Свято-Вознесенский Флоровский женский монастырь, Киев

Июль 2nd 2010 -

Старейший из действующих женских монастырей Киева. Славился школой художественного шитья. Большинство зданий относятся к XIX в.

Свято-Вознесенский Флоровский женский монастырь.

Свято-Вознесенский храм

Свято-Вознесенский Флоровский монастырь в Киеве существовал еще в 1482 году, но первое документальное упоминание о святой обители датируется 1566 годом и встречается в грамоте, написанной королем Польши Сигизмундом II Августом киевскому князю К.К. Острожскому. Документ говорит о том, что права на управление монастырем, расположенным при церкви Святых Флора и Лавра, должны быть переданы протопопу Якову Гулькевичу, а впоследствии, его потомкам-священнослужителям. Богослужения, согласно этой грамоте, следует проводить по греческому обычаю. В 1632 году Иоанн Богуш-Гулькевич передал право на наместничество во Флоровском монастыре игумене Агафии (Гуменицкой), при этом поставил условие, что обитель должна принадлежать Православной церкви.

Колокольня Свято-Вознесенского Флоровского женского монастыря

Указ Императора Петра I, изданный в 1711 году, положил начало реорганизации Флоровского монастыря. К нему был присоединен Вознесенский женский монастырь, расположенный на то время напротив Святых врат Лавры, где сейчас находится бывший арсенал Киево-Печерской крепости. Сам Вознесенский монастырь был основан в начале 17 века, ему принадлежали обширные угодья, доставшиеся при игуменстве в монастыре матери известного украинского гетмана И. Мазепы Марии Магдалине Мазепиной. Поэтому, при присоединении к Флоровскому монастырю Вознесенского эти угодья также отошли ко флоровским монахиням. В 1718 году из-за сильного пожара многие постройки, в том числе и церковь Святых Флора и Лавры, были уничтожены, однако благодаря пожертвованиям прихожан все было быстро восстановлено. Церковь Святых Флора и Лавра является самым старым зданием обители. Первый ярус прямоугольного храма с выступающей вблизи юго-западного угла главой был возведен в 18 в., а второй закончен уже в начале 19 века. В 1732 году началось строительство колокольни над Святыми вратами (стиль классицизма), которое проходило в несколько этапов и завершилось только в 1821 году. В 1872 году на территории монастыря воздвигнут каменный Вознесенский храм, функционирующий до сих пор. Его строительство заняло почти 10 лет. Архитектура собора по-своему уникальна, поскольку черты крестовокупольной церкви здесь гармонично соединены с расположением куполов по одной продольной оси, что было характерно для деревянного украинского зодчества. Храм имеет правый придел во имя Казанской иконы Божией Матери (в начале он назывался во имя Собора пресвятой Богородицы).

Колокольня Флоровского монастыря-прямо  и Свято-Вознесенский храм -справа

Свято-Вознесенский Флоровский монастырь в Киеве, кроме своей архитектурной ценности, известен еще и тем, что здесь жили и принимали постриг известные на Руси женщины. Это княгиня Шаховская, княжна Екатерина Милославская, графиня Апраксина, Александра Мельгунова, позже основавшая Серафимо-Дивеевский монастырь, игумения Парфения, которая была духовной дочерью и первым биографом Преподобного иеросхимонаха Парфения Киевского. Княгиня Наталия Долгорукова также посвятила свою жизнь Богу. После казни мужа И.А. Долгорукого, во Флоровском монастыре она приняла постриг с именем Нектарии, перед тем бросив в Днепр свое обручальное кольцо. Все перенесенные страдания княгиня описала в своих мемуарах «Своеручных записках», которые были изданы в 1810 году. Довольно известной на территории Руси стала книга «Благоговейные христианские размышления», написанная игуменией Флоровского монастыря Смарагдой.

Могилка Игуменьи, возле Свято-Вознесенского храма

В 1810 году сильнейший пожар охватил весь Подол, пламя достигло и Свято-Вознесенского Флоровского монастыря. Огонь был такой силы, что плавились купола. Начался длительный процесс восстановления. На деньги, выделенные государственной казной (133 тысячи рублей) были реконструированы Вознесенская и Трапезная церкви. Кроме того, чуть западнее церкви Святых Флора и Лавры в 1824 году на деньги прихожан построена классическая церковь-ротонда во имя Воскресения Христова. В 1844 году состоялось освящение каменного храма в честь Казанской иконы Божией Матери, здание которого в советские времена было перестроено под фабрику. В 1835 году в ведение Свято-Вознесенского Флоровского монастыря была передана гора Киселевка, где в 1857 году была построена Троицкая церковь. Первоначальное название этой горы – Замковая. Изначально эта территория была городским детинцем, а после сожжения замка, где жил глава польской администрации А. Кисель, именем которого впоследствии и была названа гора, она опустела. Кроме церкви здесь основали еще и монашеское кладбище, которое действовало и как гражданское вплоть до 1960 года. На сегодняшний день от Троицкой церкви остался только фундамент.

