google-site-verification: google21d08411ff346180.html Слово въ день Преображенія Господня. Архіеп. Димитрій Муретовъ | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Слово въ день Преображенія Господня. Архіеп. Димитрій Муретовъ

Август 18th 2011 -


И вотъ, свѣтъ небесный, озаряющій насъ съ Ѳавора, разгоняетъ облегающую насъ тьму и освѣщаетъ всѣ темныя стороны бытія нашего на землѣ.

При свѣтѣ славы Ѳаворской открывается, во-первыхъ, что не одинъ жребій человѣку и жребій скотомъ, какъ безумствовали во времена Соломона нѣкіе нечестивцы и какъ выдаетъ намъ за что-то новое, за послѣднее слово науки нынѣшняя лживая мудрость. Слышите-ль, обуявшіе мудрецы вѣка сего? Гласъ Самого Бога свидѣтельствуетъ съ неба о Христѣ Іисусѣ: сей есть Сынъ Мой возлюбленный, о немже благоволихъ. Если же для спасенія человѣка нужно было воплотиться и пострадать Самому Единородному Сыну Божію, значитъ, человѣкъ созданъ и предназначенъ не для того, чтобы, проживъ нѣсколько лѣтъ на землѣ, исчезнуть и уничтожиться навсегда; значитъ, есть въ человѣкѣ нѣчто столь драгоцѣнное для самой премудрости Божіей, столь достойное высочайшей любви Божіей, что для спасенія человѣка отъ вѣчной погибели принесъ Самого Себя въ жертву Единородный Сынъ Божій, Господь и Владыка всѣхъ. Эта драгоцѣнность, которой не стóитъ міръ весь, есть душа человѣческая, созданная по образу Божію, украшенная разумомъ и свободою, умаленная малымъ чимъ отъ ангелъ. Ее-то столько любитъ Отецъ небесный, яко Сына Своего Единороднаго далъ есть, да не погибнетъ она во вѣки. Ее-то столько любитъ и Единородный Сынъ Божій, что за избавленіе ея воплотился и вочеловѣчился, претерпѣлъ страшныя страданія и положилъ душу Свою на крестѣ. Ее-то столько любитъ и всесвятый Духъ Божій, что не отвращается самой нечистоты и мертвости, но нисходитъ на нее, очищаетъ и оживотворяетъ ее, освящаетъ и украшаетъ ее Своими божественными дарами. Не должно ли и намъ, братіе мои, дорожить болѣе всего душею нашею, о ней заботиться прежде и паче всего, ее питать и возращать Словомъ Божіимъ и молитвою, ее укрощать благоговѣйными помыслами, святыми желаніями и чувствованіями, ее обогащать дѣлами благими, да цвѣтутъ и зрѣютъ въ ней небесные пдоды Духа Святаго — любы, радостъ, миръ, долготерпѣніе, благость, милосердіе, вѣра, кротость, воздержаніе, да содѣлается она возлюбленною дщерію Отца небеснаго, избранною невѣстою Сына Божія, чистою и святою обителію Духа всесвятаго. Кая бо польза человѣку, аще пріобрящетъ міръ весь, и отщетитъ душу свою, или что дастъ человѣкъ измѣну за душу свою?

Открывается при свѣтѣ славы Ѳаворской и то, что смертію тѣлесною не все кончается для человѣка; что подъ покровомъ видимаго есть другой міръ — невидимый, подъ внѣшнею жизнію тѣлесной таится другая жизнь — духовная, міръ, непохожій на нашъ міръ, и жизнь, отличная отъ этой жизни; что жизнь духа нашего не исчисляется годами, а соизмѣряется токмо ничѣмъ неизмѣримою вѣчностію. Вотъ Моисей и Илія, — одинъ умершій, другой восхищенный отъ земли на небо колесницею огненной, — черезъ цѣлыя тысячелѣтія являются на Ѳаворѣ живыми, бесѣдуютъ со Христомъ, котораго пришествіе предвозвѣщали, живя въ мірѣ. Нужно ли свидѣтельство безсмертія человѣческаго очевиднѣе сего? Здѣсь уже не вѣруемъ, а видимъ и какъ бы осязаемъ, что Богъ воистину нѣсть Богъ мертвыхъ, но Богъ живыхъ; что предъ Нимъ живы всѣ, жившіе когда-либо на землѣ, всѣ, созданные Имъ по образу Своему; что и мы всѣ прейдемъ по смерти тѣлесной въ этотъ новый — духовный міръ, пребудемъ живы во вѣки вѣковъ. Будемъ же помнить, братіе мои, что весь настоящій порядокъ вещей продолжается для насъ только до гроба: всякая земная слава, всѣ почетныя титла, которыми украшаетъ міръ, останутся на гробовомъ камнѣ; всѣ предметы роскоши и наслажденій чувственныхъ оставятъ бездыханное тѣло наше, которое и само обратится въ прахъ. Что-жъ за тѣмъ? Се, открывается завѣса и является другой — высшій міръ, куда переселяются души, разрѣшившись отъ узъ плоти; является иной — совершенный образъ бытія, гдѣ истинная, вѣчная жизнь, не знающая ни болѣзней ни смерти, — вѣчная слава, никогда не умаляющаяся, ничѣмъ не помрачаемая, въ которой праведники сіяютъ яко солнце въ царствіи Отца ихъ, — вѣчная радость и блаженство, безъ слезъ и печалей, безъ скорбей и воздыханій; является, какъ въ зерцалѣ, то вѣчное царство Бога и область Христа Его, которое откроется для всѣхъ и навсегда, когда Господь Іисусъ Христосъ воскреситъ все человѣчество, преобразитъ самый міръ нашъ, такъ что и вся тварь, повинувшаяся суетѣ за повинувшаго ю человѣка, проклятая въ дѣлѣхъ его, которая совоздыхаетъ и соболѣзнуетъ съ нами до нынѣ, и сама свободится въ свободу славы чадъ Божіихъ. Зрители видѣнія Ѳаворскаго, передъ очами которыхъ приподнялся, можно сказать, только край завѣсы, скрывающей отъ насъ будущее славное царство Христово, забывая весь міръ, забывая самихъ себя, восклицаютъ въ восторгѣ: Господи, добро есть намъ здѣ быти! Забыты всѣ труды и скорби, всѣ опасности и бѣдствія, которыя терпѣли они, послѣдуя за Христомъ, забыто и все земное; одно невыразимое чувство блаженства наполняетъ ихъ душу и сердце, одинъ неизъяснимый восторгъ движетъ ихъ языкомъ: добро есть намъ здѣ быти! Можно ли же изобразить то чувство радости, восторга и блаженства, которымъ преисполнятся сердца избранныхъ, когда предъ лицемъ новаго неба и новы земли, предъ тьмами темъ святыхъ ангеловъ Своихъ Господь скажетъ имъ: пріидите, благословенніи Отца Моего, наслѣдуйте уготованное вамъ царствіе отъ сложенія міра?

