google-site-verification: google21d08411ff346180.html Поученіе въ недѣлю четвертую Великаго поста. Еп. Августинъ Гуляницкій | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Поученіе въ недѣлю четвертую Великаго поста. Еп. Августинъ Гуляницкій

Март 24th 2012 -

Въ нынѣшнемъ евангельскомъ чтеніи повѣствуется объ исцѣленіи Іисусомъ Христомъ одного бѣсноватаго отрока, по просьбѣ его отца (Марк. 9, 17-29). Изъ сопоставленія сего евангельскаго разсказа съ разсказомъ о томъ-же событіи у другихъ евангелистовъ видно, что отрокъ этотъ былъ единственный сынъ у своего отца, подвергался припадкамъ своей страшной болѣзни на новы мѣсяцы, т. е. въ новолунія, и исцѣленіе его Іисусомъ Христомъ совершилось вскорѣ послѣ преображенія Его на горѣ Ѳаворской (Матѳ. 17, 4-21; Лук. 9, 37-45) и не задолго до Его страданій и смерти.

Кто читаетъ или внимательно слушаетъ Евангеліе, тотъ знаетъ, что исцѣленіе бѣсноватаго отрока — отнюдь не единственный случай исцѣленія Іисусомъ Христомъ больныхъ этого рода. Христосъ исцѣлилъ также бѣсноватую дщерь жены хананейской (Матѳ. 15, 21-28; Марк. 7, 24-30); исцѣлилъ двухъ бѣсноватыхъ въ странѣ Гадаринской, или Гергесинской (Матѳ. 8, 28-34; Марк. 5, 1-20; Лук. 8, 26-39); въ Капернаумской синагогѣ въ одну субботу изгналъ нечистаго духа изъ одержимаго имъ человѣка (Марк. 1, 23-26; Лук. 4, 31-36); въ Виѳсаидѣ, въ домѣ Симона-Петра, послѣ исцѣленія его тещи, исцѣлилъ множество другихъ больныхъ, въ томъ числѣ — много бѣсноватыхъ (Матѳ. 8, 16; Марк. 1, 34) и проч.

Бѣсноватыхъ исцѣляли и апостолы Христовы, извѣстные подъ именемъ дванадесяти; исцѣляли ихъ и ученики Христовы, извѣстные подъ именемъ семидесяти. Дѣлали они это не сами по себѣ, не своими силами, а силою и именемъ пославшаго ихъ Іисуса Христа, который далъ имъ власть надъ нечистыми духами, чтобы изгонять ихъ (Матѳ. 10, 1-8; Лук. 10, 10). Тѣмъ-же именемъ Христовымъ совершались исцѣленія бѣсноватыхъ и въ древней Церкви Христовой: въ ней была для этого учреждена даже особая должность — такъ-называемыхъ заклинателей. Но и помимо заклинателей, бѣсноватыхъ исцѣляли христіанскіе мученики, исповѣдники, подвижники, многіе св. пастыри и учители Церкви.

Въ наше время, братіе, между нѣкоторыми христіанами вошло въ моду подвергать сомнѣнію и даже прямо отрицать бытіе злыхъ духовъ. Не будемъ теперь подробно доказывать несостоятельность, показывать весь вредъ и опасность для нашего спасенія, этого сомнѣнія или отрицанія. Замѣтимъ только, что въ ученіи слова Божія о злыхъ духахъ нѣтъ ничего противнаго здравому разуму, ничего страннаго или нелѣпаго, подобнаго тому, что иногда соединяетъ съ представленіемъ о нихъ народное воззрѣніе, поэтическій вымыселъ, темная фантазія. Это не лѣшіе и домовые, не вѣдьмы и русалки и подобныя имъ фантастическія существа: это высшіе и совершеннѣйшіе насъ духи, созданные отъ Бога разумно-свободными и способными къ добру и святости, но возгордившіеся своими совершенствами, отпавшіе отъ союза съ Богомъ, вступившіе затѣмъ съ Нимъ въ безумную борьбу духовно-нравственную, и внесшіе зло въ прекрасный міръ Божій... Замѣтимъ еще, что христіанское ученіе о злыхъ духахъ такъ тѣсно связано съ ученіемъ Библіи о всемъ домостроительствѣ Божіемъ о нашемъ спасеніи, что съ отрицаніемъ его неизбѣжно падаетъ и все дѣло нашего спасенія. Для сего-то и явился Сынъ Божій, чтобы разрушить дѣла діавола, — говоритъ апостолъ Христовъ Іоаннъ (1 Іоан. 3, 8). Еслибы не было въ мірѣ Божіемъ діавола, не было-бы въ немъ зла и грѣха; а еслибы не было зла и грѣха, не было-бы нужды и въ Спасителѣ, — незачѣмъ было-бы Сыну Божію принимать на Себя и совершать для насъ то величайшее дѣло милости и правды Божіей, которое извѣстно подъ именемъ воплощенія и искупленія... Замѣтимъ, наконецъ, еще одно знаменательное явленіе. Большею частію тѣ самые мудрецы, которые съ такимъ высокомѣрнымъ пренебреженіемъ и даже съ насмѣшками относятся къ христіанскому ученію о злыхъ духахъ и вообще о тайнахъ міра духовнаго, ангельскаго, — эти самые, говоримъ, люди съ напряженнымъ вниманіемъ и какою-то болѣзненно-раздраженною любознательностію присматриваются и прислушиваются къ различнымъ мистическимъ опытамъ нашего времени, думающимъ вызывать духовъ по простому произволу, или капризу, для пустыхъ разговоровъ съ ними, и становятся даже проповѣдниками какого-то новаго, страннаго ученія о духахъ. Страшно подумать, а приходится иногда думать: во всѣхъ этихъ столоверченіяхъ, столописаніяхъ и прочихъ принадлежностяхъ такъ-называемаго спиритизма не дѣйствуетъ-ли, захватывая людей въ свою сѣть и уловляя въ свою волю (2 Тим. 2, 26), тотъ самый діаволъ, бытіе котораго они отрицаютъ?! Есть факты и явленія въ области спиритскихъ откровеній, которые повидимому не оставляютъ ни малѣйшаго сомнѣнія въ справедливости этого нашего предположенія.

