google-site-verification: google21d08411ff346180.html Проповедь Проповедь на Благовещение Пресвятой Богородицы протоиерея Николая Гундяева | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Проповедь Проповедь на Благовещение Пресвятой Богородицы протоиерея Николая Гундяева

Апрель 6th 2011 -

Проповедь  Проповедь на Благовещение Пресвятой Богородицы протоиерея Николая Гундяева

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

«Днесь спасения нашего главизно, еже от века таинства явление». да, сегодня день Благовещения, сегодня действительно «главизна нашего спасения» и начало того спасения, которое принесет на землю Господь наш Иисус Христос.

Из четырех евангелистов только евангелист Лука повествует нам об этом событии. Повествует довольно подробно. В город Назарет был послан Архистратиг Гавриил к Деве, обрученной мужу. Имя Деве Мария. И вот этот небесный вестник предстает перед Ней, произнося слова: «Радуйся, благодатная! Господь с Тобою». Евангелист говорит, что Она была смущена, она была испугана, она была в недоумении о том, что означает это явление и это приветствие.

Ведь это явление было не как во сне Иосифу будут являться Ангелы, говоря либо о рождении Спасителя, либо о том, чтобы он бежал в Египет от Ирода. Здесь явное видимое явление. «Благодатная». Она не дерзала Себя назвать так, что Она преисполнена благодати Божией; ибо это был сосуд смирения. И дальше Архангел продолжает: «Не бойся, Мария; ибо Ты обрела благодать у Бога; и родишь Сына, и наречешь имя Ему: Иисус. Он будет велик, и Сыном Всевышнего наречется, и даст Ему Бог престол Давида, отца Его; и воцарится в дому Иакова, и Царству Его не будет конца».

Все еще пребывая в недоумении, вполне естественном, ибо Она, некогда посвященная родителями Господу и введенная в храм Господень, обручена была Иосифу, не для того, чтобы создавать с этим вдовцом семью, но чтобы он охранял Ее. «Как будет это, ибо Я мужа не знаю?» И тогда Архистратиг произносит слова, поразительные и невместимые для естественного человеческого сознания и для повседневного человеческого опыта. Он сказал: Дух Святой найдет на Тебя, и сила Вышнего осенит Тебя; тем же и рождаемое Тобою Свято Сыном Божиим наречется. Потрясенная этими словами Дева Мария произносит со смирением: «Се раба Господня; да будет Мне по слову твоему». И удалился от Нее Архангел.

Это действительно начало, начало Нового Завета по-настоящему. Ибо преддверием было рождество самой Божией Матери, Которая даст потом жизнь телесную Господу и Спасителю нашему.

Произойдет совершенно невероятное и непредставимое ни людьми, ни даже пророками в древности. Когда Второе Лицо Святой Троицы Сын Божий, рожденный предвечно, то есть до всякого времени и вне всякого времени от Бога Отца, когда Он через Деву Марию соединится с человеческой природой Того, Кого будут называть потом Господь наш Иисус Христос. Соединится в едином Лице, не растворяя человечество в Своем Божестве и не утрачивая Своего Божества.

Недоуменные умы человеческие задавали часто вопрос: а как, как могло произойти это бессеменное зачатие? Хотя еще в Ветхом Завете было удивительное пророчество о том, что семя жены сотрет главу змия, то есть главу сатаны, искусившему людей на самой заре их человеческой истории на земле. Как семя жены? Семя мужа. – Нет. Семя жены.

Каким образом произошло это единение? Люди пытались по-человечески проникнуть в тайну, которая превышает их ограниченный человеческий разум. И поэтому одни видели во Христе Иисусе только Бога, другие видели только человека облагодатствованного. И то, и другое было отвергнуто Церковью, ибо она не веровала так с самых первых дней своего существования. И поэтому в V веке было определено это соединение: неслитно, неразлучно, неизменно произошло соединение.

Но вы слышите приставку «не» — здесь ничто не утверждается, только отрицается то, чего не было. Ибо это великая – как говорил апостол Павел – благочестия тайна: Бог явился во плоти. И не надо человеческому разуму простираться в эти выси, неисследимые для человеческого разума.

А что касается Его бессеменного зачатия, то вспоминается строка из Канона Андрея Критского, который мы уже читали на первой неделе и будем читать на следующей неделе: «Идеже хощет Бог, побеждается естества чин. Творит бо елика хощет». Мне кажется, это без всякого перевода понятно, как побеждаются обычные законы, ибо Он – Сам Законодатель. Он Сам – Создатель жизни на земле, жизни всего того, что существует на земле, и Создатель человека. И когда Он хощет, когда Он изволит, то могут побеждаться эти естества, уставы.

Итак, начало Нового Завета. Только зародилась жизнь во чреве Девы Марии после слов Архистратига Гавриила, и Он потом родится, и Он потом явится, Он 30 лет будет неизвестен, будет скромным жителем Назарета, который кормил трудами рук Своим Мать Свою и Себя, и потом явится на Иордане. Но это будет позже. А сегодня вот это самое начало спасения. И это действительно светлый праздник, светлый праздник надежды. И если вы бываете внимательны в храме, то, взирая на Царские Врата, которые отделяют алтарь от храма, вы всегда там увидите изображение Благовещения: справа Божию Матерь, слева Архистратига Гавриила.

