google-site-verification: google21d08411ff346180.html Проповедь в понедельник 12-й седмицы по Пятидесятнице протоиерея Александра Глебова | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Проповедь в понедельник 12-й седмицы по Пятидесятнице протоиерея Александра Глебова

Август 28th 2011 -

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Сегодняшнее Евангелие очень кратко говорит сразу о нескольких событиях евангельской истории: о крещении Господа во Иордане, об искушении Его в пустыне и о начале общественного служения Спасителя в Галилее. Но поскольку об искушении в пустыне только упоминается, что это было сразу после крещения, а сама история искушения опускается; и о проповеди в Галилее кроме того, что она началась словами Спасителя: «Исполнилось время, и приблизилось Царствие Божие. Покайтесь и веруйте в Евангелие» — вот, собственно, и все, и более об этом не говорится. И будет, наверное, правильно, если из сегодняшнего евангельского зачала я остановлюсь на эпизоде крещения Господа во Иордане. И хотя сейчас на дворе лето, а Крещение Господне, как известно, празднуется зимой, но вот сама тема крещения Господня стоит того, чтобы о ней размышлять не только один раз в году.

Дело в том, что крещение Господне – это одно из самых загадочных событий евангельской истории. Ведь Иоанн Предтеча крестил людей в знак их раскаяния в своих грехах, а Христос был безгрешен – поэтому невольно возникает вопрос: а зачем Он крестился? Какой смысл был в крещении безгрешного Христа? Не мы первые задаемся подобным вопросом – первым, кто недоумевал по этому поводу, был Иоанн Креститель. Евангелие Марка это свидетельство не приводит, но в более пространном Евангелии от Матфея вопрос, с которым Иоанн Предтеча обращается к Спасителю, звучит так: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» Действительно, сама история толкования события крещения показывает, насколько жгучим был этот вопрос для богословов. По-разному богословы пытались отвечать на этот непростой вопрос. Рассматривали крещение как свидетельство Троицы, как явление Троицы – это так называемая «гипотеза манифестации»: провозглашение Христа Сыном Божиим происходит не столько ради Него, сколько ради других, чтобы люди это видели. Говорили, что крещение Господне – это материальное обоснование нашего христианского Таинства крещения, что Своим крещением Христос подал пример и как бы благословил совершать крещение в основанной Им Церкви. Некоторые богословы предполагали, что Христос рассматривал Свое крещение как первый шаг на пути ко Кресту, на который Он смотрел как на цель Своей миссии, на цель Своего воплощения. И, действительно, как-то раз Он назвал Свою смерть крещением. В ответ на просьбу апостолов Иакова и Иоанна, чтобы одному из них сесть справа, а другому – слева в Царствии Христовом, Он ответил: «Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?» Здесь крещением Христос называет Свою смерть, которой Он исполнил волю Божию. Есть также такое мнение, что в опыте крещения Христос по Своему человечеству, по Своей человеческой природе как бы впервые начал понимать сущность Своих необыкновенных, уникальных отношений с Богом, о чем свидетельствовал голос Бога-Отца. Но все-таки чаще всего смысл крещения Господня истолковывают так, что Господь пришел на Иордан для того, чтобы просто солидаризироваться с грешниками, с падшим человечеством; то есть Он принимает крещение просто как один из людей, хотя Сам Он не имел греха, но в знак солидарности с людьми грешными.

