Проповедь в понедельник 3-й седмицы по Пятидесятнице протоиерея Александра Глебова

Июнь 26th 2011 -

Проповедь в понедельник 3-й седмицы по Пятидесятнице протоиерея Александра Глебова

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Мы слышали сегодня в повествовании евангелиста Матфея о том, как Господь выбирает из среды Своих последователей 12 особо близких Ему учеников. Он называет их апостолы. Апостол значит посланник, ибо Христос посылает их проповедовать. Проповедовать то, что проповедует и Он Сам, проповедовать Царствие Божие. Христос посылает их делать то, что делает и Он – исцелять людей. Спаситель дает им часть Своей Божественной власти, силой которой апостолы могут изгонять нечистых духов и врачевать всякую болезнь и немощь в людях. Христос определяет сферу их деятельности – это погибшие овцы дома Израилева, как Он говорит, то есть еврейский народ. Ни язычникам, ни самарянам пока проповедовать не надо. Как, кстати, и Сам Христос всю Свою деятельность в первую очередь обращал к иудеям: «нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам», отвечает Господь хананеянке на ее просьбу об исцелении дочери, но, видя ее веру, исцеляет ее дочь. Как исцеляет и слуга римского сотника, и других язычников, которые уверовали в Него.

Да, на протяжении тысячелетий Господь через Закон и пророков готовил еврейский народ к принятию Христа. Только к ним было обращено слово Божие. Иудеи, единственные во всем древнем мире поклонялись истинному Богу. Через их народ Господь совершал домостроительство ко спасению уже всех людей.

Вот у язычников были совершенно иные представления и о боге, а точнее о богах. Они были идолопоклонники, и у них были отличные от иудеев духовные и нравственные ценности, иной взгляд на мир и на место человека в этом мире, иные устремления. И вера язычника во Христа, как в Сына Божия, как в Бога являлась исключением, а не нормой.

Поэтому на первых порах слово Божие было обращено к тому народу, кто это слово знал, хранил, худо-бедно, но старались исполнять его, то есть к евреям. И именно поэтому первая апостольская миссия направляется к ним.

Ну, а когда иудеи в лице своих духовных вождей отвергли Христа, то пришло время для проповеди всем народам земли, о чем заповедал Господь Своим ученикам уже перед самым Своим Вознесением. Он им говорит: «Идите и научите все народы», не только погибших овец дома Израилева, как в сегодняшнем Евангелии говорит Господь, а все народы научите, «крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я заповедал вам».

И больше всех в деле обращения язычников потрудился апостол Павел, который по его собственным словам стал апостолом язычников. Вот действительно странно, что именно апостол Павел, этот ортодоксальный иудей, фарисей и сын фарисея, один из лучших и преданных учеников раввина Гамалеила, человек столь любящих свой еврейский народ и переживающий за него, что он даже в П,ослании к Римлянам писал: «Велика для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему. Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих родных мне по плоти», то есть за израильтян. И вот именно апостол Павел, этот плоть от плоти и кровь от крови еврейского народа прекращает свою проповедь у единоплеменников и идет к язычникам. О чем, кстати, свидетельствует Книга Деяний Апостольских. В 13 главе мы находим такие слова: Павел и Варнава с дерзновением сказали – сказали иудеям – «вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его, и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то, вот, мы обращаемся к язычникам».

И именно апостолу Павлу в первую очередь Европа обязана своей христианизацией. И его 14 писем к различным церквям и частным лицам вошли в канон Священного Писания Нового Завета, и мы назидаемся его Посланиями как великим источником мудрости Божественного откровения.

Христос избирает апостолов. Избирает для того, чтобы они расширили Его дело при Его земной жизни и продолжили это дело после Воскресения Христа и Вознесения Его на небо. «Жатвы много, делателей мало», как бы сетует Господь в сегодняшнем Евангелии и избирает 12 апостолов, Своих первых помощников для распространения вести о Царствии Божием. И проповедь Царствия Божия и спасения мира совершается Богом при содействии совершенно конкретных людей, апостолов. Которые распространяют евангельское учение по лицу земли.

