google-site-verification: google21d08411ff346180.html Поученіе. Происхожденіе древъ честнаго и животворящаго креcта Господня | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Поученіе. Происхожденіе древъ честнаго и животворящаго креcта Господня

Август 13th 2012 -

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

О силѣ крестнаго знаменія.

I. Нынѣшній праздникъ установленъ въ церкви по такому случаю. Благочестивые цари: русскій Андрей Боголюбскій и греч. императоръ Мануилъ, нѣкогда въ нынѣшній день получили побѣду надъ своими врагами, при бывшемъ знаменіи отъ креста Господня и св. иконъ, вынесенныхъ впереди правовѣрныхъ воиновъ ихъ: когда отъ честныхъ изображеній возсіялъ свѣтъ, тогда ободренные симъ божественнымъ знаменіемъ воины дружно ударили на враговъ и славно побѣдили и разсѣяли ихъ.

Благодарные цари, узнавши о такой милостй и помощи Божіей тому и другому, въ одно и то же время явленной, постановили, съ совѣта представителей правосл. церкви, 1 августа, въ день чудесной побѣды, совершать крестный ходъ на воды съ св. иконами и животворящимъ знаменіемъ креста.

II. Въ праздникъ кресту Господню о чемъ и говорить, какъ не о крестѣ и крестномъ знаменіи?

По словамъ вселенскаго учителя св. Іоанна Златоуста, «крестное знаменіе и въ прежнія и въ нынѣшнія времена отверзало двери запертыя, отнимало силу у вредоносныхъ веществъ, дѣлало недѣйствительнымъ ядъ и врачевало смертоносныя угрызенія звѣрей. Ибо, если оно отверзло врата адовы, отворило твердь небесную, вновь открыло входъ въ рай и сокрушило крѣпость діавола: то что удивительнаго, если оно побѣждаетъ силу ядовитыхъ веществъ, звѣрей и всего, тому подобнаго?» (Сборн. бес. стр. 293).

Докажемъ слова св. Златоуста примѣрами и событіями, записанными въ свящ. книгахъ.

б) Крестное знаменіе отнимаетъ силу у вредоносныхъ веществъ. Такъ одинъ бѣдный христіанинъ, не имѣя чѣмъ уплатить долгъ заимодавцу, просилъ еврея дать ему ядъ. Три раза онъ принималъ его; но ядъ не дѣйствовалъ, потому что христіанинъ каждый разъ знаменалъ сосудъ съ ядомъ крестнымъ знаменіемъ (Лугъ дух.).

Когда враги Христовы хотѣли отравить ядомъ авву Іуліана, то подкупили слугу, чтобы тотъ, когда будетъ подавать пищу Іуліану, вложить ядъ въ стаканъ. Слуга такъ и сдѣлалъ. Но св. Іуліанъ, по вдохновенію Божію, узналъ коварство. Принявши стаканъ, поставилъ предъ собою, положилъ на стаканъ троекратно знаменіе креста, сказавши: «во имя Отца и Сына и Св. Духа», — выпилъ ядъ, и остался невредимымъ (Лугъ дух. стр. 92).

б) Сила крестная умерщвляетъ лютыхъ звѣрей. Въ тѣхъ мѣстахъ, гдѣ былъ монастырь св. Златоуста, появился лютый левъ, который и скотовъ и людей похищалъ и пожиралъ. Когда донесли объ этомъ св. Іоанну, то онъ повелѣлъ водрузить на томъ мѣстѣ, откуда исходилъ звѣрь, деревянный крестъ. На другой день увидѣли при крестѣ льва мертвымъ (Уч. благ. стр. 326).

в) Сила крестная врачуетъ смертоносныя угрызенія гадовъ. Такъ, нѣкоторый пастырь овецъ былъ уязвленъ зміей и умиралъ. Одинъ благочестивый старецъ влилъ по кресту воду въ уста умирающаго, съ призываніемъ Св. Троицы и великомученика Георгія, — и пастырь выздоровѣлъ.

г) Сила крестная отгоняетъ бѣсовъ. Однажды діаволъ напалъ на св. Кипріана, сталъ бить и душить его. Кипріанъ, не могши ничѣмъ отъ него защититься, поднялъ руку и перекрестился. Діаволъ тотчасъ, какъ стрѣла, отскочилъ отъ него, потомъ рыкнулъ, какъ левъ, и исчезъ. (Чет. -М. окт. 2).

Однажды св. Пахомій, стоя на молитвѣ, услышалъ голосъ: «радуйся, старецъ, столько мнѣ угодившій! Азъ есмь Христосъ, и пришелъ къ тебѣ, какъ къ другу моему» Св. Пахомій изумился и разсуждалъ самъ съ собою: «Христово пришествіе къ человѣку приноситъ ему радость; сердце тогда не чувствуетъ никакого страха, а я теперь боюсь, страшусь... Нѣтъ, это не Христосъ!» И оградившись крестомъ сказалъ: «отойди отъ меня, духъ злобы! Будь проклято лукавство всѣхъ твоихъ начинаній!» Мгновенно призракъ исчезъ, оставивъ по себѣ смрадный запахъ (мая 15).

Св. Іоаннъ Златоустъ говоритъ: «если ты съ сердечнымъ расположеніемъ и вѣрою изобразишь крестъ на лицѣ своемъ, то ни одинъ изъ нечистыхъ духовъ не возможетъ приблизиться къ тебѣ, видя тотъ мечъ, которымъ онъ уязвленъ, видя то оружіе, отъ котораго получилъ смертельную рану. Ибо, если и мы съ трепетомъ взираемъ на тѣ мѣста, гдѣ казнятъ преступниковъ: то представь, какъ ужасаются діаволъ и демоны, видя оружіе, которымъ Христосъ разрушилъ всю силу ихъ, и отсѣкъ главу змія!..» (Сборн. бес. стр. 294).

III. Кресту твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресеніе Твое славимъ. Аминь. (Сост. по проп. прилож. къ «Рук. для сельск. паст.» за 1887 г. августъ).

Источникъ: Священникъ Григорій Дьяченко.
Полный годичный кругъ кратких поучений. Т.II
М. Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897 г.

Метки:

Комментарии закрыты.