Открывается, наконецъ, при свѣтѣ Ѳаворскомъ и то, что не одинъ конецъ праведному и грѣшному, что только праведныхъ души въ руцѣ Божіей, и не прикоснется ихъ мука, и упованіе ихъ безсмертія исполнено. Посмотрите на святолѣпный образъ Моисея и Иліи. Они являются въ славѣ, сіяютъ яко солнце, озаряемые свѣтомъ лица Божія, бесѣдуютъ съ Господомъ, яко други Его, лицемъ къ лицу: они достигли уже того блаженнѣйшаго состоянія, которое обѣщано праведникамъ. А что же съ грѣшниками? Имъ нѣтъ мѣста и на Ѳаворѣ небесномъ: имъ мѣсто во тьмѣ кромѣшной, гдѣ вѣчный плачъ и скрежетъ зубомъ, и въ огнѣ вѣчномъ, уготованномъ діаволу и аггеломъ его. Посему-то и нужно намъ, братіе, еще въ настоящей жизни преобразиться духомъ по образу Создавшаго насъ, чтобы по смерти сдѣлаться участниками славы преобразившагося Господа. На Ѳаворѣ только небожители, явльшіеся въ славѣ, сподобились дерзновенно бесѣдовать съ Господомъ славы; а земные зрители славы Его падоша ницы и убояшася зѣло. Такъ неприступна слава Божія и для лучшихъ изъ людей, доколѣ не преобразились они совершенно благодатію Духа Божія!

Тѣмже убо, такъ учитъ насъ св. Апостолъ: Господню славу взирающе, въ той же образъ да преобразуемся отъ славы въ славу, яко отъ Господня Духа. Это необходимое для насъ преображеніе состоитъ, по ученію того же Апостола, въ совлеченіи ветхаго человѣка съ дѣянми его и облеченіи въ человѣка новаго, созданнаго по Богу въ правдѣ и преподобіи истины. Надобно, мало-по-малу, преобразовать свой умъ вѣрою твердою, непоколебимою, такъ, чтобы онъ сдѣлался, по выраженію Апостола, умомъ Христовымъ, обо всемъ, то-есть, мыслилъ и разсуждалъ — какъ учитъ св. Евангеліе Христово, твердо стоялъ въ истинѣ и отвращался всякой лжи и неправды. Надобно преобразовать волю свою такъ, чтобы она была послушна одному Евангелію Христову, чтобы никто и ничто въ мірѣ не могло отклонить ее отъ исполненія заповѣдей Господнихъ. Надобно преобразовать сердце свое такъ, чтобы въ немъ царствовала не похоть плоти, похоть очесъ и гордость житейская, но искренняя, всесердечная любовь къ Богу и ближнему, чтобы оно жило и дышало единымъ Господомъ и упованіемъ жизни вѣчной, чтобы ни смерть, ни животъ, ни настоящая, ни грядущая, ни высота, ни глубина, ни ина тварь кая не могла разлучити его отъ любве Божія, яже о Христѣ Іисусѣ. Надобно преобразовать и самыя внѣшнія чувства свои такъ, чтобы они не были рабами грѣху и беззаконію, но рабами правдѣ во святыню. Слышите-ль, чтó заповѣдуетъ гласъ Отца небеснаго? Сей есть Сынъ Мой возлюбленный, Того послушайте! Вѣруйте Его божественному слову, которое одно есть вѣчная истина; повинуйтесь Его божественнымъ заповѣдямъ, которыя однѣ ведутъ въ животъ вѣчный; послѣдуйте примѣру Его святѣйшей жизни; подражайте Его достопоклоняемымъ совершенствамъ — Его смиренію и послушанію, Его благости и милосердію, Его кротости и долготерпѣнію, Его любви и самоотверженію, да будете сынове Вышняго. Если мы, при помощи благодати Божіей, преобразимъ такимъ образомъ душу свою по образу Создавшаго насъ, то Господь Іисусъ Христосъ преобразитъ нѣкогда и самое тѣло наше, во еже сообразну ему быти тѣлу славы Его. Аминь.

Полное собраніе проповѣдей Димитрія, Архіепископа Херсонскаго и Одесскаго. Томъ первый: Слова и Бесѣды на праздники Господскіе. — М.: Типо-Лит. Д. А. Бончъ-Бруевича, 1889. — С. 256-266.

Источник: «Русскiй Порталъ»

Метки: ,

Pages: 1 2

Комментарии закрыты.