Но призыв к апостольскому деланию это удел не только двенадцати ближайших учеников Христа, и не семидесяти апостолов, которых Господь призовет чуть позже. Призыв к апостольскому служению обращен ко всем нам. Конечно, в очень разной степени, но, тем не менее, каждый верующий человек в меру своих сил и возможностей должен свидетельствовать о Христе в этом мире.

Но ведь совершенно очевидно, что вот это последнее напутствие Христа на Елеонской горе, которое я сегодня уже цитировал перед Вознесением: «Идите и научите все народы, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я заповедал вам». Так вот это напутствие-то оно ведь относится не только к 11 ученикам., Не могли же они в границах своей человеческой жизни просветить всю вселенную светом Христова учения, крестить все народы земли. И история свидетельствует, что они сделать это просто не успели – жизни не хватило. А это значит, что сказанное апостолам относится ко всем, кто называет себя учеником Христа, кто является Его последователем, кто стремится исполнять его заповеди.

А ведь напутствие это: «Идите и научите» – это и есть заповедь, последняя заповедь, произнесенная уже воскресшим Христом. А это значит, что каждый из нас должен по примеру святых апостолов послужить орудием в руках Божиих ко спасению и просвещению других людей.

Наверное, кто-то мне может возразить и сказать, что дело проповеди слова Божия не каждому под силу и требует специальной подготовки. И в первую очередь это задача церковной иерархии – епископов и священников. Да, это действительно так, и более того, я категорически не рекомендую браться за проповедь и учительство тех, кто к этому учительству не готов или просто неспособен.

А у нас сегодня, к великому сожалению, много таких любителей. Достаточно почитать некоторые брошюры и книги, которые продаются сегодня в церковных лавках, якобы с благословения Патриарха или Митрополита, но содержание которых, скорее, отводит от Христа, чем приводит к Нему, передает искаженное представление о Церкви и о православном вероучении. Поэтому учительствовать и проповедовать и писать статьи мирянину можно только при соответствующей подготовке и с благословения епископа.

А вот жизнью своей свидетельствовать о Христе доступно каждому, и образованному и безграмотному, и священнику и мирянину. А жизнь, основанная на заповедях Христовых, это и есть самая яркая, а главное, самая аргументированная проповедь о Христе. Потому что это уже не слова, какими бы красивыми они не были. Это не отвлеченное богословие, не теория, а практика. Это не рассказ о Христе, а воплощение слов Христа в своей жизни. Это практический результат того опыта, следовать которому мы предлагаем в проповеди.

Мне вспоминается такая история, которую я как-то прочитал у одного протестантского автора. Он описывает конференцию различных христианских конфессий, конференцию по вопросу миссионерской деятельности в Африке, к тому же самых диких и отсталых африканских племен. Во время дискуссии все делятся опытом. Одни говорят, что они строят школы для африканских детей, другие, что переводят Евангелие на местный язык, третьи занимаются благотворительностью и так далее.

И тут встает представитель одной группы миссионеров и говорит: А мы ничего не делаем. Мы просто поселяемся среди этих племен и живем так, как заповедовал Господь. И тогда аборигены, видя нашу жизнь, наш быт, наше отношение друг к другу и к ним, они проникаются к нам уважением и изъявляют желание жить так же, как и мы, быть такими же, как и мы. И только тогда мы объясняем им, почему мы такие, почему мы так живем, рассказываем им о Христе, о Его Законе и крестим их.

Вот эта очень красноречивая история, рассказывающая о действительно поистине апостольских трудах обыкновенных людей, обыкновенных христиан, мужчин и женщин. Нам с вами в Африку ехать не надо, поскольку у каждого из нас рядом есть люди, пускай даже крещеные, но не воцерковленные, и которых мы можем привести в храм, привести не силой богословских аргументов, у подавляющего большинства их просто нет, а привести их добрым примером своей христианской жизни. Дабы те, кто рядом с нами, видя наши добрые дела, прославляли Отца небесного, как заповедал нам Господь. Аминь

Оставьте комментарий!