Проповедь митрополита Антония Сурожского

Декабрь 11th 2010 -

Проповедь митрополита Антония Сурожского

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Исцеление Спасителем Христом в субботний день женщины, которая 18 лет была согнута болезнью, – один из многих примеров подобных исцелений именно в день субботний. То есть в день, когда по израильскому закону человеку не полагалось совершать никаких дел, полагалось отдыхать. Этот отдых был установлен как бы символом того, что в седьмой день Господь почил от дел Своих, сотворив мир.

Этот день субботний, этот седьмой день был днем, когда человек должен был отдохнуть. Не просто отвернуться от тех трудов, которые приносили ему наживу или были всецело обращены к земле, но собрать в себе новые силы жизни. такое же установление было о земле. Седьмой год был годом отдыха земли. Поле, которое пахали шесть лет, на седьмой год не пахали: давали ему поотдохнуть и только на восьмой год, то есть в первый год новой седмицы его вновь вспахивали. И опять центр тяжести этого закона в том, чтобы в этот год собрались новые жизненные силы и потом могли бы расцвести. И те исключения, относящиеся к отдыху седьмого дня, которые мы находим в Ветхом Завете, именно те, которые поминает Спаситель, направлены к тому же. В день субботний разрешалось отвязать своего осла, своего вола, вести свой скот на водопой, потому что это был день, когда жизнь должна была восторжествовать над трудом. Не праздный отдых, а собирание новых жизненных сил. И Христос так часто совершает чудо в этот седьмой день, как бы подчеркивая, что в этот седьмой день должна вернуться жизнь, должна вернуться целостность, должна вернуться сила всем, кто ее утратил, всем, в ком она начинала погасать.

Но есть еще и другое значение, как мне кажется, этому чудотворению Христову в субботний день. Когда Бог почил от дел Своих, Он не оставил сотворенную Им землю, сотворенный Им космос на произвол судьбы. Он продолжал окружать его заботой и любовью. Но конкретную заботу о земле Он вручил человеку, который принадлежит как бы двум мирам. С одной стороны он от земли, он принадлежит всеми ряду живых существ, который Бог сотворил. А с другой стороны он принадлежит миру духовному. Он не только создан по образу и подобию Божию, но в нем живет дух, который делает его своим и родным Самому Богу. И призвание человека было в том, как говорит святой Максим Исповедник, чтобы, будучи одновременно гражданином царства духа и гражданином земли, соединить землю и небо так, чтобы земля была пронизана Божественным присутствием, пронизана была духом жизни.

Седьмой день – это вся история, во главе которой должен был стоять человек, как бы путеводя весь мир в Царство Божие. но человек своего призвания не исполнил. Он изменил и Богу, и земле, и своему ближнему; и он предал землю под власть темных сил. Он совершил предательство. И земля, ее исторические судьбы и личная судьба человека уже под властью сил зла.

И когда родился Христос, единственный безгрешный, единственный подлинный истинный человек, Он стал средоточием истории, Он стал главой сотворенного мира, Он стал его путеводителем. И поэтому столько чудес совершается Им именно в субботний день, тот день, который есть символ всей человеческой истории. Этими чудесами Он говорит о том, что порядок подлинной истории в Нем восстановлен и Им восстанавливается везде, где человек отвернется от зла, перестанет быть предателем, и войдет в труд Божий о претворении земного мира в мир небесный. Аминь.

Комментарии закрыты.