google-site-verification: google21d08411ff346180.html Проповедь на Страстной седмицы, Великого Вторника протоиерея Александра Дягилева | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Проповедь на Страстной седмицы, Великого Вторника протоиерея Александра Дягилева

Апрель 18th 2011 -

Проповедь на Страстной седмицы, Великого Вторника протоиерея Александра Дягилева

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодня, братья и сестры, как, впрочем, и во все остальные дни великой седмицы, в которой мы с вами сейчас находимся, Страстной седмицы, мы с вами слышали довольно большой отрывок из Священного Писания, в котором Господь поднимает очень многие темы.

Очень характерно, что службы Страстной седмицы становятся короче и как будто чуть легче, чем службы прошедшего Великого поста. И кажется, что мы как будто меньше молимся, но при этом заметно увеличивается количество чтений из Священного Писания, и довольно объемных чтений. Это тоже неслучайно. В эти дни мы с вами мысленно следуем за Господом, и уже не столько молитва и покаяние, как в прошедшем Великом посту, сколько именно следование за Господом, мысленное, духовное созерцание того, что со Спасителем нашим происходит, становится главной темой богослужения.

Вот и сейчас мы буквально стоим рядом с Господом, стоим и слушаем, что Он говорит, видим, что Он делает. Господь говорит о дне пришествия Сына Человеческого; о том, что это будет неожиданно для многих; о том, что будет Суд, и будет разделение, и одни пойдут в вечную жизнь, а другие – в геенну огненную. Господь приводит несколько притч относительно того, кто будет на радостном пире господина или жениха, а кто окажется вне, «там, где плач и скрежет зубов». Он рассказывает притчу о благоразумном рабе, который поступал должным образом, и что если этот раб будет иначе поступать с тем, что вверил ему господин, то он будет рассечен и подвергнут одной участи с лицемерами, и там будет плач и скрежет зубов. Та же самая тема и в притче о десяти девах, в притче о талантах – один получил пять, другой – два, а третий – один, и ничего не приобрел. И это значит, что все, что мы имеем в этой жизни, мы должны использовать для приумножения того, что Господь нам дал.

Очень важная тема – это Страшный Суд, и подобно тому, как в едином стаде пастух отделяет овец от козлов, так будет и в этом мире, где сейчас сосуществует добро и зло, но рано или поздно это разделение произойдет. И критерием того, кто будет по правую, а кто – по левую руку от Судии, будет то, как мы относимся к нашим ближним. Дело в том, что мы с вами очень часто обращаем внимание на молитвенные правила, на посты, в частности, и сейчас мы держим пост; что нам есть, а что – не есть, во что нам одеваться, чтобы быть благочестивыми. И большинство наших духовных сил уходит именно не это, ибо часто мы считаем, что именно этим мы и спасаемся. Но вот что говорит Спаситель: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня, болен и в темнице, и не посетили Меня». Тогда скажут эти люди в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?» Тогда скажет им в ответ: «Истинно говорю вам: так как вы не сделали это одному из сих меньших, то не сделали Мне». И пойдут они в муку вечную, а праведники в жизнь вечную».

Критерием Суда будет только одно: как мы относимся к нашим ближним. И Господь, рассуждая о Страшном Суде, приводит нас именно к этому. И вот сейчас, когда мы стоим в преддверии причащения на Тайной вечери, распятия на Голгофе, славного Воскресения Господа из мертвых – все это делается дл нашего спасения. Но перед всем этим мы слышим такие слова, и если мы действительно хотим получить все то, что Господь наш дает нам, воскреснув из мертвых, мы должны по любви поступать с теми, кого Господь приводит к нам в этой жизни, с кем мы встречаемся в этой жизни, с кем мы обращаемся. И если мы видим кого-то алчущим, жаждущим, больным, странником, мы должны им помогать, как Самому Спасителю. И тогда Он примет нас.

А сегодняшнее чтение завершается словами – мы помним, что еще не так давно люди встречали Спасителя словами: Осанна Сыну Давида! И многие ждут, что вот-вот Он предпримет какие-то действия, станет царем, поднимет народное восстание, прогонит римлян. Но мы слышим Его слова: вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие. Может вызывать удивление – почему, когда Господа распяли, ученики не вспомнили этих слов, и почему они были столь расстроены тем, что произошло? Ведь Спаситель предупреждал, и они должны были бы понимать, что происходит то, о чем Он им говорил? Главная причина в том, что они, возможно, думали, что это была какая-нибудь очередная притча. И им в голову не приходило, что о распятии Он говорит буквально.

Впрочем, Господь предсказывал и Свое Воскресение, но ученики тоже не понимали, что это не какая-то очередная притча, а что действительно Он воскреснет. Мы же, братья и сестры, зная, что действительно все то, что мы только что слышали в Евангелии было, и действительно умер Господь, и действительно воскрес, и мы должны понимать, что и все остальные Его слова являются истиной – в частности, и слова о Воскресении из мертвых и о Суде, и о том, что ждет праведников жизнь вечная. И потому есть смысл порой себя чего-то в этой жизни лишать, порой терять деньги или собственные силы, помогая ближним, дабы получить жизнь вечную. Аминь.

Оставьте комментарий!