Тихвинский трапезный храм.

Флоровская церковь на территории монастыря была переименована в церковь Святого Николая Мирликийского. В 1870 году на территории монастыря была открыта школа для девочек из малоимущих семей. До конца 19 века здесь организовали еще богадельню и больницу.

Роспись Тихвинского трапезного храма

Флоровский монастырь, как и многие другие святые обители, был закрыт в 1929 году, а возрождение его началось в 1941 году. Пережив военные годы, монастырь выстоял и радушно принимал прихожан. Флоровская обитель прославилась еще и тем, что здесь произошло чудо. После молитвы перед иконой Божией Матери «Призри на смирение» от глухоты исцелилась девочка. В течение многих лет схимонахиня Феодора, которой реликвия досталась от священника Введенской обители Бориса Красницкого, тайно хранила ее у себя в келье, а в 1992 году передала ее в дар Свято-Введенскому монастырю. На сегодняшний день каждый приезжающий в Киев турист, не говоря уже о паломниках, старается посетить Свято-Вознесенский Флоровский монастырь, чтобы воочию убедиться в его архитектурной красоте, почувствовать духовную атмосферу святой обители.

Свято- Тихвинский трапезный храм

О том, что в XVI веке монастырь уже существовал известно, из грамоты короля Сигизмунда II Августа данной 17 мая 1566 г. на имя киевского воеводы, князя Константина Константиновиче Острожского в которой говорилось, что «Киевский девичий Флоровский монастырь на Подоле предоставляется со всем тем, что он имел в потомственное владение или заведывание Киевскому протопопу Иакову Гулькевичу (возобновившему этот монастырь) с правом совершения в нём богослужений ему самому, его детям и потомкам, какие годны быть священниками». В официальной росписи Киева, составленной в 1682 г. говорится о существовании девичьего монастыря на Подоле с двумя деревянными церквями. Одна во имя св. мученика Флора, а другая во имя св. муч. Лавра.

В 1711 г. в монастыре произошли коренная реорганизация – по воле Императора Петра I ко Флоровскому был присоединен Вознесенский женский монастырь (основан в начале XVII в.), находившийся напротив Св. врат Лавры (ныне на этом месте – бывший арсенал Киево-Печерской крепости).

Свято-Вознесенский Флоровский женский монастырь.

Причина была политическая. Игуменьей этого монастыря была Мария Магдалине (мать гетмана И. Мазепы).
По ее смерти флоровские сестры унаследовали и угодья Вознесенского монастыря, которых тот особенно много получил при игумений Марии Магдалине.

Кельи Свято-Вознесенского Флоровского женского монастыря (корпус № 10), 1822—1832 гг

Охранная табличка Кельи Свято-Вознесенского Флоровского женского монастыря

Главный храм – Вознесенский собор построен в 1722 – 1732 гг. и был освящен в конце 1732 г.
Остальные храмы Казанский, трапезный Тихвинский и кладбищенский Свято-Троицкий), келейные корпуса и др. здания построены в XIX в. (после опустошительного пожара 1811 г.).
До 1920-х годов в монастыре находилась чудотворная Руденская икона Божией Матери (праздн. 13 / 26 июля).
До 1917 г. в обители было 5 каменных храмов: Трапезный 2-этажный каменный храм сооружен на месте сгоревшего древнего деревянного Флоровского храма.
В нижнем этаже – теплый храм во имя свт. Николая; холодный верхний храм – в честь Тихвинской иконы Богородицы, надстроенный в 1818 г.;
Казанский храм с приделами во имя мчч. Флора и Лавра и во имя Ап. Иоанна Богослова – в 1841 г.;
Свято-Троицкий кладбищенский храм с приделом в честь Ахтырской иконы Богородицы – в 1857 г. (в 1934 г. разрушен большевиками).
3-ярусная колокольня со Святыми вратами в нижнем ярусе появилась в первой половине XVIII в.
Первоначально два верхних яруса были деревянными. Они сгорели во время пожара 1811 г.; огонь был такой силы, что плавились колокола. В 1821 г. при реконструкции колокольни ее выполнили полностью каменной.
В 1870 г. при обители на собственные средства было открыто училище для девочек из бедных семей различных сословий.
Кроме того, с конца XIX в., здесь существовали богадельня (к 1918 г. здесь на полном монастырском обеспечении находились 100 чел.) и больница (на 10 коек). Всех зданий (и каменных, и деревянных) к 1918 г. было 38.
В 1929 г. монастырь был закрыт. В 1934 г. был разрушен храм Св. Троицы на монастырском кладбище.
Во время оккупации Киева немцами, в 1942 г., монастырь открылся и более советской властью не закрывался.
Тогда же (1942 г) в обители произошло первое чудо (исцеление глухонемой девочки) от хранившейся здесь келейно в 1961—1992 гг. великой киевской святыни – иконы Божией Матери «Призри на смирение», прославившейся в 1993 г. передачей своего негативного отпечатка на стекло киота (см. статью о Киево-Введенском монастыре).
Но в 1960 г. на монастырь снова обрушились репрессии: были отобраны Казанский храм (перестроен под пошивочный цех), Воскресенский и трапезный храмы (для мастерской по реставрации икон объединения «Укрреставрация») и много келейных корпусов.
Сейчас в обители все богослужения проходят в Вознесенском соборе. Все храмы (кроме разрушенного Свято-Троицкого) возвращены монастырю. Восстанавливается Казанский храм.
Особенностью монастыря является то что он как и в былые времена, является своекоштным (необщежительным).

