google-site-verification: google21d08411ff346180.html Проповедь протоиерея Александра Глебова в Лазареву субботу | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Проповедь протоиерея Александра Глебова в Лазареву субботу

Апрель 15th 2011 -

Проповедь протоиерея Александра Глебова в Лазареву субботу

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Сегодня, в день до празднования Входа Господня в Иерусалим, Церковь вспоминает событие, которое предшествовало этому входу и которое и сделало его столь торжественным. Ведь для такой необычной встречи Христа как триумфатора, как царя-победителя должны были быть веские причины. И апостол и евангелист Иоанн Богослов прямо указывает на эту причину народного восторга: они так встречали Христа, потому что слышали, что накануне Он воскресил Лазаря. Вот поэтому и встречали Его так торжественно – как победителя, как победителя смерти. Из прочитанного сегодня Евангелия мы слышали об этом чуде, которое совершил Христос, и равного которому по своему воздействию на людей мы больше нигде в Евангелии не встречаем. Зафиксировано, правда, еще две подобные истории, когда Христос воскрешал умерших людей: Он вернул к жизни сына наинской вдовы и дочь начальника капернаумской синагоги, которого звали Иаир. Но между этими двумя чудесами и воскрешением Лазаря есть существенное различие. Дочь Иаира и сын наинской вдовы были воскрешены вскоре после их смерти, в тот же день. Они еще не были погребены, и тела их еще не успели остыть. Но Лазаря Он воскресил через четыре дня после его смерти, когда в организме уже вовсю шли необратимые процессы разложения. И когда Христос подошел к пещере, где был погребен Лазарь, и громким голосом произнес: «Лазарь, выйди вон», и завернутый в плащаницу полуистлевший мертвец поднялся – наверное, у тех, кто видели все это, кровь застыла в жилах и волосы на голове зашевелились от ужаса. Это все-таки не воскрешение дочери Иаира, девочки, к которой Христос шел по просьбе ее отца, чтобы исцелить ее от болезни, но она умерла за несколько минут до Его прихода. И Христос даже для того, чтобы как-то успокоить родных, сказал, что девочка не умерла, а просто спит. Конечно, воскресение из мертвых – это величайшее чудо, которое может совершить только Бог и никто больше.

И неважно, сколько прошло времени с момента смерти – одна минута или сто лет, суть от этого не меняется. Но вот по своему воздействию на людей, которые явились свидетелями этих чудес, воскрешение Лазаря произвело куда более ошеломляющее впечатление, чем все остальные подобные истории. Ибо Лазарь – это погребенный в могиле четырехдневный смердящий труп. И Господь силой Своей и словом Своим воззвал его к жизни.

Воскрешение Лазаря произошло в местечке Вифания, рядом с Иерусалимом. Как известно, вести между людьми распространяются очень быстро, и весть о воскрешении Лазаря мгновенно долетела до Иерусалима. И множество людей – а Иерусалим был в этот день особенно многолюдным, поскольку в него приходили иудеи со всей страны на праздник Пасхи – и все это множество людей были потрясены вестью о великом и неслыханном чуде, совершенным Господом: воскрешение из мертвых четверодневного Лазаря. Многие увидели в этом чуде знак мессианского достоинства Христа. Ведь пророки говорили, что Мессия будет совершать великие чудеса, но какое чудо может быть более великим? Что может быть более чудесным, чем возвращение к жизни умершего? Ведь это победа над смертью! Поэтому это был единственный евангельский эпизод, когда еврейский народ в массе своей принял Христа как своего Мессию, оказывая Ему царские почести. Правда, Сам Христос ясно дал понять, что Он не принимает поклонение Себе как земному царю. Он пришел в мир для того, чтобы избавить людей – к тому же, всех людей, а не только евреев – от внутреннего, духовного рабства, от рабства греха и диавола, а не для того, чтобы стать политическим лидером, возглавить освободительное движение, свергнуть власть Рима, завоевать силой меча и силой чудес, то есть сверхъестественной силой весь мир, вселенную и даровать иудеям мировое господство. А ведь именно так большинство иудеев времен Христа и представляли себе Мессию – не духовным освободителем, а политическим; не Небесным Царем, а земным. Но Христос отказывается быть земным царем; Он не принимает почести политического лидера и национального героя. А потому и въезжает в Иерусалим на осленке, а не на белом коне, как это должен бы бы сделать триумфатор.

