google-site-verification: google21d08411ff346180.html 41. Слово въ день перенесенія Нерукотвореннаго образа Господа нашего Іисуса Христа изъ Эдеса въ Константино-градъ. Архіеп. Димитрій Муретовъ | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

41. Слово въ день перенесенія Нерукотвореннаго образа Господа нашего Іисуса Христа изъ Эдеса въ Константино-градъ. Архіеп. Димитрій Муретовъ

Август 29th 2011 -

Пречистому образу Твоему поклоняемся, Благій, просяще прощенія прегрѣшеній нашихъ.

Въ настоящій день св. Церковь празднственно воспоминаетъ торжественное перенесеніе пречистаго, нерукотвореннаго образа Господа нашего Іисуса Христа изъ г. Эдеса въ царствующій градъ равноапостольнаго Константина.

Вамъ, безъ сомнѣнія, извѣстно, братіе, какъ произошелъ первоначально сей пречистый, нерукотворенный образъ Господень. Во время земной жизни Господа Іисуса Христа нѣкто Авгарь, владѣлецъ Эдесскій, впалъ въ тяжкую, неизлѣчимую болѣзнь. Слышавъ объ Іисусѣ, исцѣляющемъ всякія болѣзни единымъ чудодѣйственнымъ словомъ, онъ послалъ къ Нему раба своего съ письмомъ, въ коемъ просилъ Господа прибыть къ нему и исцѣлить его болѣзнь, предлагая въ воздаяніе соцарствовать съ собою въ Эдесѣ. Посланному Ананіи, искусному живописцу, приказано при семъ сдѣлать вѣрное изображеніе лица Господня. Но сколько ни усиливался Ананія изобразить на иконѣ святолѣпный ликъ Спасителя, не могъ сдѣлать сего успѣшно; ибо при каждомъ воззрѣніи ему казалось, что лице Іисусово измѣнялось. Господь Іисусъ Христосъ, пришедшій въ міръ сей не соцарствовать съ Авгаремъ въ Эдесѣ, а принести Самого Себя въ жертву за спасеніе міра и воцариться во вѣки вѣковъ во Царствіи Отца Своего, отвѣтствовалъ Авгарю, что, по вознесеніи Своемъ, послетъ къ нему одного изъ апостоловъ Своихъ, который не только исцѣлитъ его совершенно отъ болѣзни, но и просвѣтитъ свѣтомъ истиннаго богопознанія. А между тѣмъ, чтобъ вознаградить вѣру Авгаря и безуспѣшный трудъ его посланника, Господь омылъ лице Свое, взялъ убрусъ у Ананіи, отеръ имъ лице Свое, — и божественный ликъ Его самъ собою изобразился на убрусѣ.

Событіе, повидимому, не велико въ ряду другихъ величайшихъ событій евангельскихъ; но оно имѣетъ глубокое значеніе и особенную важность для насъ. Оно даетъ намъ уразумѣть отчасти, почему св. Церковь такъ дорожитъ симъ образомъ Христовымъ, что за почитаніе Его претерпѣла жесточайшее вѣковое гоненіе.