Справка: Особое (необщежительное, своекоштное) житие предшествовало монастырскому общежитию и было подготовительной ступенью к нему. Оно было очень распространено на Руси как простейший вид иночества и принимало различные формы. Иногда люди, отрекавшиеся или помышлявшие отречься от мира, строили себе кельи у приходского храма, заводили даже игумена как духовного руководителя, но жили отдельными хозяйствами и без пределенного устава.
Такой монастырь-особняк составлял не братство, а товарищество, объединявшееся соседством, общим храмом, иногда и общим духовником.
С тех пор прошло много изменений в организации церковной жизни, но уникальность Фроловского женского монастыря как своекоштного осталась.
Насельниками монастыря были многие известные в Росии и Украине люди.
Ок. 1760г. в монастыре приняла иночество и в видении получила указание Божией Матери основать в России четвертый удел Пречистой на земле – Серафимо-Дивеевскую обитель- подвижница Александра Мельгунова.
С 1758 г. здесь до самой кончины трудились, приняв постриг с именем Нектарии, княгиня Наталия Долгорукова (1714—1771 гг.; погребена в Киево-Печерской Лавре), дочь сподвижника Петра I Б. Шереметева. Когда сватавшийся к ней и любимый ею князь И.А. Долгорукий оказался в бироновской опале, она не отказалась стать его супругой и отправилась с мужем в ссылку. В 1739 г. И.А. Долгорукий был казнен. Мужественно перенеся все страдания, княгиня описала их в «Своеручных записках» (изданы в 1810г.) и стала таким образом первой российской мемуаристкой, чья жизнь была примером великого смирения. Свое обручальное кольцо Н. Долгорукова, по преданию, бросила перед постригом в Днепр.

Свято-Воскресенский храм

Блаженная Ирина Зеленогорская.
Парфения (Адабаш
— ( 1808—1881 гг., погребена в обители) – духовная дочь и первый биограф преп. иеросхимонаха Парфения Киевского (ум.1855 г.), духовная поэтесса, автор одобренной Свящ. Синодом Русской Православной Церкви службы свв. Кириллу и Мефодию. Приняла постриг  в 1856 г.  и игумения с 1865 г.
Елены (Бахтеевой; †1834). Местнопочитаемая подвижница благочестия, инокиня. Погребена у северо-восточной стены, под застекленным балдахином . Гроб, в котором почивает подвижница, изготовил для себя святитель Тихон Задонский. Когда на тело усопшего иерарха возложили праздничные архиерейские облачения, этот гроб оказался тесен и, замененный другим, при раздаче имущества святителя бедным, достался инокине Елене.

Престольные праздники. Отмечаются как престольные праздники: Вознесение Господне, дни памяти мчч. Флора и Лавра (18 / 31 августа), свт. Николая (9 / 22 мая, 6 / 19 декабря), а также дни празднования Казанской (22 октября / 4 ноября, 8 / 21 июля), Руденской (13 / 26 июля) и Тихвинской (27 июля / 9 августа) икон Божией Матери.

Казанский собор (реставрация)

Местночтимые иконы Божией Матери Казанская (с частицей мощей вмч. Георгия), Тихвинская и Скоропослушница.В Алтаре – ковчежец с частицами мощей прпп. Печерских. Иконы с частицами мощей прп. Иова Почаевского и вмц. Варвары.

Кладбище на Флоровскоей горке (Замковой)

Адрес: Киев, ул. Фроловская, 6/8. Проезд: ст. м "Контрактовая площадь", далее по Константановской  улице в сторону фонтана «Самсон», мимо церкви успения Богородицы новодел в византийском стиле «Пирогощи».

Панорама  с горки,  справа на горке-виднеется Андреевская церковь

При написании материала использовались фото с сайта http://www.kiev-book.narod.ru/index.html

Метки:

Оставьте комментарий!