google-site-verification: google21d08411ff346180.html Проповедь в четверг 2-й седмицы по Пасхе архимандрита Ианнуария Ивлиева | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Проповедь в четверг 2-й седмицы по Пасхе архимандрита Ианнуария Ивлиева

Май 4th 2011 -

Проповедь  в четверг 2-й седмицы по Пасхе архимандрита Ианнуария Ивлиева

Христос воскресе!

Как это замечательно, что круг евангельских чтений, начинающийся в праздник Светлого Христова Воскресения, открывается ежедневным и последовательным чтением именно Евангелия от Иоанна. Воистину это Евангелие есть Евангелие вечной жизни и воскресения. Вот и сегодня, как и в другие дни, речь идет о жизни и воскресении.

Сегодня мы слышали часть той речи Иисуса Христа, в которой отразилась дискуссия, существовавшая во времена Евангелиста Иоанна. Дискуссия между юной и количественно небольшой христианской церковью и ее иудейским окружением. В этом споре речь шла о принципиальном различии между церковью и синагогой того времени, но впрочем, и нашего времени тоже.

Что их разделяет — это исповедание христианами Божественной власти Иисуса, власти Судии, Сына Человеческого и Сына Божия. Двукратное, торжественное «аминь, аминь» начинает эту речь откровения, и несколько раз повторяется в ней.

Мы знаем с вами, что этот возглас Христа характерен для Евангелия от Иоанна, где этим «аминь, аминь», то есть «истинно, истинно» всегда открывается свидетельство Божественной Истины устами истинного Свидетеля Иисуса Христа.

В сегодняшней речи Христа затрагиваются две важнейшие темы: воскресение мертвых и суд. И то, и другое сопряжено с даром жизни, даром, который люди принимают или отвергают. И воскрешение, и суд, и наделение жизнью совершается Иисусом Христом по воле Его Отца и в единстве с Отцом.

Удивительная черта Евангелия от Иоанна — это особое учение о воскресении, непохожее на учение у других евангелистов. Согласно древнему и общему христианскому убеждению воскресение и суд – события конца истории. Эта вера идет еще из Ветхого Завета. Но в Евангелии от Иоанна тому и другому придается новое духовное измерение.

Переход от смерти к жизни происходит уже здесь в слышании слова Иисуса Христа и в вере в Бога, пославшего Иисуса. Причем слышать слово и верить в Бога это не два отделенных друг от друга акта. Ибо правильным образом слышать слово Иисуса включает в себя веру в Бога, пославшего Его.

Иисус говорит слова Божии, как посланник Божий. Он открывает нам тайны и истины Божии, которые людям без Иисуса Христа никогда не открылись бы, до которых люди никогда не дошли бы своим собственным умом.

«Наступает время, — говорит Господь, — и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут».

«Настало уже». Мертвые, о которых здесь идет речь, это не умершие, которые находятся в гробах; о них Иисус скажет чуть позже. Мертвые, до которых доходит голос Сына Божия, Его слова, это духовно мертвые люди, те, которые пребывают в неверии, и находятся в смертельной власти этого неверия. Из этого мира живых трупов человека может вызвать к жизни, воскресить из мира мертвецов, мира безверия, животворящее слово Посланника Божия.

«Мертвые услышат глас Сына Божия», — говорит Господь. Такой человек может ожить уже сейчас и здесь, ибо час воскрешения из мертвых пришел: вместе с Иисусом в мир вошла жизнь. Каждый, слушающий слово Иисуса, стоит перед выбором и принимает решение.

В этом также состоит суд, тоже здесь и сейчас. Тому, кто выбрал воскресение и жизнь, уже можно не бояться последнего суда: «Всякий, верующий в Господа не погибнет, но имеет жизнь вечную», — говорит Господь. «Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден».

Для Евангелия от Иоанна характерна мысль о непосредственной близости спасения. У других евангелистов эта мысль выражена в словах: «Приблизилось Царствие Божие». Иоанн конкретизирует и отвечает на вопрос, как оно приблизилось. Присутствие Воскресшего и Его Духа в церкви, в мире — это и есть присутствие среди нас Царствия Божия, вечной жизни, спасения. И это настолько важно, то, что происходит с человеком здесь и сейчас, что по сравнению с этим предстоящие, будущие события конца света отходят на задний план, не занимают мысли человека, становятся для него не столь значительными

К сожалению, время от времени христиане слишком увлекаются размышлениями о том, что будет, и слишком мало внимания уделяют тому, что есть, что происходит с ними сейчас и здесь.

«Верующий в Меня имеет жизнь вечную», — говорит Господь; сейчас имеет.

Решающее событие – не то, что некогда предстоит, а то, что происходит сейчас: решение «за» или «против» веры при встрече с Иисусом. Как это было при Его жизни, или для Его первых учеников при явлениях Воскресшего. Или при встрече с Его словом, то есть с Евангелием, как это происходит с нами.

Именно здесь, в этой встрече происходит выбор и решение между жизнью и смертью. Именно в этом решении уже сейчас свершается суд, который по существу навлекает на себя человек сам, своим неверием. Это суд над собой и, возможно, самоосуждение человека.

Господь Иисус Христос говорит: «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир. Но люди более возлюбили тьму, нежели свет». Поэтому представление о всеобщем воскрешении в последний день в Евангелии от Иоанна толкуется по-новому. Иисус Христос говорит Марфе: Я есмь воскресение и жизнь. Верующий в Меня, если и умрет, будет жить. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек».

Поскольку человек при встрече с Иисусом Христом встречается с Самой Жизнью, он может уже в этой жизни достигнуть жизни непреходящей, нетленной, вечной, если он уверует во Христа.

Обычные для других Евангелий выражения: «тот день», «день Господень», «судный день», «последний день» — в Евангелии от Иоанна обретают совсем иной смысл.

Этот день не отделен от нас во времени, это постоянно возвращающийся день, сегодняшний день. Это день, когда человек в вере встречается с воскресшим и прославленным Господом, и тем самым обретает жизнь. «Еще немного, — говорит Иисус Своим ученикам, — и мир уже не увидит Меня, а вы увидите Меня; ибо Я живу, и вы будете жить. В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас».

Соответственно, Второе Христово Пришествие – это не единократное событие в конце времен, оно может происходить и происходит снова и снова, ежедневно, ежечасно, ежеминутно.

Пришествие Иисуса в Евангелии от Иоанна толкуется, как пришествие в Духе, Который уже сейчас соединяет нас с прославленным Иисусом, животворит нас. Человек уже сейчас в этой жизни имеет возможность обрести жизнь вечную, воскреснуть от ветхой мертвенности к новой жизни в мире, радости и в том блаженстве, которое Господь обещает верующим в Него: «Блаженны невидевшие и уверовавшие».

Возвещать эту новую жизнь в воскресшем Господе – главная цель Иоанна. И он всем своим Евангелием возвещает: Воистину воскресе Христос. Веруйте в это. Аминь.

Оставьте комментарий!