Поученіе въ день воскрешенія Лазаря. Прот. Леонидъ Колчевъ († 1944 г.)

Апрель 7th 2012 -

Евангеліе отъ Іоанна, зач. 39 (XI, 1-45).

«Общее воскресеніе прежде Твоея страсти увѣряя, изъ мертвыхъ воздвиглъ еси Лазаря, Христе Боже» — такъ воспѣваетъ наша святая Церковь, прославляя одно изъ величайшихъ чудесъ, совершенныхъ Іисусомъ Христомъ.

Среди не многочисленныхъ друзей Іисуса Христа былъ и праведный Лазарь изъ Виѳаніи со своими сестрами Марѳой и Маріей, и никто изъ нихъ, какъ не просвѣщенныхъ тогда еще Духомъ Святымъ, не отдавалъ себѣ отчета, какія задачи долженъ выполнить ихъ Божественный учитель. Поэтому необходима была соотвѣтствующая подготовка. На этотъ разъ, особенно, въ виду предстоящихъ крестныхъ страданій и смерти, Господь хотѣлъ пріоткрыть имъ одну изъ великихъ таинъ Своего домостроительства — воскресеніе мертвыхъ.

По особому смотрѣнію Божію Іисусъ Христосъ со своими учениками находился далеко отъ Виѳаніи, когда тамъ заболѣлъ Лазарь, и сестры сейчасъ-же дали знать Ему о томъ, но Онъ какъ-бы нарочно медлилъ и оставался на томъ мѣстѣ еще два дня. Это, повидимому, нисколько не удивило учениковъ, опасавшихся итти въ Іудею, тѣмъ болѣе, что по словамъ Господа, Лазарь уснулъ, а это — вѣрный признакъ скораго выздоровленія. Тѣмъ временемъ Лазарь умеръ и только тогда Христосъ направился въ Виѳанію. Безпрекословно, хотя и съ тревогой, послѣдовали за Нимъ и ученики, готовые даже на смерть (Іоан. 11, 16). Не поняли они только словъ Его: Я радуюсь за васъ, что Меня не было тамъ, дабы вы увѣровали (Іоан. 11, 15).

Когда Іисусъ Христосъ подходилъ къ Виѳаніи, Марѳа первая вышла къ Нему на-встрѣчу и, припавъ къ ногамъ Его, какъ-бы жалуясь, со слезами сказала: Господи, если-бы Ты былъ здѣсь, не умеръ-бы братъ мой. То-же самое говорила потомъ и Марія. Желая поддержать колеблющуюся вѣру Марѳы, Іисусъ Христосъ сказалъ: Воскреснетъ братъ твой, и этимъ какъ-бы подтвердилъ, что Онъ и сейчасъ можетъ сдѣлать все, о чемъ попроситъ у Бога. Однако та отнесла это не къ настоящему, а вообще къ ученію о воскресеніи мертвыхъ, о чемъ говорили еще древніе пророки Исаія (26, 19), Іезекіиль (гл. 37), Даніилъ — (12, 2) и др., потому не получила должнаго утѣшенія. Тогда Іисусъ Христосъ сказалъ уже прямо: Я есмь воскресеніе и жизнь, вѣрующій въ Меня, если и умретъ, оживетъ.

Окруженный множествомъ народа, въ сопровожденіи Марѳы, Маріи и учениковъ своихъ, Христосъ направился къ тому мѣсту, гдѣ похоронили Лазаря. Печальная обстановка, рыданіе сестеръ — все это возмутило духъ Іисуса Христа, и Онъ, отдавая человѣческую дань, прослезился, на что многіе обратили вниманіе. Когда-же подошли къ пещерѣ, то Христосъ повелѣлъ отвалить камень. Это казалось невозможнымъ, ибо изъ гроба исходилъ тлетворный запахъ четверодневнаго мертвеца, о чемъ Марѳа съ горечью тутъ-же повѣдала. Не говорилъ-ли Я тебѣ, что если будешь вѣровать, увидишь славу Божію — съ упрекомъ отвѣтилъ ей Господь и, воздавъ благодарственную молитву Богу Отцу, громкимъ голосомъ воскликнулъ: Лазарь, иди вонъ. Къ неописуемому ужасу однихъ и радости другихъ въ отверстіи пещеры показался обвитый пеленами мертвецъ. Многіе изъ іудеевъ, видя это поразительное чудо, увѣровали во Христа.

Такъ на дѣлѣ, какъ говорится, во-очію показалъ Христосъ, что Онъ воистину, «воскресеніе и жизнь», и люди узрѣли славу Божію...