Вамъ извѣстно, братіе мои, что истиннымъ, живымъ и одушевленнымъ образомъ Божіимъ былъ самъ первозданный человѣкъ, почему и наслаждался онъ лицезрѣніемъ Божіимъ, бесѣдовалъ съ Господомъ, какъ любимый сынъ съ любящимъ его отцемъ, какъ преданный другъ съ благодѣющимъ ему другомъ; и это зрѣніе радостотворнаго лица Божія составляло высочайшее блаженство человѣка, какъ составляетъ оно непрестающее блаженство св. ангеловъ. Грѣхъ лишилъ насъ сей близости къ нашему Творцу и Господу, отторгъ насъ отъ лона Отца нашего небеснаго, потому что лишилъ насъ образа Божія, состоявшаго въ правдѣ и преподобіи истины, напечатлѣлъ въ насъ свой нечистый образъ лжи и лукавства, неправды и беззаконія. Такимъ образомъ, человѣкъ съ высоты богоподобія приложися скотомъ несмысленнымъ и уподобися имъ. Человѣкъ удалился отъ Бога, и Богъ сокрылся отъ человѣка, — сокрылся такъ, что и самому Моисею, вѣрному во всемъ дому Божіемъ, сказано: лице Мое не явится тебѣ, не бо узритъ человѣкъ лице Мое, и живъ будетъ. и сами грѣшные люди съ ужасомъ говорили: да не глаголетъ къ намъ Богъ, да не умремъ. Съ тѣхъ поръ Бога никтоже видѣ нигдѣже, и падшіе люди жили какъ безсловесныя, въ невѣдѣніи о Богѣ, въ растлѣніи духа и тѣла, и умирали какъ безсловесныя, не имуще упованія явиться лицу Божію. Что же дѣлаетъ любовь Божія, не хотящая вѣчной смерти грѣшника? Поелику человѣкъ не могъ приблизиться къ Богу и пріобщиться Его славы, Богъ Самъ приближается къ человѣку и пріобщается его уничиженія. Дабы грѣшникъ не убѣгалъ болѣе блаженнотворнаго присутствія Божія, Самъ Единородный Сынъ Божій является ему въ подобіи плоти грѣха. Чтобъ возстановить въ насъ паки Свой божественный образъ, Онъ зракъ раба пріимъ, въ подобіи человѣчестѣмъ бывъ, и образомъ обрѣтеся якоже человѣкъ. Самосущее ипостасное Слово Божіе плоть бысть и вселися въ ны, — и грѣшные люди видѣли Его, слышали Его, осязали Его: и видѣхомъ славу Его, славу яко Единороднаго отъ Отца, исполнь благодати и истины. Чтобъ и всѣ послѣдующіе роды не лишились сего счастія — видѣть Господа лицемъ къ лицу, Онъ, многомилостивый, чудодѣйственно отпечатлѣлъ Свой божественный образъ на убрусѣ и оставилъ его въ Церкви Своей, какъ видимый залогъ Своего невидимаго пребыванія съ ней. Чтобъ и во всѣ времена люди могли слышать Его божественное Слово, Онъ повелѣлъ св. евангелистамъ написать и предать Церкви все, что слышали они изъ устъ Его. Теперь и мы грѣшные можемъ видѣть Его и слышать Его. Мы видимъ Его въ божественномъ образѣ Его, слышимъ Его въ божественномъ Словѣ Его. Теперь, хочешь ли, возлюбленный, видѣть Господа и бесѣдовать съ Нимъ? Стань предъ святою иконою Господа Іисуса Христа: на ней узришь божественный ликъ Его, исполненный благости и милосердія, любви и состраданія, кротости и долготерпѣнія, но вмѣстѣ сіяющій божественнымъ величіемъ и святостію, нелицепріятнымъ судомъ и правдою. Это Онъ, всеблагій Творецъ твой, который сотворилъ насъ, персть вземъ отъ земли. Это онъ, премудрый и всеблагій Промыслитель твой, въ руцѣ коего и дыханіе и жизнь наша. Это Онъ, премилосердый Искупитель твой, который избавилъ насъ отъ грѣха, проклятія и смерти, который пріемлетъ покаяніе наше и подаетъ намъ прощеніе грѣховъ. Это Онъ, всеправедный Судія твой, которому свѣдомы не только дѣла и слова наши, но и всѣ помышленія сердечныя и который будетъ судить насъ въ послѣдній день міра. Поклонись Ему и припади предъ Нимъ со страхомъ и благоговѣніемъ, съ вѣрою и упованіемъ! Говори предъ Нимъ молитвенно все, что хочешь, открой предъ Нимъ всю душу и сердце твое, скажи Ему всѣ немощи и нужды твои! Онъ будетъ отвѣтствовать тебѣ въ Словѣ Своемъ. Ибо всякое недоумѣніе наше о нашей жизни и смерти, о нашей судьбѣ настоящей и будущей предупреждено и объяснено въ святомъ Евангеліи; на всякое благое прошеніе наше готово намъ преблагое обѣтованіе Господне; всякое чистое желаніе наше обрѣтетъ себѣ пищу и услажденіе въ Словѣ Господнемъ. Ибо ничего, что благопотребно намъ, не утаилъ отъ насъ Господь нашъ; все сказалъ Онъ намъ, какъ другомъ Своимъ: не ктому васъ глаголю рабы, говоритъ Онъ намъ, яко рабъ не вѣсть, что творитъ Господь его: васъ же рекохъ други, яко вся, яже слышахъ отъ Отца Моего, сказахъ вамъ (Іоан. 15, 15). Никакого благодѣянія, никакого дара небеснаго не щадитъ для насъ премилосердый Искупитель нашъ, все обѣщаетъ подавать туне просящимъ и молящимся: просите, и дастся вамъ, толцыте, и отверзется вамъ. Аминь бо глаголю вамъ: вся, елика аще чесо просите отъ Отца во имя Мое, дастъ вамъ; просите, и пріимете.