Другіе изъ современныхъ намъ христіанъ признаютъ бытіе злыхъ духовъ, но не хотятъ признать болѣзни, извѣстной подъ именемъ бѣснованія. По ихъ мнѣнію, болѣзнь эта есть крайнее разстройство нервовъ, эпилепсія, истерика, или же просто сумасшествіе и т. п. Но во-первыхъ, такое пониманіе этой болѣзни противорѣчитъ прямому, весьма ясному и опредѣленному смыслу евангельскихъ разсказовъ объ исцѣленіи Іисусомъ Христомъ бѣсноватыхъ. Изъ этихъ разсказовъ видно, что бѣснованіе было не иное что, какъ именно вселеніе злыхъ духовъ въ человѣка, и исцѣленіе отъ этой болѣзни состояло въ изгнаніи духовъ изъ одержимаго ими. Понимать эти разсказы, какъ иносказанія, или еще какъ-нибудь иначе, мы не имѣемъ никакого права и основанія. Во-вторыхъ, о случаяхъ бѣснованія, или вселенія злыхъ духовъ въ человѣка, говорятъ намъ не одни только евангелія, хотя для насъ, какъ христіанъ, достаточно было-бы и одного этого, чтобы не сомнѣваться въ дѣйствительности этихъ случаевъ: о нихъ говорятъ и многія другія, несомнѣнно-достовѣрныя историческія сказанія. Припоминается намъ по этому поводу одно замѣчательное свидѣтельство изъ III-го вѣка христіанскаго, указывающее, какъ на существованіе бѣсноватыхъ въ то время, такъ и на ту великую власть надъ злыми духами, какую имѣли и являли догдашніе христіане. Тертулліанъ, священникъ и учитель карѳагенской церкви, въ сочиненіяхъ своихъ, адресованныхъ языческому правительству, писалъ, между прочимъ, слѣдующее: «мы не только презираемъ демоновъ, но и побѣждаемъ, ежедневно посрамляемъ и изгоняемъ изъ людей, какъ это очень многимъ извѣстно»... «Пусть явится, здѣсь, предъ вашими судилищами кто-либо несомнѣнно одержимый демономъ: по повелѣнію какого угодно христіанина, духъ этотъ заговоритъ и признается, что онъ — демонъ»... «Если-же демоны, которые не смѣютъ лгать христіанину, не признаютъ себя демонами, то на томъ-же мѣстѣ убейте того христіанина» (Ad Scapul. n. 2; Apolog. n. 23). Наконецъ, нельзя сказать рѣшительно, чтобы и въ настоящее время не было случаевъ и примѣровъ той страшной болѣзни, о которой мы ведемъ рѣчь. Есть и нынѣ болѣзни, обнаруживающіяся необыкновенною физическою силою, необыкновенными познаніями, т. е. такими, какихъ больной отнюдь не имѣлъ до своей болѣзни и какіе высказываетъ только въ принадкахъ болѣзни, — страшнымъ богохульствомъ, не естественною перемѣною характера больнаго, независящими отъ его воли движеніями и дѣйствіями, вообще — признаками, показывающими присутствіе въ человѣкѣ чего-то или кого-то высшаго и сильнѣйшаго, чѣмъ онъ самъ, дѣйствующаго притомъ въ зломъ направленіи. Наука не знаетъ настоящаго названія этимъ болѣзнямъ, не находитъ противъ нихъ никакихъ дѣйствительныхъ средствъ, — и исцѣляются онѣ только пламенными молитвами при мощахъ святыхъ, при чудотворныхъ иконахъ и т. п., вообще — средствами исключительно религіозными, церковными. — Какимъ образомъ свершается надъ человѣкомъ это несчастіе, какъ понять, какъ представить себѣ, что діаволъ вселяется въ человѣка и дѣйствуетъ въ немъ какъ-бы вмѣсто души, — уяснять это мы не беремся. Довольно знать только, что это и возможно и бываетъ не иначе, какъ по допущенію Божію, а Господь Богъ допускаетъ это, какъ и всякое вообще зло, съ благою цѣлію вразумленія и спасенія человѣка.

Будемъ, братіе, безъ всякаго сомнѣнія вѣровать во все то, что открыто намъ въ словѣ Божіемъ, и не станемъ дерзновенно доискиваться и допытываться того, что не дано намъ знать въ настоящей жизни. Аминь.

(Собственноручная рукопись автора).
Сборникъ словъ, поученій, бесѣдъ, рѣчей и краткихъ благочестивыхъ размышленій Преосвященнаго Августина, Епископа Екатеринославскаго и Таганрогскаго, съ портретомъ автора и его автографомъ. — Изданіе Протоіерея Пречистенскаго Собора Александра Гуляницкаго. — Вильна: Типографія И. Блюмовича, 1893. — С. 148-151.
Источникъ:«Русскiй Порталъ»

Оставьте комментарий!