google-site-verification: google21d08411ff346180.html Празднование в честь Хитона Господня и Столпа Животворящего | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Празднование в честь Хитона Господня и Столпа Животворящего

Октябрь 13th 2010 -

Празднование в чессть Хитона Господня и Столпа Мироточивого и Животворящего.

Святых равноапостольных царя Мириана и царицы Наны, святой Сидонии и священника Абиатара (IV)

Весть о предстоящей казни Иисуса Христа распространилась по всей иудейской диаспоре. На казнь Спасителя были созваны иудеи со всех концов света, в том числе из Мцхетской иудейской общины. Посланниками на совет Синедриона были выбраны Елиоз Мцхетский и Лонгин Карснийский. Елиоз Мцхетский был из благочестивой семьи. Собирая сына в дорогу, мать слезно просила его, по возможности не принимать участия в кровопролитии. Когда Спасителя распяли в Иерусалиме, мать Елиоза услышала стук молотка и со страшным криком — «Прощай, величие иудейское, ибо убили Спасителя своего и отныне стали врагами самим себе!», — испустила дух. Когда бросили жребий, Хитон Господня достался посланным из Мцхета. Елиоз и Лонгин с почестями привезли Хитон в Мцхета. Елиоза встретила сестра — Сидония и взяла у брата Ношу. Со скорбью выслушав рассказ о распятии Спасителя, она крепко прижала к груди Хитон и тут же упала бездыханной. Эта весть молниеносно разнеслась по Картлийскому царству. Царь Адерк пожелал облачиться в этот Хитон, но никак не смогли высвободить его из объятий Сидонии. Елиоз был вынужден похоронить сестру вместе с дорогой Ношей. На могиле Сидонии выросло кипарисовое дерево.

Когда после Пятидесятницы ученики Христа бросили жребий, Пресвятой Богородице досталось обращение Грузии. По Воле Божьей и благословению Богоматери, проповедовать христианство в Грузии отправился Андрей Первозванный. Он вступил в Грузию с юго-запада, с проповедями обошел все области её и учредил церковную иерархию. Затем вернулся в Иерусалим на Пасху. Вторично апостол Андрей вступил в Грузию с апостолами Матфием и Симоном Кананитом

Прошли годы. Из-за давления персидских огнепоклонников и страха перед язычниками память о Христе поблекла в сознании жителей Картли.

В начале IV века по Воле Божией и благословению Пресвятой Его Матери проповедовать христианство в Картли прибыла святая дева Нино (пом.14 января). Прибыв в Мцхета, она поселилась на окраине города, в терновнике царских садов. Святая Нино стала расспрашивать о Ризе Господней, но никто не помнил о месте Её пребывания. В поисках этой Ризы она познакомилась с потомками Елиоза — иудейским священником Абиатаром и его дочерью. Святая Нино обратила их в христианство.

Святая Нино получила от Господа дар исцеления. Она исцеляла страждущих именем Распятого Спасителя и благодатью Честного Креста, сделанного из виноградной лозы и перевязанного её собственной косой. В это время в Картли правил царь Мириан. Он поклонялся идолу Армази, считая его божеством своих предков, но в глубине души тяготел к вере, проповедемой святой девой. Однажды он даже тайно спас от преследования иудеев священника Абиатара и его дочь Сидонию.

Однажды заболела царица Нана. Врачи не смогли её вылечить, и лишь молитвами святой Нино она спаслась от неминуемой смерти. После исцеления царицы царь Мириан больше заинтересовался верой, проповедуемой святой девой, и стал расспрашивать новообращенного Абиатара о Священных Писаниях Ветхого и Нового Заветов.