Но вернемся к сегодняшнему Евангелию. Ликовали по поводу воскрешения Лазаря далеко не все. Евангелист Иоанн говорит о реакции книжников и фарисеев на чудо, совершенное Христом. Я зачитаю: «Тогда многие из иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него. А некоторые из них пошли к фарисеям и сказали им, что сделал Иисус. Тогда первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в него, и придут римляне, и овладеют и местом нашим, и народом. Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб… С этого дня положили убить Его». И далее еще зачитаю: «Многие из иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых. Первосвященники же положили убить и Лазаря, потому что ради него многие из иудеев приходили и веровали в Иисуса».

Вот так реакция. Уж ладно кто другой, а они-то, книжники и фарисеи, знатоки Закона, прекрасно понимали, Кто такой Христос. Но когда ненависть и зависть помрачает рассудок и застилает глаза, то не воспринимаются никакие аргументы. И человек сознательно готов идти против самой истины. А когда человек противится истине сознательно, то ничто не может убедить, никакое чудо, даже если мертвый воскреснет. Ведь не только Христа решили убить, но и Лазаря, дабы прекратить в народе все эти разговоры о всемогуществе Христа, настолько Он был им ненавистен.

Конечно, чудеса Христа всегда раздражали фарисеев и вызывали у них зависть. Они пытались Его сверхъестественные силы объяснить народу так, что чудеса эти Он творит не Божественной силой, а дьявольской, «силой Вельзевула, князя бесовского», как говорили они. И здесь, когда Христос совершил величайшее чудо из всех, которые Он когда-либо совершал, и был особенно популярен среди людей, ненависть фарисеев дошла до крайней черты. Они не могут Его больше выносить и решают убить.

Мне в своей приходской практике, да и не только мне, но и многим другим священникам, приходилось и приходится сталкиваться со следующим суждением людей: если бы Бог творил больше чудес – например, больше бы помогал в жизни, избавлял от болезней, от неприятностей и так далее, то веры бы тогда в людях больше было, потому что они бы ярче ощущали присутствие Божие в своей жизни – а значит, и необходимость поклоняться Ему и жить так, как Он велит. Потому что в противном случае Он может наказать и лишить или здоровья, или материального благополучия. Но это, конечно, не так. Никакой связи между чудом и верой нет. Чудо может удивить, восхитить или поразить. Но чудо не может вызвать веру. И об этом я только что говорил, цитируя Евангелие. У фарисеев величайшее чудо, воскрешение Лазаря, четырехдневного мертвеца, не только не пробудило веру, но привело их к совершенно обратному – к ненависти и решению убить Христа, дабы раз и навсегда покончить с Ним и с чудесами, которые Он во множестве совершал. Да и те, кто с ликованием встречал Христа на улицах Иерусалима, размахивая пальмовыми ветками и восклицая «Осанна Сыну Давидову, благословен Грядый во имя Господне», ведь те же самые люди буквально через несколько дней будут стоять перед дворцом Пилата и кричать уже совершенно другое: «Распни, распни Его»… Прошел восторг, прошел эффект от чуда – а веры нет.

Наша вера в Бога – это не взаимовыгодное торговое соглашение, дескать, я в Тебя верю, соблюдаю посты, жертвую на храм, а Ты – помогай мне и моим близким. А если не будет от Тебя помоши, то и верить в Тебя не буду, зачем мне это надо? Ведь, собственно, именно так и представляли себе Мессию иудеи. Они проявляли к Нему чисто земной, меркантильный интерес как к личности, способной решить их земные проблемы. И когда Христос отказался быть таким Мессией и заговорил о Царстве не от мира сего, они Его распяли. Вера в Бога – это не попытка застраховать себя от возможным неприятностей и проблем, и это не долг, который надо вернуть Богу в случае жизненного успеха. Вера – это прежде всего Божий дар, некая внутренняя способность человека, интуиция, которая позволяет человеку воспринимать Божественную благодать, обращенную к нему, вне зависимости от каких-то внешних обстоятельств. Более того, вера проверяется и укрепляется не благополучной и безмятежной жизнью, а испытанием – как, собственно, прочность всего проверяется через испытания, через нагрузку, через противостояние и борьбу.

Господь по милости Своей воскресил Лазаря. Через неделю мы будем праздновать Торжество торжеств – Пасху Христову, Воскресение из мертвых Господа Иисуса Христа. И в конце человеческой истории, вне зависимости от нашей веры или неверия, Господь воскресит каждого из нас. А вот какова будет наша жизнь после воскресения? Это уже напрямую связано с верой, которую мы должны испытать и укрепить в течение всей своей земной жизни. Аминь.

Оставьте комментарий!