Владимирская область Гусевской район Покрово-Башевский погост

Февраль 19th 2010 -

Деревня Поповичи находится примерно в 18 километрах к северу от Гусь-Хрустального. В свое время она была пожалована царем Михаилом Федоровичем (1-м царем династии Романовых) помещику Богдану Пестрово. В 2-х километрах от Поповичей ближе к Арсамакам находится кладбище с церковью Покрова Пресвятой Богородицы, которое с XVII века стало называться Покрово-Башевским погостом, относящимся к Листвинскому стану Владимирского уезда.
Первое документальное упоминание об этой церкви относится к 1638 году, но в это время храм значился запустелым, а церковная земля — пустующей, отдаваемой на оброк разным лицам. Следовательно, церковь была построена еще ранее. К 1656 году вотчинники (наследственные землевладельцы) Петр и Михаил Башевы построили на пустующей земле новую церковь в честь Покрова, отчего погост получил название Покрово-Башевский. Существует информация о том, что Степан Башев в 1603 году был владимирским губным старостой. Хранилась здесь и память о старой дворянской фамилии Пестрово. Так на серебряном напрестольном кресте была надпись о том, что крест этот 1 января 1763 года для поминания своих родителей приложил в церковь капитан Егор Степанович Пестрово. А капитан флота 2 ранга Николай Егорович Пестрово в 1812—1817 подах являлся муромским уездным предводителем дворянства. Простояв более 100 лет, Покровский храм в 1764 году сгорел, и вместо него через год здесь построена новая деревянная церковь. Покровский приход был очень большой и включал в себя десятки деревень, А в престольный праздник вокруг пруда недалеко от церкви устраивались широкие ярмарки. Новая церковь оказалась очень тесной, и тогда было решено купить большой церковный сруб в селе Ново-Николаевском. В 1790 году это было сделано: храм был перевезен, установлен на погосте, освящен, но в 1823 году и он сгорел.

Очередной новый храм было решено ставить уже из кирпича. В 1825 году отстроенная каменная Покровская церковь была освящена, а в 1842-44 годах на средства помещика капитана А.К.Рамейкова здесь был устроен теплый придел во имя святого благоверного князя Александра Невского. В 1884-87 годах придел был расширен.
Утварью, ризницей, святыми иконами и богослужебными книгами церковь была снабжена достаточно богато. Здесь имелось напрестольное Евангелие в серебряном окладе с позолотой. Очень ценными являлись иконы Спасителя и Феодотьевской Божией Матери. В церковном архиве хранилась храмозданная грамота, данная в 1764 году епископом Владимирским Павлом. На рубеже XIX и XX веков храм украсили хрустальные люстры.
При церкви значилось более 109 десятин земли, в том числе 2 десятины земли усадебной, 54 — пахатной, 25 — сенокосной, 5 — строевого леса, 10 — дровяного леса, 5 — кустарника.
В приход входили деревни Гридино (распахана под поле между церковью и д.Поповичи), Александровка, Тименка, Поповичи, Жары, Ивановка (Комиссаровка, Вашутино, Арсамаки, Маклаковка (у Вашутино), Бабичи (Бабино), Чисти Побойки, Федоровка а также Анопинская и Новогординская (Красноэховская) стекольные фабрики.
С 1886 года на погосте работала земская народная школа, в которой в 1896 году обучалось 50 учащихся с окрестных деревень.
В деревне Поповичи в начале 20 века насчитывалось более 100 дворов.
Надпись на осмогласнике (богослужебная книга с песнопениями), приложенном в церковь стольником Иваном Федоровичем Башевым в память о своих родителях, гласила «... А если кто, забыв страх Божий, из церкви украдет, тот воспримет на страшном суде Христов суд...».
Однако в 1942 году Покровская церковь была разграблена.
По словам бывшей жительницы деревни Поповичи М.И.Быстровой (1928 г.р.), храм был закрыт в 1940 году. Двери заперли на замок, но вся утварь внутри еще сохранялась. Ключи от церкви находились у сторожихи Марфы в сторожке на месте существующей прикладбищенской автостоянки.
В 1942 году под руководством председателя Арсамаковского сельсовета с церкви были сняты колокола и вывезена церковная утварь. Когда жители Поповичей прибежали к храму, двери его были распахнуты, почти все иконы отсутствовали, церковные книги валялись на полу, и мужики разобрали их на самокрутки. Начался период разрушения под пьяным руководством местных председателей. Хозяйство в Гридино получило название «Муравейник», в Поповичах — «Путь к социализму».
Сначала на хозяйственные нужды разобрали кирпичные столбы церковной ограды с коваными решетками. Потом разобрали входные ворота с калиткой. В 40-х годах сгорела школа. Теперь на её месте находится ближний к Владимирскому шоссе угол современного кладбища. Оставшиеся дома перевезли в Гусь-Хрустальный. В добротном помещении Покровской церкви разместили подсобное хозяйство и склад городского торга. Здесь молотили и веяли зерно, хранили товар. Но торг владел церковью недолго, и вскоре она снова стала пустующей. С крыши сняли кровельное железо.
В 70-х годах для личных нужд разобрали плиточный пол, а из оконных проемов зачем-то стали выламывать кованые решетки. Захоронения начали вести беспорядочно, часто по костям предков. Неоднократно перекопали всю приалтарную часть. У главного входа на территорию кладбища до сих пор валяются остатки гранитного надгробия госпожи Рамейковой, муж которой основывал Иванищевский и Ново-Александровский стекольные заводы. Восстановить истинное место захоронения капитанши Рамейковой теперь невозможно, как невозможно установить могилу и самого Александра Карповича Рамейкова, который в 1865 году был похоронен здесь же.
В 2003 году из-за ветхости на церкви рухнул последний из двух крестов.

Метки:

Оставьте комментарий!

В каких помещениях лучше всего использовать кованые решетки? кованые решетки