google-site-verification: google21d08411ff346180.html Проповедь в понедельник 11-й седмицы по Пятидесятнице протоиерея Александра Глебова | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Проповедь в понедельник 11-й седмицы по Пятидесятнице протоиерея Александра Глебова

Август 21st 2011 -

Проповедь в понедельник 11-й седмицы по Пятидесятнице протоиерея Александра Глебова

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Две недели назад темой моей проповеди был евангельский отрывок о благословении Господом детей и о Его грозном предупреждении тем, кто соблазняет людей, неокрепших в вере. «Горе вам», — говорит Христос. Горе тем, кто своими делами, кто своими словами, мыслями, поведением, чем угодно разочаровывает «малых сих» в евангельской истине и отвращает их от Бога. И сегодня мы опять слышали эти слова: «Горе вам…». Семь раз в 23-й главе Евангелия от Матфея Христос произносит: «Горе вам», но это уже угроза не религиозным циникам и хулиганам, а их полной противоположности – людям, внешне исключительно набожным, благочестивым, которые не то, что соблазном, а безоговорочным примером являлись для большинства израильского народа.

Это угроза книжникам и фарисеям. Для нас с вами книжники и фарисеи ассоциируются с одним типом людей, поскольку в Евангелии они очень часто упоминаются вместе как люди, находящиеся в жесткой оппозиции Христу – и это действительно так, поскольку книжники в своем подавляющем большинстве принадлежали к партии фарисеев. Я уже не раз говорил, кем были фарисеи. Само название «фарисей» значит «отделенный», «не такой, как все». И вот эта отделенность или инаковость фарисеев, их отличие от остального народа заключалась в благочестивой жизни и в исполнении всех предписаний Моисеева закона, и в первую очередь его обрядовой стороны. Среди фарисеев были люди разных сословий, а вот книжники – это была интеллектуальная элита их партии, некий «мозговой центр». Книжники – это профессиональные богословы, то есть те, кто всю свою жизнь посвятил изучению Слова Божия, и, что в то время казалось еще важнее, толкованию этого Слова. И сегодня мы не всегда понимаем, что написано в Священном Писании и нам требуются какие-то комментарии, толкования, объяснения, которые раскрывают перед нами подлинный смысл написанного. Вот так и в ветхозаветные времена – важно было не только знать Слово Божие, но уметь правильно истолковать содержание этого Слова. И вот по убеждению книжников Тора, то есть Пятикнижие Моисея, как Слово Божие должна быть адекватна всем временам и обстоятельствам. И вот в связи с этим они посвящали себя истолкованию текста Священного Писания таким образом, чтобы с его помощью уразуметь все условия изменяющихся времен. К этим, в общем-то, благочестивым людям Господь обращает семикратное «Горе вам». Почему? За что? Очевидно, что не за дела благочестия и не за их ревность в изучении Слова Божия и исполнение закона. Но, правда, Господь никаких недомолвок не делает. Он прямо говорит, за что Он обличает книжников и фарисеев. Он обличает их за лицемерие: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не пускаете. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете дома вдов и лицемерно долго молитесь…» и так далее. Конечно, не все, но многие книжники и фарисеи были лицемерами – почему и само слово «фарисей» стало нарицательным, синонимом слову «лицемер». Лицемер – это обманщик, можно сказать, что каждый обманщик – это лицемер. Потому что, чтобы человека обмануть, надо, чтобы человек тебе доверился; а для того, чтобы он доверился, его надо к себе расположить, предстать пред ним в добропорядочном ореоле, заставить человека поверить в то, что ты лучше, чем есть на самом деле. Для этого надо надеть маску, а в случае с религиозным лицемерием это маска благочестия, которая еще называется ханжеством. Вот, собственно, почему Господь столь гневно и осуждает лицемерие, потому что лицемерие – это обман, это ложь. А кого Господь в Евангелии называет «ложью и отцом лжи»? — Дьявола. Значит, лицемер или ханжа творит не волю Отца Небесного, а волю отца лжи, и сам уподобляется ему.

Те люди, которые ходят в храм и общаются с верующими людьми, нередко встречаются с проявлениями ханжества. Ханжество очень легко распознать, поскольку для того, чтобы быть убедительным лицемером, надо быть хорошим актером, а не у каждого такой талант есть. Обычно наше «православное лицемерие» сводится к «елейным» и очень примитивным речам, к ложному сожалению о грехах всего мира, нарочитой и подчеркнутой излишней скромности и смирению. Но за всем этим стоит только одна цель – расположить таким образом собеседника к себе, завоевать уважение в его глазах и получить от него максимальную выгоду. Общение с такими людьми всегда неприятно. А людей, неокрепших в вере, встреча с лицемером может и оттолкнуть от Церкви, поскольку обман и двуличие – это то, чего очень много и в миру, и приходя в храм, люди надеются обрести в нем искренность и чистоту помыслов среди людей, исповедующих веру в Бога. Лицемерию часто сопутствует зависть, сплетни, злоречие, попытка очернить других людей, дабы самому выглядеть лучше на их фоне. Ну и, пожалуй, главное: ханжество в первую очередь пагубно для того, кто его практикует, поскольку лицемер человеческую оценку ставит выше суда Божия, да и Господь, по слову апостола, «не на лица смотрит, а на душу человека», а вот о душе-то как раз лицемер думает меньше всего. Душа и духовная жизнь для него лишь предмет для достижения исключительно земных целей. И мы слышали, как в сегодняшнем Евангелии Господь показывает разницу между внутренним и внешним состоянием лицемера – какое сильное сравнение Он приводит! «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты. Так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония». Действительно, как бы богато не был украшен гроб, то, что внутри его, красивым и привлекательным быть не может. Вот так и у лицемеров – при внешнем благочестии, которое кому-то может показаться привлекательным, его внутренняя жизнь мертва, как оказалась она мертва и бесплодна у книжников и фарисеев, этих законников, постников, знатоков Священного Писания, сердца которых оказались глухими к слову Спасителя. А чудные дела, которые привлекали ко Христу людей, вызывали зависть, и фарисеи, движимые этой завистью и злобой, распяли Христа, как распинает Его в своей душе всякий лицемер, ханжа, потому что слова Христа изобличают его ложь. Ведь Бог есть свет, и Его Божественный свет высвечивает грязь и лукавство темной души лицемера. Поэтому лицемер не пускает Бога в свою душу. Он знает, что Господь уже произнес над ним свой приговор, приговор краткий и безапелляционный, который мы слышали в сегодняшнем Евангелии, когда семь раз Господь произнес: «Горе вам, фарисеи и лицемеры». Аминь.

Комментариев к записи: 1 “Проповедь в понедельник 11-й седмицы по Пятидесятнице протоиерея Александра Глебова”


  1. Юрий сказал:

    Спасибо за разъяснение, батюшка! Прочитал и понял, что и я не чужд фарисейства. Надеюсь с Божьей помощью преодолеть этот грех.

Оставьте комментарий!