Правда, древніе пророки тоже воскрешали мертвыхъ, но они совершали эти чудеса отъ имени Бога, къ Которому предъ тѣмъ обращались съ просительной молитвой, а Іисусъ Христосъ Самъ, Своею силою творитъ сіе великое знаменіе и тѣмъ показываетъ, что Онъ есть Богъ всемогущій «потрясшій смертную державу» (хвалитная стихира).

Несомнѣнно это чудо заронило въ сердце наиболѣе приближенныхъ ко Христу лицъ искру вѣры и надежды, которая впослѣдствіи, не смотря на всѣ противодѣйствія ада, разгорѣлась въ неугасимое пламя, дающее смыслъ земной жизни христіанина и радость велію на небесахъ. Заронить эту искру было тѣмъ болѣе необходимо, что для послѣдователей Христа предстояло страшное искушеніе, а Онъ, Сердцевѣдецъ, конечно зналъ, какъ сильно заколеблется вѣра ихъ.

Пройдетъ еще немного дней великой скорби, разбѣжавшіеся страха ради іудейска ученики Христовы снова соберутся во-еднно, Господь откроетъ имъ умъ разумѣти Писанія, ниспошлетъ имъ отъ Отца всеосвящающую силу Духа Святаго, и тогда имъ все будетъ ясно для наученія другихъ, что они и дѣлали потомъ. Грядетъ часъ въ оньже вси сущіи во гробѣхъ услышатъ гласъ Сына Божія, и изыдутъ сотворшіи благая, въ воскрешеніе живота, а сотворшіи злая, въ воскрешеніе суда (Іоан. 5, 28-29). Это подобно тому, какъ Іисусъ Христосъ Божественнымь словомъ Своимъ воззвалъ Лазаря четверодневнаго отъ смерти къ жизни.

И не только тѣлеса наши воскреснутъ «въ день онъ» къ жизни новой, но что главнѣе всего — силенъ Господь каждаго изъ насъ воскресить отъ смерти грѣховной къ жизни благодатной. Аминь, аминь глаголю вамъ, яко слушаяй словесе Моего и вѣруяй пославшему Мя, имать животъ вѣчный: и на судъ не пріидетъ, но прейдетъ отъ смерти въ животъ (Іоан. 5, 24). Это значитъ, что всѣ тѣ, кто съ вѣрой будетъ слушать Слово Божіе и исполнять его, ведомые дѣйствіемъ благодати Божіей, на Страшномъ судѣ не будутъ осуждены, но станутъ одесную Силы Небесной и услышатъ вожделѣнныя слова Сына Божія: пріидите благословенніи Отца Моего, наслѣдуйте уготованное вамъ царствіе отъ сложенія міра (Матѳ. 25, 34).

Вотъ почему Церковь Православная научаетъ вѣрныхъ чадъ своихъ взывать: «якоже реклъ еси, Господи, Марѳѣ: Азъ есмь воскресеніе, дѣломъ слово исполнилъ еси, изъ ада воззвавъ Лазаря: и мене, Человѣколюбче, мертва страстьми, яко сострадателенъ воскреси, молюся» (хвалитная стихира).

Господи, помоги намъ! Аминь.

Протоіерей Л. Колчевъ. Поученія на воскресные дни Постной и Цвѣтной Тріоди. // На 1938 годъ Русскій Церковный календарь. — Владимірово: Возстановленная Историческая Церковная Типографія Преподобнаго Іова Почаевскаго, 1938. — С. 16-18. [ос. паг.]

Протоіерей Л. Колчевъ родился 22 сентября 1871 г. въ семьѣ священника. Окончилъ въ 1897 г. Тамбовскую духовную семинарію и былъ рукоположенъ. Во время настоятельства въ Моршанскѣ (съ 1898 г.) много потрудился въ дѣлѣ образованія, постройки школы и учительской семинаріи. 30 августа 1894 года былъ переведенъ въ Императорское имѣніе Ореанда въ Крыму и въ 1905 г. зачисленъ въ штатъ придворнаго духовенства. Окончилъ заочно курсъ Московской духовной академіи (1909). Въ 1918 г. былъ переведенъ въ Ливадію. Эмигрировалъ изъ Россіи. Въ 1920—1924 гг. былъ священникомъ въ Константинополѣ. Нѣкоторое время служилъ въ Парижѣ. Затѣмъ переѣхалъ въ Копенгагенъ, гдѣ до своей смерти былъ настоятелемъ храма святаго благовѣрнаго великаго князя Александра Невскаго и духовникомъ вдовствующей Императрицы Маріи Ѳедоровны (1847—1928). Скончался 7 іюня 1944 г. Погребенъ на кладбищѣ въ Даніи, рядомъ съ могилой своего сына — Аркадія.

Источникъ: «Русскiй Порталъ»

Комментарии закрыты.