Однажды, во время охоты в окрестностях Мцхета, царь Мириан вдруг стал одержим нечистой силой и загорелся желанием истребить в Картли христиан и в первую очередь деву Нино. Вдруг солнце затмилось и царя окутала мгла. Перепуганный Мириан стал молить своих богов-покровителей спасти его от напасти, но безуспешно. Отчаявшийся царь стал молить Распятого Богочеловека. Произошло чудо: в тот же миг мгла отступила и солнце появилось вновь. Возведя руки к востоку, Мириан воскликнул: «Ты, Бог, которого проповедует Нино, есть Бог превыше всех богов, Владыка над всеми владыками!» Вернувшись в столицу, царь Мириан прежде всего отправился в терновник, где жила святая Нино, с почестями приветствовал её и долго советовался с ней. По совету святой Нино, он послал своих представителей в Византию — к императору Константину с просьбой прислать священников для крещения Картли и архитекторов для построения церквей.

Это случилось 24 июня 324 года, в день субботний. Ко времени прибытия священников из Константинополя царь Мириан стал готовиться к строительству храма. Из кипарисового дерева, росшего в царском саду, изготовили семь колонн, шесть из них воздвигли беспрепятственно, но седьмую никак не удавалось сдвинуть с места. Святая Нино со своими учениками молилась всю ночь. На рассвете молящиеся увидели как с небес сошел озаренный светом и объятый огнем юноша и поднял колонну. Колонна засияла и остановилась в воздухе на высоте 12-ти локтей. Из под основания Столпа стало истекать благовонное миро. Все мцхетское население устремилось на поклонение к сияющему Столпу. Приблизившись к нему, больные исцелялись, слепые прозревали, а парализованные становились на ноги.

К тому времени из Константинополя прибыл епископ Иоанн со свитой. Константин Великий прислал в дар новообращенному царю Мириану и его народу крест и икону Спасителя, а также частицу Животворящего Креста Господня и Гвоздь Господень.

У слияния рек Мтквари и Арагви крестились царь с царицей, весь царский двор и вся Картли. После праздничного крещения епископ Иоанн и сопровождающие его лица, отправились в южную Грузию — Ерушети, построили там церкви и оставили в дар Гвоздь. Затем начали строительство Манглисского храма и поместили там частицу Животворящего Креста.

Царь Мириан горячо желал, чтобы и в столичном граде находились святыни. Святая Нино сообщила ему, что во Мцхета находится одно из величайших святынь — Хитон, в который был облачен Спаситель. Царь позвал священника Абиатара и подробно расспросил об этой святыне и возрадовался, получив от него подтверждение.

На горе, возвышающейся над городом Мцхета, росло роскошное, благоухающее и чудотворное дерево. По предложению епископа Иоанна, царевич Реви приказал срубить это дерево и сделать из него крест для поклонения. Дерево срубили и посадили рядом со строящимся храмом. В течение тридцатисеми дней оно не меняло облика и даже листья его не вяли. Впоследствии из этого дерева изготовили три креста.

После этого в течение многих дней мцхетские жители видели одно и то же явление: по ночам над церковью сиял огненный Крест, окольцованный звездами. К утру две звезды отделялись от него и расходились одна к западу, другая — к востоку. Огненный же Крест направлялся к северу и останавливался над горой за рекой Арагви, а оттуда исчезал. Святая Нино посоветовала царю Мириану воздвигнуть один из этих трех крестов на Западе, на горе Тхоти, другой — на Востоке, в городе Уджарма; царь Мириан молитвенно просил Господа указать ему место воздвижения третьего креста. Господь услышал его молитвы и через ангела указал место — скалистую гору к северу от столицы, у слияния рек Арагви и Мтквари. Ныне эта гора называется Джвари (Крест) и на ней возвышается великолепный храм мужского монастыря, также называемый Джвари. При воздвижении этого Креста в Мцхета пали и разбились все идолы.

Перед смертью царь Мириан благословил своего наследника царевича Бакара и завещал ему быть преданным Святой Троице, неустанно бороться с идолопоклонничеством, а затем мирно почил в Бозе.

По завещанию, святого равноапостольного царя похоронили в верхней церкви Самтавро, где ныне находится женский монастырь имени святой Нино. По своей скромности и смирению царь Мириан не пожелал почивать в нижнем большом храме (Светицховели). Через два года почила и царица Нана, которую похоронили рядом с мужем.

Комментарии закрыты.