Видите-ль, братіе мои, для чего Господь даровалъ намъ пречистый образъ Свой? Чтобы въ немъ и чрезъ него мы могли боголѣпно поклоняться Господу и Спасителю своему; чтобы предъ нимъ, какъ предъ Самимъ Господомъ, могли приносить наши молитвы и моленія, прошенія и благодаренія съ полною надеждою, что Господь услышитъ и пріиметъ ихъ съ благоволеніемъ, исполнитъ ихъ съ любовію, милосердіемъ, какъ вѣрный въ словесѣхъ Своихъ и неложный въ обѣтованіяхъ Своихъ; чтобы предъ нимъ мы могли приносить исповѣданіе грѣховъ своихъ съ совершенною увѣренностію, что отъ Его пречистыхъ устъ служитель алтаря Господня изречетъ намъ прощеніе и помилованіе. Вотъ, почему истинные сыны Церкви Божіей готовы были скорѣе претерпѣть всѣ мученія, лишиться самой жизни, нежели лишиться сего дара небеснаго; почему св. Церковь достойно и праведно отлучаетъ отъ собора вѣрующихъ тѣхъ, которые покушались и покушаются отнять у нея сіе сокровище небесное, сей драгоцѣнный залогъ пребыванія съ нами Господа Іисуса Христа во вся дни до скончанія вѣка. Отвергнуться образа Господа Іисуса Христа значитъ отвергнуться самой тайны воплощенія Сына Божія, отвергнуться и всего, содѣланнаго Имъ, спасенія человѣковъ, остаться въ прежней тьмѣ невѣдѣнія и заблужденій, грѣха и проклятія, быть яко мытаремъ и язычникомъ.

Блюдите, братіе, да никтоже будетъ вась прельщая суетною лестію, усиливаясь отклонить васъ отъ поклоненія пречистому образу Господню. Храните свято и почитайте боголѣпно божественный ликъ своего Спасителя и Господа, какъ драгоцѣнный залогъ Его любви къ намъ и милосердія, какъ видимое знаменіе Его невидимаго пребыванія съ нами; покланяйтесь божественному образу Сына Божія, Господа и Владыки живота нашего, молясь Ему вмѣстѣ съ Церковію: пречистому образу Твоему поклоняемся, Благій, просяще прощенія прегрѣшеній нашихъ. Аминь.

Полное собраніе проповѣдей Димитрія, Архіепископа Херсонскаго и Одесскаго. Томъ первый: Слова и Бесѣды на праздники Господскіе. — М.: Типо-Лит. Д. А. Бончъ-Бруевича, 1889. — С. 274-278.

источник: сайт «Русскiй Порталъ»

Комментарии закрыты.