Проповедь священника Георгия Полякова в день празднования заступничества лика Казанской иконы Божией Матери за Москву в 1612 году

Ноябрь 3rd 2010 -

Казанская (Пензенская) икона Богородицы

Проповедь священника Георгия Полякова в день празднования заступничества лика Казанской иконы Божией Матери за Москву в 1612 году

иконы Божией Матери Казанской
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня наша Русская Православная Церковь молитвенно празднует заступничество лика Казанской Божией Матери за Москву, за Россию, за ее сынов и дочерей в 1612 году.
На рубеже XVI – XVII века наступили для нашего Отечества трудные годы, так называемое Смутное время. Время непростое, сложное, почти трагическое. Царский род Рюриковичей прекратил свое существование. Шведы захватили Великий град Новгород и устроили в нем великое разорение. В оскверненных храмах устраивали конюшни, церковные ценности были разграблены и вывезены за пределы опустошенного города. Летопись того времени гласит, что жителей в нем оставалось не более 700 человек.

Астрахань и Смоленск были наводнены поляками. По всей стране бродили шайки разбойников, которые безжалостно убивали и грабили от простого люда до знати. Горели дома и усадьбы. Во многих городах царило беззаконие, безвластие, беспорядок. Общий хаос грозил большой бедой, как для Русской Православной Церкви, так и для всей России в целом.

Последний оплот надежды, столица Москва гудела в разгуле польских захватчиков. Наступил последний предел поругания — Лжедмитрий на троне Московском. Казалось, спасительный горизонт надолго заволокли тучи внутренних междоусобных раздробиц, полчищ иностранных интервентов, мраком духовной опустошенности и разрухи.

Святая Русь билась в крепких тисках смертельной агонии. В это судьбоносное время милость Божия незримо зажигала сердца будущих спасителей Православного Отечества. И самым ярким из них был святитель Гермоген, тот самый, который описал явление Казанской иконы, о ее чудесах.
Овдовев, он принял монашеский постриг и стал митрополитом Казанским, а позже Патриархом Московским и всея Руси. Как любящий отец, видя горе и слезы своих чад, глубоко ранимый беззаветной любовью к Родине, к ее неповторимой красоте и величавости, он ревностно опирался на помощь Взбранной Воеводе победительной.
Старец денно и нощно просил Божию Матерь о покровительстве и защите русского отечества и его граждан, о сохранении православной веры, ее культуры и всего духовного наследия. Чувствуя непререкаемый авторитет Святейшего Гермогена, поляки заключили его в темницу. Но его вдохновляющий голос и оттуда не уставал доходить до жителей измученной страны.
Устно и письменно Московский Первосвятитель обращался к ее сынам и дочерям, напоминая им об их достоинстве, мужестве и ответственности перед грядущим поколением. К голосу Патриарха, звучащему, как набат, присоединились иноки Троице-Сергиевой Лавры, которые в течение 16 месяцев держали осаду вероломных поляков.
Во главе с келарем Авраамием Палицыным и архимандритом преподобным Дионисием монахи святой обители явили великий пример духовного подъема, государственной мудрости и большого мужества, много способствуя делу объединения здоровых сил народа.

Призыв Патриарха Гермогена и иноков Троице-Сергиевой Лавры не остался неуслышанным. Из разных концов страны стали собираться земские ополчения. Выступила и Казанская дружина, неся впереди себя образ Казанской Богоматери.
26 мая 1611 года русское войско отбило у поляков Новодевичий монастырь и заключило множество пленных. Тогда и завоеватели потребовали, чтобы Патриарх Гермоген подписал грамоту о роспуске ополчения, а в случае отказа начали грозить ему смертью. Святейший наотрез отказался. Тогда его заточили в Чудов монастырь.

В августе 1611 года Первосвятитель Российского Православия написал на волю грамоту, в которой призвал весь русский народ смело встать на защиту первопрестольного града Москвы, на защиту своей Родины. Письменное обращение великого страдальца и печальника Святой Руси читали во всех церквях, на площадях, в городах и селах.

