Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Сентябрь 21st 2015 -

В глубокой скорби вышел он из храма, повторяя: «Для всех сейчас великий праздник, а для меня день слез». Он утешал себя тем, что, быть может, пример его не единственный, и, в надежде найти благочестивого бесчадного мужа, он из храма пошел осматривать родословные таблицы двенадцати колен. Но таблицы сказали ему, что все благочестивые люди имели потомство и даже у столетнего Авраама был сын.

Иоаким был до того опечален, что не пожелал вернуться домой, а отправился в пустыню, где в горах паслись его овцы. Сердце его было полно глубокой скорби. Чем он был хуже других людей? Разве он не стремился исполнить закон? За что же такая судьба и такое поношение?

Сорок дней он провел в пустыне, решившись не возвращаться домой, пока Бог Израилев не посетит его Своею милостью. И он молился о чуде, молился о том, чтобы Бог помог ему стать отцом, как некогда стал отцом в глубокой старости Авраам.

Весть о печальном событии в Иерусалиме дошла в Назарет до Анны. Она тосковала ещё более, чем муж, считая себя причиной всего происшедшего, и также как и муж её Иоаким, она горячо молила Бога, чтобы он разрешил её неплодие.

Как-то, копаясь в саду, Анна увидела среди ветвей лаврового дерева гнездо едва оперившихся птичек, и вид этого счастливого, полного жизни гнезда поверг ее в еще большее уныние. «Одна я, — говорила она, — мертва и безжизненна. Вся природа прославляет Тебя своими плодами. Все радуются о детях своих, я одна бесчадна, как степь безводная… Господи, Господи! Ты даровал Сарре сына в старости; услыши же и меня, и я принесу рожденное от меня в дар Тебе, и да благословится в нем Твое милосердие!»

Всю душу свою вложила Анна в эту молитву. И, едва кончила она ее, как предстал пред ней ангел Божий и сказал: «Твоя молитва услышана: вопли твои прошли через облака, слезы твои упали пред престолом Господа. Ты родишь Дочь благословенную, высшую всех дочерей земных. Ради Неё благословятся все роды земные. Чрез Неё дастся спасение всему миру, и наречется Она Марией».

Анна тут же дала обещание: если у неё будет дитя, отдать его на служение Богу, и, прежде чем поделиться радостью с мужем, отправилась в иерусалимский храм, чтобы благодарить Бога и повторить там свой обет.

Между тем, ангел явился и Иоакиму в пустыне и сказал ему: «Бог услышал твою молитву, у жены твоей Анны родится Дочь и станет вашей общей радостью. В знак верности моих слов иди в Иерусалим. Там у Золотых ворот ты найдешь твою жену, которой я уже возвестил эту радость».

Счастливые супруги встретились в Иерусалиме, рассказали друг другу о явлении ангела и вместе принесли в храме жертву…

***

Явление Ангела Иоакиму

По учению Православной Церкви, Пресвятая Дева Мария зачата и рождена по обетованию Божию от мужа и жены. Един Господь Иисус Христос родился от Приснодевы Марии безмужно, по наитию Духа Святого.

Пресвятая Дева Мария родилась в Назарете от некогда знаменитого дома Давидова, утратившего уже свое величие. Ни блеск, ни слава мира не окружали ее колыбели: все эти земные преимущества померкли при свете незримой славы, уготованной от века Матери Божией, называемой, по свидетельству Евангелия, благодатною и благословенною со дня воплощения от Нее Спасителя мира.

По обычаю иудейскому, в 15-й день по рождении дано было Ей имя, указанное Ангелом Божиим, Мария, что значит ”госпожа”, ”надежда”. Мария, став Матерью воплотившегося Творца, явилась Госпожою и Надеждою для всего творения.

9 декабря (по ст.ст.) Православная Церковь празднует Зачатие Пресвятой Девы Анной, а через 9 месяцев после этого дня, 8 сентября, Пречистая Дева родилась на свет.

Хотя Иоаким и Анна не выделялись внешним значением своим, Пресвятая Дева имела за Собой длинный ряд предков, восходивший в отдаленные века, и среди них были имена патриархов, первосвященников и царей иудейских. Согласно с предсказаниями пророков, обетованный Спаситель мира должен был произойти из царского племени Давидова.

Но со времени Вавилонского плена потомки этого царя мало-помалу теряли свои права, и, когда возвысилось племя Маккавеев, исчезло все отличие царского племени, и стало оно наряду с простым народом.

Существует предание, что по исполнении Марии шестимесячного возраста Анна поставила Её на землю, чтобы посмотреть, может ли Она стоять. Дитя сделало семь шагов, а потом пошло обратно в руки матери. Анна решила, что Дочь её не будет ходить по земле, пока она Ее не введет в храм Господень. И когда Марии исполнился год, отец Её сделал пир, на который собрал священников, старейшин и много народа и подносил Марию под благословение священников и первосвященников. Анна же радостно прославляла Бога, что Он разрешил её неплодие и «отъял поношение врагов её».

Еще через год Иоаким думал исполнить над Марией обет посвящения Её Богу, но Анна, боясь, что в храме дитя соскучится по дому, и желая по материнской нежности дольше удержать Её при себе, уговорила мужа отсрочить на один год его намерение.

В сей великий праздник Церковь Христова воспевает:

Начало нашему спасению, людие днесь бысть. Се бо пронареченная от родов древних, Мати и Девая, и Приятелище Божие, от неплодове родитися происходит…» (Литейная стихера Празднику). Действительно, как пишет святитель Андрей архиепископ Критский: «Нынешний праздник есть для нас начало праздников. Служа пределом закону и прообразованиям, он вместе служит дверию к благодати и истине. Возвещая славу девства, настоящий богоблагодатный день предлагает всей твари общую радость. Дерзайте, говорит он, се праздник рожества Девы, и с ним обновление человеческого рода. Дева рождается и готовится быть материю Царя всех — Бога. Дева становится посредницею между величием Божества и ничтожеством плоти.

В воспоминание Рождества Пресвятой Богородицы издревле установлен Церковью праздник: еще в IV в. равноапостольная Елена соорудила храм в честь и память Рождества Матери Божией. Праздник этот великий, двунадесятый, вселенский, совершается 21 сентября (н. ст.). Это праздник всемирной радости, потому что Богородицею весь род человеческий обновился, и печаль праматери Евы переменилась в радость.

Источник: Русская Православная Церковь Св. Новомучеников и Исповедников Российских в Бруклине.

Метки:

Pages: 1 2

Комментарии закрыты.