google-site-verification: google21d08411ff346180.html Проповедь в понедельник 16-й седмицы по Пятидесятнице протоиерея Александра Глебова | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Проповедь в понедельник 16-й седмицы по Пятидесятнице протоиерея Александра Глебова

Сентябрь 25th 2011 -

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

В сегодняшнем Послании к Галатам апостол Павел поднимает тему, которая сегодня у всех у нас на слуху — это тема свободы. Действительно, достаточно включить телевизор и посмотреть программу новостей, как на нас изольется поток информации о том, что борьба за свободу и демократию идет во всем мире, и что ради этой свободы одни бомбят и убивают других, и что в Европе проходят демонстрации с требованием еще большей свободы всем категориям граждан, в том числе и психически нездоровым, и глубоко порочным, дабы они могли во всеуслышание заявлять о своей ненормальности, о своих грехах и призывать к своему образу жизни как можно больше людей, расширяя тем самым порочный круг. Все это сегодня приветствуется и пропагандируется. И если те или иные государства отказываются следовать тенденции разложения собственного народа, то такие государства объявляются изгоями, против них применяются экономические санкции, посколько с точки зрения современной морали – или правильнее будет сказать, антиморали – любое осуждение обществом человеческого греха является попранием и подавлением его свободы. А свобода провозглашается наивысшей ценностью.

Апостол Павел также говорит о важности и необходимости свободы и призывает быть бдительными, чтобы эту свободу не потерять. «Стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства…» — говорит он. Что же это за свобода, которую даровал Христос? Совершенно очевидно, что это свобода не политическая, не социальная. Рим как был империей до Христа, так и оставался империей после Него еще четыреста лет. А на смену Рима пришли другие империи. Так что всегда в истории царствовали не справедливость и не свобода, одни народы порабощали другие. О социальной свободе речь также не могла идти, поскольку апостольский век – это век рабовладельчества. Господа и рабы были как среди язычников, так и среди христиан, и это было нормально. И ни Сам Христос, ни апостолы никогда не призывали к отмене рабства. Более того, тот же апостол Павел говорит, что каждый должен спасаться в том звании, в котором он призван, и если раб стал христианином, то это не повод бороться за внешнюю свободу. Он должен направить свое состояние раба на благо души, для обретения внутренней свободы. Так что никаких «революционных лозунгов» Евангелие и вообще Слово Божие не выдвигает. Но апостол предупреждает об опасности потери внутренней свободы, дарованной нам Христом. А что это за свобода, которую дал людям Бог во Христе? – Это свобода от ига и порабощения дьяволу. Может быть, кто-то из наших скептически настроенных слушателей может сказать: ну нет, что-то здесь не так… Какая же это свобода от дьявола, когда надо быть просто слепым, чтобы не видеть, как сатана правит бал в этом мире! И где же эта победа Христа? И где же наша свобода от дьявола?

Победа Христа, как и свобода, — это дар, дар Божий, который человек может принять, развить, приумножить, а может отвергнуть и закопать в землю. Победа Христа над злом – это не есть уничтожение зла. Победа Христа – это не уничтожение выбора человека между добром и злом, это не «программирование» человеческой свободы только на добро, нет. Победа Христа – это победа над зависимостью человека злой силе, которая безраздельно господствовала над миром с момента грехопадения прародителей до воскресения Христова. Это была рабская зависимость людей от дьявола. Через грех человек порвал связь с Богом и остался один на один с темной силой. Дьявол быстро и с легкостью овладел всеми сферами человеческой жизни; своими силами бороться с ним, сбросить с себя это иго род человеческий не мог. Чтобы преодолеть врага, нужно было, чтобы среди этого лагеря порабощенных дьяволом людей появился Тот, Кто сильнее дьявола. А кто сильнее дьявола? – Только Бог. И тогда Бог становится человеком, встает в один ряд с теми, кто уже многие тысячелетия находится в адском пленении. И после того, как зло, торжествуя, побеждает и умерщвляет Богочеловека на Кресте, Его человеческая душа, сойдя во ад, в самое сердце царства тьмы, наполняет это царство Божественным светом, разрушает его изнутри, и власть дьявола над людьми заканчивается. Соединив в Себе Божественное и человеческое, Христос восстановил связь между Богом и людьми, утраченную при грехопадении. Божественная благодать вновь стала доступна людям, а значит, стала доступна сила Божия, опираясь на которую, люди могут противостоять злу. Это таинство воссоединения Бога и людей во Иисусе Христе мы называем словами «искупление» или «спасение»; Христос нас спас, освободил от порабощения дьяволу, но все же дьявол торжествует в мире… Почему? – Да потому что человек в силу свободы выбора чаще выбирает то, что предлагает дьявол, а не то, к чему призывает Господь. Да, дьявол уже не может действовать силой, как это было в мире до воскресения Христова, но он действует хитростью, обманом; через искушения он вновь порабощает освобожденных ценой страдания Бога людей. И вот когда апостол Павел говорит о свободе, то он имеет в виду свободу не как вседозволенность, потому что вседозволенность вновь приведет к рабству греху и злу, а свободу как свободу от греха. «Стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства…» А сегодняшний секулярный мир предлагает, и даже точнее будет сказать, навязывает свободу, которая отбрасывает человека в мир до Христа; профанирует жертву Богочеловека. Эта свобода провозглашает жизнь по зову плоти, а не духа. Она размывает границы между дозволенным и недозволенным, подвергает сомнению и критике Слово Божие, как бы ставит все с ног на голову, говорит, что именно Церковь подавляет свободу человека, ведь заповеди Спасителя мешают людям раскрыть весь свой потенциал. Грех в представлении многих сводится просто к уголовщине, а не к нарушению нравственных норм, провозглашенных в Евангелии. Все это, конечно, не путь к свободе, а путь к гибели. И поэтому, принимая законы сегодняшней цивилизации, в которых очень много есть хорошего, и полезного, и необходимого для нормального функционирования жизни людей, и общества, и государства, надо в то же время не терять голову. И помнить, что столь популярное сегодня слово «свобода» в устах политиков и в устах апостола Павла имеет разный смысл. И если мы забудем это предупреждение апостола, то в погоне за свободой мы можем попасть в рабство. Аминь.

Оставьте комментарий!