google-site-verification: google21d08411ff346180.html Проповедь в понедельник 33-й седмицы по Пятидесятнице, протоиерея Александра Глебова | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Проповедь в понедельник 33-й седмицы по Пятидесятнице, протоиерея Александра Глебова

Январь 22nd 2012 -

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня евангелист Марк повествует нам об исцелении слепого, которого звали Вартимей. Господь выходил из города Иерихона и видимо сразу за воротами города у дороги сидел слепой Вартимей, который просил милостыни. Будучи слепым, он не мог работать, а значит, не мог зарабатывать себе на жизнь, и жил милостыней, подаянием. Услышав, что где-то рядом по дороге идет Господь в окружении учеников, он стал громко кричать, звать Его, опять просить милостыню. Но милостыню не материальную, а куда более существенную. Он стал просить Христа об исцелении, чтобы Он открыл его телесные очи. Вообще слепота – это одна из самых страшных болезней, которая может поразить человека. Потому что

80 % из того, что нас окружает, мы познаем через органы зрения. И человек невидящий – абсолютно беспомощен. Жизнь в ее цветах и красках проходит мимо него. Поэтому можно только представить, как напористо и дерзновенно Вартимей кричал к Господу, прося Его об исцелении: ведь в Нем была его единственная надежда. Понятно, что Вартимей не просто так стал просить Христа. Он, как и все тогда в Израиле, конечно, слышал о тех чудесах, которые творил Господь. О том, что слепые прозревают, глухие слышат, хромые ходят, расслабленные, то есть парализованные, встают со своих одров болезни, к которым они были прикованы годами и многие другие чудеса, которые совершил Христос, являя Свою милость к несчастным и больным людям.

Но вот что удивительно. Вартимей называет Спасителя Сыном Давида: «Иисус Сын Давидов, помилуй меня» — кричит. Для слуха древнего иудея «Сын Давидов» — это не просто потомок царя Давида, а конкретная личность, с которой иудеи связывали восстановление царства, подобного царству Давида, независимого и процветающего еврейского государства.

Другими словами «Сын Давидов» — это один из титулов Мессии, Христа. Сам Христос этот титул в отношении Себя никогда не применял: Он чаще всего называл Себя Сыном Человеческим, а не Сыном Давидовым или Мессией. Потому что Он понимал, что у Его современников совершенно иные, чисто земные представления о Христе или о Сыне Давидовом, иные представления о том, в чем будет заключаться Его миссия в этом мире.

Ну и другие крайне редко называли Спасителя Христом. Мы помним, как один раз апостол Петр исповедовал Его Христом, и тогда Господь сказал: «Блажен ты Симон-Петр, ибо не плоть и кровь тебе это открыли, но Отец Мой Небесный». Потом, как это ни странно, гадаринский бесноватый называл Спасителя Сыном Бога Всевышнего, что тоже на языке Библии равнозначно Мессии. Но хотя и странного в этом ничего нет. Потому что та сила, которая была в этом бесноватом, которою он был одержим, она в отличие от людей прекрасно понимала и чувствовала, Кто стоит перед ней. Слепой Вартимей называет Спасителя Сыном Давидовым не потому , что он об этом догадался и не потому, что он очень хорошо знал ветхозаветные пророчества о Христе и, анализируя их, пришел к выводу, что вот тот Человек, который мимо него сейчас проходит по дороге, и есть обетованный Мессия. Догадаться или путем логических умозаключений прийти к этому невозможно. Бога можно увидеть только духовным зрением. Ибо, будучи физически слепым, Вартимей обладал вот этим внутренним зрением, благодаря которому человек чувствует духовный мир.

Евангелист говорит, что Вартимей услышал, что идет Иисус Назарянин. Но что значит услышал? Услышать можно шаги. А кто идет мы не слышим, а видим. И Вартимей духовным зрением увидел в Иисусе из Назарета Сына Давидова, Мессию, Которого в Нем не могли увидеть часто те, кто считал себя зрячим.