И это не случайно, ибо после Благовещения отверзлись двери еще пока не Царство Славы, но в Царство благодати, которая сегодня и пребывает в Церкви. И это действительно было началом нашего спасения, и это было Благой Вестью. «Евангелисмус» именуется благая весть. А как книга наша основная именуется, которая лежит на престоле, и которую мы читаем за каждым богослужением, кроме постных дней, дней Великого Поста? Евангелие – Благая Весть. Благая Весть. Так она и воспринималась из уст апостолов, которые проповедовали это Евангелие всему тогдашнему миру.

Оно не именовалось философской системой, богословской системой, какие были и в древности, и в языческом мире, и появлялись позже и появятся еще после нас, возможно. Но ни одна из них, но ни одна из них не носит наименования Благой Вести. Потому что она обращена к человеку, к его будущему, и не только к его будущему, но и к его земной судьбе и дарует ему надежду. Дарует ему надежду Евангельская Весть.

Если вы были внимательны, то слушали сегодня Послание апостола Павла к евреям, где он говорит о Господе, что Он не стыдится называть нас братьями Своими. Это можно себе представить? Не пророк, не какой-то отшельник, не какой-то аскет, не какой-то одаренный свыше человек, а Сам Богочеловек, Сам Спаситель нас с вами называть может и братьями и сестрами.

И об этом говорит апостол Павел, а это не просто измышления позднейших богословов. Да, это действительно так. Этот праздник всегда был радостен на Руси, всегда он был особым. Не просто потому, что весна приходит, пробуждается природа, но люди знали о значении этого праздника. Была добрая традиция идти на птичий рынок, покупать птиц у людей, которые умели их ловить силками, они какое-то время были в доме, и в день Благовещения Пресвятой Богородице люди выпускали их на волю. Как благодаря Благовещению, благодаря Воплощению Христову и Спасению, принесенному Им, были на свободу выпущены из сетей дьявольских, почти нерасторжимых, люди, род человеческий.

Но эта весть радостная иногда преподносится и даже в Церкви некоторыми людьми, как какая-то весть мрачная, говорящая только о грехах, только о скорбях и тому подобное.

Да, действительно нужно помнить и о грехах, а скорбей у нас в жизни хватает. Но у нас есть надежда. И наша надежда заключена в том Евангелии, которое было принесено Господом и Спасителем. И все зависит от человека, от его внутреннего состояния. Если мрак в уме, если мрак в сердце, то мрачным будет и изложение радостной благой вести.

Да не будет этого с нами. И вы знаете, я знал многих людей. я не могу сказать, что это был весь приход Спасо-Преображенского собора, но значительное число людей с удивительными лицами; людей, которые были обременены болезнями. Это не были люди, юные и здоровые, это были люди, часто потерявшие, казалось бы, все в этой жизни. В войну мужа, детей потерявшие всех, несшие в себе эту евангельскую радость и делившиеся ею.

И это была проповедь, когда они общались с людьми неверующими – лучшей проповедью, чем та, которая, бывает, уничижает человека, говорит только о его греховности, говорит только о неисцелимости человека. Сам человек себя исцелить не может, но Господь сказал, что Он это может. И Он говорит: Я – Воскресение и Жизнь. И Он говорит на (?) Своем о том, что прощает Господь грехи наши, если мы прощаем те грехи, которые были совершены против нас. Это надежда наша. Надежда. Несмотря на то, что мы с вами часто спотыкаемся в этой жизни, но есть все-таки куда идти.

И знаешь, что тебя ожидает не яма темная и сырая, в лучшем случае какое-то сооружение по достатку твоих близких, либо скромный крест, либо сооружение, более впечатляющее. Но для усопшего эти украшения ровно никакого значения не имеют. Крест – да. Христианин начинает жизнь свою с того, как на его грудь в таинстве крещения возлагают крест. И завершает жизнь, когда воздвизается этот крест в ногах его могилы. Так что он лицом как бы обращен к этому кресту. И мы знаем, что жизнь вечная. И что жизнь вечная это то, что открыто нам Богом.

А когда впереди только яма, то люди ведь и строят жизнь свою соответственно: бери сейчас все – потом ничего не будет. И берут, и берут в таких количествах, и прибегают к таким средствам, что жить страшно становится, что земля истощается. Сегодня мы слышали Паремию, чтение из Ветхого Завета, которая читалась после пения «Господи воззвах», ибо сегодня с Вечерни началась Литургия Благовещенская. Там говорится о строительстве Вавилонской башни и что это не увенчалось успехом. Это было противопоставлением Небу, противопоставлением Богу. И сейчас это продолжается, строятся эти вавилонские башни, превозносится человек, превозносится, пока не осознает, если осознает, что Господь – Податель жизни, и к Нему должно быть устремлено сердце, а не башни твои и не сокровища земные. Ибо там в земле пребывают все в одинаковом состоянии. И фараоны могли завещать пирамиды свои, огромные сокровища, а кончилось это тем, что эти сокровища им не понадобились. И можно видеть эту иссохшую мумию, забальзамированную, имеющую только отдаленное сходство с человеком, и ограбленные пирамиды, ибо эти сокровища забрали живые.

А мы с вами должны в первую очередь созидать сокровища духовные, которые, говорил Сам Господь, ни моль не истребляет, ни ржавчина не точит, ни воры не подкапывают и не крадут. И Он говорил: где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. И каждый из нас сегодня в этот радостный день Благовещения должен спросить у себя строго: где мое сокровище? Где мое сердце? А от того, где оно, и как ты живешь, и зависит благоприятный ответ от Господа, когда предстанешь Ему для жизни вечной. Аминь.

grad-petrov.ru

Оставьте комментарий!