google-site-verification: google21d08411ff346180.html Проповедь в понедельник 22-й седмицы по Пятидесятнице протоиерея Александра Глебова | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Проповедь в понедельник 22-й седмицы по Пятидесятнице протоиерея Александра Глебова

Ноябрь 6th 2011 -

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

«Многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели и слышать, что вы слышите, и не слышали», — говорит Господь апостолам.

Да, действительно вся ветхозаветная история израильского народа была состоянием ожидания. Ожидания особого Божественного посланника-Мессии: именно о Нем проповедовали пророки, именно к принятию Его подготавливали еврейский народ лучшие из израильских царей. Ну а сам этот народ связывал с пришествием Христа свои самые радужные надежды. Конечно, по-разному люди понимали и представляли себе Его миссию. Люди, одухотворенные, живущие интенсивной религиозной жизнью, ждали от Христа духовных благ: освобождения от рабства диавола, от рабства греха и греховной смерти. Ну а люди более мирские и меркантильные соответственно ожидали от грядущего Спасителя благ мирских, качественного изменения условий их земной жизни.

Да, понимали неодинаково. Надеялись получить от Его прихода совершенно разные, иногда просто диаметрально противоположные и исключающие друг друга блага. Но тем не менее, ждали все. И дождались.

Ведь именно об этом и говорит Господь в сегодняшнем Евангелии, что «многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели и слышать, что вы слышите, и не слышали». Но вот возникает такой вопрос. А для думающих людей, для тех, кто привык размышлять над Священным Писанием, этот вопрос наверное естественный. И суть его вот в чем: а каково наше место в этом противопоставлении людей Ветхого Завета и апостолов? Тех, кто Христа не видел, и тех, кто был свидетелем Его земной жизни? Мы-то к кому относимся? К тем, кто Христа видел и слышал? Или к тем, кто Его не видел и не слышал?

На первый взгляд совершенно очевидно, что мы не являемся современниками Христа. Нас от Его земной жизни отделяет 2000 лет, и мы не можем видеть Его внешность, слышать Его голос, как это видели и слышали апостолы. Но с другой стороны, от людей Ветхого Завета нас отличает то, что мы знаем, как Господь внешне выглядел, мы знаем, что Он сказал, что Он сделал, и что надо делать нам, дабы иметь жизнь в Боге. У нас есть слово Божие, Евангелие, — а это и есть те самые слова, которые Христос говорил апостолам, и которые были записаны ими именно с той целью, чтобы слова Спасителя в равной степени звучали для всех поколений людей.

Но помимо Священного Писания у нас есть и Священное Предание, на основании которого возникла иконописная традиция, которая из глубины веков сохранила и донесла до нас человеческий лик Бога, Его лицо, Его внешность. Когда мы взираем на иконы Спасителя, на любой образ, то понимаем, что они друг от друга чем-то отличаются. Это и определенная иконописная школа, и традиция, да и просто мастерство иконописца. Но несмотря на эту небольшую разницу, мы всегда узнаем Христа и ни с кем Его не перепутаем. Почему? Потому что во всех изображениях Христа мы наблюдаем внешнее сходство. А наблюдаем мы это сходство, потому что основой всех изображений Спасителя является Его запечатленный лик на куске материи, который Он передал эдесскому царю Авгарю, как знак, как символ его исцеления от смертельной болезни, проказы. И вот этот нерукотворенный образ, он-то и явился первоосновой и первообразом для всех остальных изображений Христа.

Ветхозаветные цари, пророки и все остальные и представить себе не могли, как выглядел Бог. Моисеем было категорически запрещено делать какие-либо изображения. И это понятно – народ был склонен к идолопоклонству. Ведь окружающие Израиль народы делали себе богов в виде людей, в виде зверей, в виде светил небесных, и поэтому такая жесткая мера на запрет изображений Бога была полностью оправдана. Но Бог стал человеком. Вот когда мы с вами размышляем о том, зачем Господь пришел на землю, то первое, что, конечно, приходит на ум, это Крест и Воскресение.

Да, через Крест Господь избавил нас от вины за грех, искупил наш грех Своей кровью. А через Воскресение даровал роду человеческому вечную жизнь. Но не только это.

Один из отцов Церкви, святой Афанасий Великий, размышляя на эту тему, говорил так. Я, конечно, не цитирую его, но за содержание ручаюсь. Он говорил: Господь пришел на землю, чтобы явить нам Свой образ, чтобы приблизить к нам невидимого и неведомого Бога. Сын Божий стал Сыном Человеческим, чтобы сыны человеческие (то есть мы с вами) стали сынами Божиими.

И если задуматься над сегодняшним евангельским текстом, в той его части, где Господь говорит, что «многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели и слышать, что вы слышите, и не слышали», то правильный вывод из этих слов будет следующий. Да, ходившим по земле Спасителя мы, конечно, не видели, и звуки Его голоса тоже не слышали. Но для нас Его голос остался в Евангелии. Ведь Евангелие – это слово Божие, это то, что говорит Бог. А значит, читая Евангелие, мы Его слышим, а взирая на Его образ, мы Его видим.

Вообще, икону иногда называют окном в небо. Да, это видимые изображения физически сейчас для нас невидимого Бога. И конечно, это огромная помощь человеку при молитве, при его общении с Господом, это то, через что Господь передает Свою Божественную благодать всем, кто с верой обращается к Нему. Аминь.

Комментариев к записи: 1 “Проповедь в понедельник 22-й седмицы по Пятидесятнице протоиерея Александра Глебова”


  1. Елена сказал:

    Спаси Господи! Как всегда, ваши проповеди проникают в самое сердце. Такие важные слова в них!