Вообще вопрос веры, религиозной веры в Бога, он не так прост, как, может быть, кому-то кажется. Нельзя себя просто заставить верить в Бога. Присутствие Бога надо чувствовать, тогда вера будет естественно проистекать из живого опыта Его присутствия и общения с Ним. Должен быть как бы орган, которым человек видит духовный мир.

Как глаза – это орган, которым мы видим мир физический. Если человек слеп, то ему, как ни объясняй красоту мира, его цвета, его краски, он все равно ничего не поймет. Как не понять красоту духовного мира тем, у кого нет духовного ока, и объяснять здесь что либо бывает бесполезно.

Я иногда слышу такое суждение, что если человек неверующий, то надо дать ему почитать Евангелие, и он придет к Богу. Но дело в том, что Евангелие способно воздействовать на человека, у которого уже есть потенциал веры, пускай даже в скрытом состоянии. В таком случае Евангелие действительно является толчком к живой практикующей вере. Как это было с приснопамятным митрополитом Сурожским Антонием Блюмом. В своей автобиографии он рассказывает, что его обращение произошло после того, как он прочитал Евангелие от Марка. И впоследствии из такого теплохладного к вере молодого человека он стал тем, кем мы его знаем – ревностным христианином и добрым пастырем.

Но ведь на прочтение Евангелия может быть совершенно обратная реакция. Ведь Евангелие было написано в глубокой древности на языке совершенно иной культуры; оно дошло до нас в переводах и далеко не всегда точных, и существует целая наука «библеистика», которая пытается помочь нам, людям регулярно читающим Евангелие, понять подлинный смысл написанного.

Но если человек впервые берет в руки Евангелие, человек далекий от всего этого, то многое ли он там поймет? Апостол Павел говорит: «Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым». А это значит только одно: вера есть дар Божий, дар, который присутствует у каждого человека, но в очень разной степени; дар, который требует своего развития, как и все способности, которые дал нам Господь.

Если у человека веры так мало, что она незаметна, то это еще не значит, что ее нет вовсе. Как, например, если человек физически очень слабый – то это еще не повод ползти на кладбище. Никто от такого человека не требует олимпийских рекордов, но поддерживать свое немощное тело надо насколько это возможно, если ты хочешь жить.

Каждый из нас помнит притчу о талантах. Если в вере человек получил только один талант, то его надо не закапывать, а развивать. Как развивать? А вот попытаться исполнять то, что говорит Господь. соблюдать Его заповеди, жить, как Он велит в любом случае, а от исполнения этих заповедей ничего худого не будет.

И вот что еще надо, может быть самое главное, – надо попытаться молиться. Ну конечно, включить в жизнь нерелигиозного человека молитву очень трудно. Потому что если для него нет Бога, то, собственно, кому молиться? Но молитва дает нам попытку прикоснуться к Богу. Эта попытка может быть неудачной. Она может вызывать утомление, досаду, непонимание, раздражение, но надо пробовать вновь и вновь, пока человек не почувствует силу и притягательность молитвы, пока он не услышит ответ от Того, к Кому обращается. И может поначалу не стоит брать молитвословы, в которых молитвы написаны на славянском языке, потому что молитва – это живое общение с Богом, а не какая-то магическая формула, состоящая из малопонятных слов. Поэтому человеку, желающему обрести веру, стоит начать с молитвы своими словами, дабы свои осознанные и выстраданные мысли обращать к Богу. И тогда, может быть, конечно, не сразу, но пелена будет спадать с духовного зрения человека. Его, пускай маленькое, зерно веры через молитву и жизнь будет получать необходимую почву и влагу и возрастать силой Божественной благодати.

Как, наверное, через молитву, через постоянное общение с Богом укрепилась вера и обострилось духовное зрение у физически слепого Вартимея, который явил удивительный пример видения Бога и ощущения Его присутствия рядом с собой. Аминь.

Оставьте комментарий!