Об искусстве хорошо умирать

Январь 16th 2015 -

Прошло 500 лет с того дня, как монах святой жизни и горячей веры в возможность создания христианского государства и христианской общины фра Иероним Савонарола, игумен монастыря святого Марка во Флоренции, был повешен, тело его предано огню и прах брошен в «мутную Арно». Тогда было сделано все для того, чтобы память о нем исчезла «с шумом» и навсегда. А случилось обратное: Савонарола остался в памяти веков не только как великий человек, но и как человек достойный любви и уважения, как герой, как мученик, как борец за святость Церкви и порядочность человеческого общества. Он поднял свой голос против беззаконий, творившихся в те времена в Римской Церкви; желал видеть обновление духа и нравственности в Церкви, призывал к созыву Вселенского Собора; возможно, он пошел дальше положенной меры и в своей горячности, свойственной его благородному характеру, допустил и некоторые ошибки, поддался соблазну взять на себя бремя некоего народного вождя, вышел из рамок строгого монашеского послушания, хотя и bona fide верил в свою правоту и, во всяком случае, искал не своих выгод и своей чести, но до пролития своей крови, до мученической смерти горел желанием спасти человеческие души, призвать их к покаянию и посильному подвигу; желал видеть, чтобы люди, а особенно люди, бывшие во главе Церкви, были христианами, старающимися в своей жизни хоть немного осуществить принципы христианской нравственности; хотя бы в малой степени были подвижниками, ограничивающими свои страсти и свою гордыню; хотя бы в малой степени были более человеколюбивы (потому что, как горестно взывал Савонарола, «в Церкви не осталось ни на йоту любви»); более преданы духовной жизни и истине.

Ведь христианство – это не литературное творение, не философское начертание, не эстетическое вдохновение; христианство – это жизненное задание, это смысл жизни и труда, смысл, без которого жизнь представляется пустой и темной, тупиком, теряющимся в тумане и в ночи: христианство — это жизнь человека, построенная на светлом, радостном и глубоко осмысленном посильном подражании Христу. Вот об этом-то Савонарола и напоминал людям и восставал против зла, творившегося в те времена и в Церкви, и в человеческом обществе.

Его проповедь простиралась к духовенству и простым пастухам, к великим и знаменитым городам и бедным лачужкам, к принцам и беднякам. Всех он призывал к покаянию, подвигу и исправлению своей жизни. Его дела были мудры, человеколюбивы и благородны. Он хотел сделать из Флоренции и из всего мира – Царство Божие с его безгрешностью и радостью. Результаты – известны.

Савонарола, можно было думать, не достиг ничего: краткий успех сменился полным крушением: все его горение и подвиг закончились для него страшной трагедией и полным крахом всех начинаний. Однако, как говорит один писатель, «будущее принадлежит ему, а он принадлежит Церкви». Смерть мученика за правое дело никогда не бывает напрасной. Своей смертью за святые и чистые идеалы христианской нравственности он заслужил место в истории человечества и своей кровью запечатлел свои богословские творения.
Савонарола, итальянский монах, живший во второй половине XV века (1452—1498) в Ферраре, Болонье и Флоренции, где и закончил свою жизнь, является человеком, который принадлежит всему христианскому миру. Недаром преподобный Максим Грек некогда под влиянием Савонаролы стал глубоко верующим человеком и его послушником, на всю жизнь сохранил его светлый образ и ставил его в пример. Своим обликом, своим, так сказать, «донкихотством», более чем донкихотством, он близок всякому человеку. Но нам, православным, он близок еще и тем, что его учение о Вселенских Соборах как наивысших учреждениях Святой Церкви является именно православным учением: его сочинение «De simplicitate Christianae» (еще не переведенное) – это краткое Добротолюбие.

Проповедь Савонаролы «Об искусстве хорошо умирать», может быть, является уникумом во всей духовной литературе. Проповедь заставляет серьезно подумать о будущей жизни, о необходимости крайней осторожности в жизни нынешней и тщательной подготовки себя к смерти, к оным вратам, за которыми открывается вечность.

Перевод и комментарий архимандрита Амвросия (Погодина).

Pages: 1 2 3 4

Комментарии закрыты.