущего в Иерусалим, как царя-победителя, как триумфатора. Люди будут постилать свои одежды под копыта осленка, на котором едет Спаситель, срезать пальмовые ветви и радостно восклицать: Осанна сыну Давидову. Благословен грядый во имя Господне.

Разве кого-нибудь из фарисеев так когда-нибудь встречали? А как они к этому стремятся. Какие бремена неудобоносимые они возлагают на себя. И постятся, и молятся, и на храм жертвуют, и с грешниками не общаются, и субботу соблюдают – их жизнь это сплошное соблюдение закона во всех его, пускай даже в самых мелких деталях. И все только ради того, чтобы их праведниками почитали.

А тут этот неизвестный Галилеянин, Который вдруг стал так известен, Который все законы Моисея подчинил закону любви, Который не совершает ритуальных омовений, ест и пьет с грешниками, общается с язычниками и самарянами, не соблюдает субботы, так, как они ее понимают, и нарушает многое и многое. И вдруг Ему такой почет. Книжники и фарисеи почувствовали, что власть уходит из их рук. Да, пускай под Римом, но все-таки духовная власть, влияние на народ, и уважение в глазах народа.

Ну не подходил им никак Христос. Ну что это за проповедь о Царстве, которое не от мира сего? Что это за проповедь о Царстве Божием, которое внутри нас? Царство это когда у тебя в кармане звенит. Царство это когда ты обладаешь властью и силой, чтобы эту власть отстоять. Вот, что такое царство с точки зрения фарисеев, да и вообще с точки зрения подавляющего большинства людей. Вот поэтому и не приняли они Христа.

Другим они себе представляли Мессию, и царство, которое Он должен будет основать, как царство земное, как блеск и слава. Спасения не от власти диавола ожидали они, а от власти Рима. Как впрочем, и сегодня, многие наши чаяния касаются исключительно земных тем, устремлений и переживаний. И когда мы в момент испытаний своей жизни обращаемся к Богу со словами: Господи спаси. То под спасением обычно подразумеваем избавление от кризисной ситуации, в которой мы оказались.

А оказываемся мы в таких ситуациях часто и по своей глупости и греховности, потому что свободная воля наша направлена не к тому, к чему призывает Господь, а совершенно в иную сторону. А ведь посылает-то нам Господь иногда эти испытания именно как возможность спасения, спасения в евангельском значении этого слова. Спасения от власти диавола, чтобы привести нас к Богу. То, о чем мы сами в повседневном ритме нашей жизни забываем и не стремимся, и Господь по Своей любви создает нам такие условия, в которых нам уже ни до чего и ни до кого. Мы начинаем уповать только на Бога, и обращаемся к Нему с молитвой о помощи.

К сожалению, но факт, часто то, что причиняет нам боль, что уязвляет нас, вместе с тем является тем единственным, что исцеляет нас и спасает нас. Но надо обладать сильным духовным зрением и, прежде всего, конечно, незыблемой верой, чтобы просить Бога не спасения от испытания, а увидеть спасение в испытании.

Спасение от земных напастей это как раз чаяние иудеев, которые, как мы сегодня слышали, решили убить Христа. И в конечном итоге убили, потому что Он не оправдал их надежды на земное царство. А Царство Божие обретается через узкий тернистый путь, который отвергли фарисеи, который отвергают многие сегодня, но который является единственным, приводящим человека к Богу, дарующему ему спасение. То подлинное вечное спасение, о котором проповедовал Христос, и путь к которому Он проложил Своим Крестом и Воскресением. Аминь.

Комментарии закрыты.