Но, конечно, все эти попытки осмыслить тайну крещения Спасителя нельзя признать исчерпывающими и окончательными. Конечно, этот вопрос остается открытым. Да и вообще, конечно, если тайна объяснена, она уже перестает быть тайной, и поэтому, наверное, размышляя о смысле крещения Господня, надо попытаться посмотреть на эту историю глазами тех, кто был очевидцами этого события, то есть глазами иудеев времен Христа. А что это все значило для них? Я еще раз напомню текст, который мы сегодня слышали, это буквально три стиха. Этот текст знаком тем людям, которые постоянно посещают храм, потому что он читается на Великом освящении воды. Это Марк, 1 глава, с 9-го по 11-й стих: «И было в те дни. Пришел Иисус из Назарета Галилейского, и крестился от Иоанна во Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса, и Духа как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

Вот давайте подумаем, что все это означает. Ну, во-первых, «разверзающиеся небеса» — для нас это что-то совершенно непонятное. Что значит «разверзающиеся»? А что это было в сознании иудеев? А вот что: у иудеев того времени существовало такое убеждение, что со смертью последнего ветхозаветного пророка небеса закрылись. Больше голос Божий до людей не доходит – ведь через пророков говорил Бог. А вот откроются небеса, или «разверзутся» только тогда, когда придет Мессия, Христос. И вот тогда голос Божий будет вновь звучать среди людей. Значит, небеса откроются только для Мессии. Затем: Дух сходит как голубь – что это? А это библейский символ. Для любого, кто знаком с Ветхим заветом, совершенно ясно, что Дух Божий символизируется в Библии птицей. Само слово «дух» — по-еврейски «руах» — значит ветер, или дуновение, и в самом начале Библии, в книге Бытия, говорится, что «земля была безвидна и пуста,и Дух Божий носился над водою». То есть Дух Божий как птица парит над этим хаосом первозданной материи. И когда был всемирный потоп, и вся земля покрылась водой, то первый спасительный знак, который увидел Ной из своего ковчега, это был голубь, птица, которая держала в клюве оливковую ветвь, для того, чтобы дать понять, что вода стала убывать, и появилась суша. То есть голубь возвестил весть о спасении – вот так же и на Иордане Дух Святой в виде голубя, сходящего на Христа, являет новое спасение уже не из пучины наводнения, а из пучины греха. Это спасение даруется через пришествие Спасителя. Далее – голос с неба: «Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Для большинства из нас, плохо знающих Ветхий завет, это явление мало что говорит, или вообще ничего не говорит. Но для людей того времени, которые были воспитаны на Ветхом завете, это говорило очень о многом. Потому что здесь все указывает на ветхозаветные примеры и цитаты. Во-первых, кто в Библии называется «возлюбленным сыном»? «Возлюбленным сыном» называется сын Авраама, Исаак. А что с ним было? Бог повелел принести его в жертву. Поэтому для уха иудея того времени слова «Сын Мой возлюбленный» — это символ жертвы. И если иудеи ожидали Мессию как политического лидера, как царя, полководца, который жестоко, строго накажет грешников и поощрит праведников, Мессию, который будет повелевать миром, то голос с неба в момент крещения Христа ясно дает понять, что служение Мессии – это жертвенность. Мессия – этот не тот, кто будет убивать и наказывать, а Тот, Кого убьют. И это же подтверждает вторая часть фразы: «…в Котором Мое благоволение» — это намек на книгу пророка Исайи. Так Бог обращается к Рабу Господню, Который берет на Себя грехи мира и умирает за людей. Значит, столь плохо понимаемый нами рассказ о крещении Господнем должен был быть очень хорошо понятен иудеям. Это так называемое мессианское место в Евангелии, то есть отражение или исполнение ветхозаветных пророчеств о Христе. Все, кто были свидетелями крещения, должны были понять, что раз разверзлись небеса – значит, пришел Мессия. Если сошел Дух как голубь – значит, близко спасение, но не то спасение, которое ожидали многие из них. Спасение не от римлян, а от греха. Голос с неба, эта цитата из Ветхого завета, указывает, что Христос не будет политическим лидером, а возьмет на себя грехи всего мира и будет убит. Почему это событие и называют еще «Явление Христа народу». Да, явление на просто Иисуса из Назарета, а объявление Его Христом, Мессией, о Котором свидетельствовал Бог-Отец в момент крещения Спасителя во Иордане. Аминь.

Оставьте комментарий!