Это пылкое обращение седовласого молитвенника вдохновило и подготовило грядущую победу. Центром сбора свежих сил защитников русской земли стал город Нижний Новгород. «Станем за Святую Русь, за дом Пречистой Богородицы», — обратился к народу нижегородский земский староста Косьма Минин. Под водительством князя Пожарского ополчение двинулось к Москве. Московские бояре и поляки, узнав о великой движущей(ся) силе россиян, потребовали от Патриарха Гермогена, чтобы он отговорил нижегородцев от похода. Святейший грозно произнес: «Да будет над ними милость от Бога и благословение от нашего смирения, а на изменников да изольется гнев Божий». После этих слов Патриарха Гермогена уморили голодом. И 17 февраля 1612 года он мученически скончался в Чудовом монастыре.
Летом 1612 года ополчение Минина и Пожарского подошли к Москве. Трудности были ужасные. Не хватало оружия и средств для содержания освободителей. Войсковые отряды под Москвой, не принадлежащие князю Пожарскому проявили вражду и измену в деле защиты Отечества.
Несмотря на многочисленность и хорошее вооружение польского войска, Кремль был осажден русскими отрядами. Наступила дождливая и холодная осень. Продовольствие заканчивалось. Силы были так неравны. Тогда воины наложили на себя трехдневный пост и отслужили торжественно молебен пред Казанской иконой Божией Матери.
Князь Пожарский при всех дал обет в случае завоевания победы над завоевателями построить храм в честь Казанского образа Царицы Небесной. Чудесная помощь свыше не замедлила проявиться. Первым вестником победы стал томящийся среди врагов престарелый и ослепший архиепископ Арсений.
В глухую полночь, когда он молился, вся его келья осветилась неземным светом. Внезапно прозрев, он увидел пред собой преподобного Сергия Радонежского. «Арсений, — сказал мягко Игумен всея Руси Сергий, — ваши и наши молитвы услышаны. Предстательством Богоматери суд Божий преложен на милость. Утром Москва будет в руках осаждающих, и Русь будет спасена».
Видение, исцелившее старца и вернувшее ему крепость телесную, стало всем воинам надеждой и воодушевлением.

Утром 22 октября, но нашему современному летоисчислению 4 ноября, войска штурмом взяли Новодевичий монастырь, Китай-город и Кремль.

Благоговея пред небесной помощью Взбранной Воеводе, ополчение совершило благодарственный молебен и крестным ходом двинулось на Лобное место, где все воины встали на колени, до слез радовались и благодарили Вдохновительницу победы Казанскую икону, которая победоносно венчала исход битвы над поляками и положила конец великому разорению и неустройству страны, и в дальнейшем, ее процветанию(?).
Князь Дмитрий Пожарский сдержал свое слово и построил на Сретенской улице в Москве храм в честь Введения Девы Марии и поместил туда Казанскую икону. Во время последующих служб, как описывают многие историки тех лет, начали происходить от чудотворного лика исцеления и чудеса.
Царь Михаил Федорович повелел в память освобождения Москвы от поляков-завоевателей чествовать два раза в год Казанский лик. 21 июля в честь Обретения Казанской иконы и 4 ноября в память освобождения Москвы от польских захватчиков.
С 1649 года по указу царя Алексея Михайловича праздник становится общероссийским. Такова фактическая история Смутного времени, победоносным вдохновителем которой в деле спасения Москвы и всея России стала Казанская икона Божией Матери. Совершая молитву пред ее ликом, наш мысленный взор невольно уносится в то непростое и страшное время, ставшее достоянием не только страниц книг и школьных учебников, но и духовным богатством нашего славного Отечества.
Сколько списков было сделано со святого образа! Сколько благословений излилось через них на многие поколения русских людей! Сколько утешений и реальной помощи получают молящиеся на протяжении многих веков во время народных бедствий и тяжелых испытаний, что вера в милость Казанской Божией Матери стала неотъемлемой частью национального сознания Российского государства.
И сегодня, прославляя и благодаря этот чудный образ, некогда найденный девицей Матроной на пепелище города Казани, мы продолжаем уповать на то, о чем говорится в Кондаке сегодняшнего праздника: Источает нам неоскудные милости Пречистая Богородица, предваряет на помощь и избавляет от великих бед и зол благонравныя и богобоящияся рабы Своя. Аминь.

Комментарии закрыты.