google-site-verification: google21d08411ff346180.html Проповедь в четверг 10-й седмицы по Пятидесятнице архимандрита Ианнуария Ивлиева | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Проповедь в четверг 10-й седмицы по Пятидесятнице архимандрита Ианнуария Ивлиева

Август 17th 2011 -

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

На вопрос, почему Иисус и Его благовестие не были приняты в Его народе, Евангелие от Матфея отвечает в частности притчей о злых виноградарях, которые, не желая отдавать плоды виноградника, и слуг господина, и самого сына его убили. За свое злодейство виноградари были преданы смерти, а виноградник отдан другим, добрым и послушным работникам, которые своевременно приносили плоды своему хозяину.

Завершением и объяснением этой притчи служит сегодняшний короткий отрывок. В нем говорится, что из-за злых первосвященников и фарисеев от Израиля отнимется Царство Божие и дано будет другому народу, приносящему плоды.

Первосвященники и фарисеи препятствуют израильскому народу приносить угодные Богу плоды. В конце Евангелия от Матфея говорится даже о том, что иудейским вождям удается склонить на свою сторону весь народ. Весь народ теряет Царство.

Господь напоминает древнее таинственное пророчество Исаии и Даниила, пророчество о камне, споткнувшись о который люди падают и разбиваются, и о камне, который падает с горы и разбивает истукана на глиняных ногах.

Речь, конечно, о том, что иудейский народ, ведомый своими злыми вождями, испытает страшную судьбу тех земных царств, о которых предвещало пророчество. Это Сам Христос – камень преткновения, о который споткнулся ветхий Израиль. Это Сам Христос – тот духовный камень, который обнаружит всю хрупкость и ничтожество национальной гордыни и религиозного самомнения фарисеев и прочих народных вождей и героев, из-за слепоты и зла которых подвергнется великому бедствию весь иудейский народ.

Слова Спасителя ставят перед нами довольно трудный вопрос о коллективной ответственности. Мы знаем о страшной судьбе израильского народа, подвергнутого истреблению и рассеянию в I веке после Рождества Христова. Подобной участи подвергались и другие народы или социальные группы в течение всей истории человечества. Войны и взаимоистребление сопровождают каждый шаг человеческой истории. Такова жизнь в мире греха и насилия.

Разумеется, было бы крайне несправедливо говорить, что каждый, из страдающих во время той или иной войны, несет непосредственную нравственную ответственность за происходящее. Но не следует забывать, что война и массовое насилие – великое несчастье, несчастье всенародное, стихийное, уже не зависящее от воли отдельных личностей.

Отдельный человек, независимо от его физических и нравственных качеств, просто вовлекается в это стихийное стадное движение, желает он того, или нет. Точно также, как он вовлекается в другое стихийное бедствие, будь то землетрясение, наводнение, цунами или снежный буран. Но все-таки истребительные войны – явление не природного, но социального характера.

Люди, зная о грядущих природных катаклизмах, имеют возможность, пусть и ограниченную, предсказывать эти катаклизмы, готовиться к ним и частично предотвращать их гибельные последствия. Тем более, на каждом из нас лежит обязанность предотвращать социальные бедствия, насколько это от нас зависит.

Таким образом, всенародные социальные бедствия, такие, как войны и революции, подобны грозовым тучам, которые образуются из испарений зла. Злые безнравственные дела отдельных людей, сколь бы мелкими они ни были, постепенно накапливаются и подготавливают грозу войны так же неизбежно, как водяные испарения образуют тучи.

В современном нам мире причинами войн обычно являются или погоня за рынками и наживой, или национальная, расовая, религиозная ненависть, властолюбие, длительное угнетение одних людей другими и тому подобное.

Поэтому каждый человек, который пусть в малой степени, проявляет эти злые склонности, живет этими ничтожными интересами, увлечен кумирами и ложными целями, уже тем самым подготавливает ту общественную атмосферу, которая порождает войны, массовое насилие и взаимоистребление.

А когда гроза разражается, тогда ее остановить уже почти невозможно. Она бьет правых и виноватых, не щадит никого, как и всякое стихийное бедствие.

Таким образом, на каждом человеке, делающем зло или нарушающем те высшие божественные заповеди, которые открыты нам Господом Иисусом Христом в Его Евангелии любви и спасения, на каждом таком человеке лежит часть ответственности за народное бедствие.

И уклониться от этой ответственности не имеет права никто. Ибо каждый человек, в той или иной мере проявляющий индивидуальное зло, — виновник зла социального из-за своих безнравственных деяний и греховной жизни.

Отсюда неизбежный вывод: жизнь по заповедям Христовым есть лучшее и единственное средство предупреждать бедствия, подобные тем, которые постигли Израиль в те далекие годы, когда он потерпел самую ужасную катастрофу в своей истории. И не надо говорить, что Бог наказал его, он сам наказал себя.

И далее. Только ли избранного народа касаются слова, произнесенные Господом? Разумеется, нет. Ибо слово Божие обращено к нам, и все, сказанное в Писании, касается нас. И нас-то в первую очередь.

От ветхого Израиля Царство Божие было взято и отдано христианам, новому Израилю. Но не для того, чтобы мы превозносились и гордились своим превосходством, как правило, мнимым по нашим грехам и маловерию.

Вот что по этому поводу говорит слово Божие, сравнивая отпадший Израиль с отсеченными ветвями, а христиан с привитыми ветвями масличного дерева: «Не превозносись перед ветвями. Скажешь: «ветви отломились, чтобы мне привиться». Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся. Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя. Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией: иначе и ты будешь отсечен».

Увы! Уроки, преподанные другим, чаще всего нами не усваиваются. Каждый по своему неразумию учится на своих собственных ошибках. История нашей страны, нашего народа, нашей церкви не раз об этом свидетельствовала.

Будем же молить Господа о нашем вразумлении и по мере сил каждого из нас стараться стать тем миротворцем, который, как сказано Спасителем, удостоится быть нареченным сыном Божиим.

Миротворчество же начинается с малого. С нашего личного соблюдения заповедей Христовых. Как говаривал преподобный старец Серафим Саровский: «Стяжи дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи». Аминь.

Комментарии закрыты.