google-site-verification: google21d08411ff346180.html Митрополит Даниил: Константинополь на Украине действует против правил | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Митрополит Даниил: Константинополь на Украине действует против правил

Февраль 12th 2019 -

Митрополит Видинский Даниил (Николов)

Православный мир в последнее время активно вырабатывает свою позицию в связи с разразившимся кризисом после вторжения Константинопольского патриархата на каноническую территорию Украинской православной церкви, что вызвало разрыв общения Московского и Константинопольского патриархатов. В эксклюзивном интервью РИА Новости по этому вопросу, а также по поводу средств недопущения раскола предельно четко высказался один из ведущих архиереев Болгарской православной церкви, член ее Синода митрополит Видинский Даниил (Николов). Беседовал Сергей Стефанов.

Владыка Даниил, как бы вы охарактеризовали действия государственных властей и Константинопольского патриархата на Украине?

— В апреле прошлого года Константинопольский патриархат сообщил, что принимает к рассмотрению обращение церковных и политических представителей из Украины с просьбой о разрешении вопроса с «автокефалией» Церкви в этой стране.

Затем, когда поместные православные Церкви ожидали инициирования какого-то межправославного обсуждения этого вопроса, посланники Константинопольского патриархата в поместных Церквах прямо заявили о намерении Константинопольской церкви разрешить его в одностороннем порядке. Тогда стало ясно, что действия Константинополя не согласуются с установленным каноническим порядком Православной церкви.

В сентябре Константинопольский патриарх назначил экзархов на Украину. Это уже проявление своей юрисдикции, власти на территории другой православной Церкви — самостоятельной, автокефальной Церкви! Это уже нарушение.

На протяжении столетий для всех православных Церквей Украина была территорией Русской православной церкви. На каком основании одна поместная Церковь (Константинопольская. — Прим. ред.) пытается в одностороннем порядке решить внутренний вопрос другой автокефальной Церкви (Русской. — Прим. ред.)?

Мы знаем, что канонические правила категорически запрещают вмешательство в дела поместных православных Церквей и их предстоятелей со стороны других поместных Церквей. Например, второе правило II Вселенского собора или восьмое правило III Вселенского собора. Последнее было принято как раз в связи с подобным же случаем. Тогда были рассмотрены действия предстоятеля Антиохийской церкви, который хотел совершать епископские хиротонии для Кипрской церкви и подчинить ее своей юрисдикции. И это категорически было запрещено Вселенским собором.

Далее, патриарх Варфоломей принимает апелляции низверженного Филарета Денисенко, бывшего митрополита Киевского, и так называемого митрополита Макария Малетича (лидеров двух раскольнических структур — так называемого Киевского патриархата и Украинской автокефальной православной церкви. — Прим. ред.). Он пытается обосновать свои действия, ссылаясь на девятое и 17-е правила IV Вселенского собора. Однако сами же византийские канонисты, причем такие авторитетные, как Иоанн Зонара, говорят, что данные правила не предоставляют право Константинопольскому патриарху принимать апелляции епископов и клириков других поместных православных Церквей.

— Однако константинопольская сторона ссылается на прецеденты подобных апелляций в истории. Что вы об этом скажете?

— Если подобные случаи происходили в Византийской империи или позже, когда ее территорией завладела Османская империя, то здесь надо учитывать ситуацию, при которой клирики других патриархатов — Александрийского, Антиохийского, Иерусалимского — подавали апелляцию Константинопольскому патриарху. Многие из этих прецедентов инициировали еретики — например, во время византийского императора Анастасия (491— 518) в Константинополе появились клирики Маюмского монастыря, которые были еретиками-монофизитами (отрицали подлинную человеческую природу Иисуса Христа и почитали его только Богом. — Прим. ред.). Они жаловались тогдашнему Константинопольскому патриарху Македонию II (496 — 511) на патриарха Иерусалимского Илию, который был православным. Константинопольский патриарх удовлетворил апелляционную жалобу. Однако позже, после кончины императора-монофизита, справедливость была восстановлена.

После падения Константинополя, под турками, все изменилось. Как известно, после 1620 года Александрийских патриархов выбирали в Константинополе. Почему? Это было в период, когда, допустим, в Александрийской церкви был только один епископ — предстоятель. И если его решение вызывало возмущение у кого-то из духовенства, к кому мог апеллировать обиженный? Но разрешались тогда апелляции в специальном соборе, в котором, помимо Константинопольского, присутствовали и другие патриархи или представители Церквей (собор Восточных патриархов или, в отдельных случаях, так называемый эндимуса синодос — собор всех епископов, находящихся в те дни в столице).

Позднее святой Никодим Святогорец — составитель одного из двух официальных, признанных Константинопольским патриархатом собраний священных канонов Православной церкви, объясняя девятое и 17-е правила IV Вселенского собора, также говорил, что они не дают никакого права Константинопольскому патриарху принимать апелляции епископов и клириков других Церквей.

Карфагенский собор прямо запрещал епископам и клирикам Карфагенской (Африканской) церкви подавать апелляции на «другую сторону моря» — в Рим. Его постановления включены вторым правилом VI Вселенского собора в сборник канонических правил, получивших всеправославное признание.

Поэтому действия Константинопольского патриархата явно противоречат каноническому порядку.

А можно ли считать соответствующей такому порядку одностороннюю отмену Константинополем исторического документа 1686 года — акта о переходе Киевской митрополии в юрисдикцию Московского патриархата?

— Отменен документ более чем 300-летней давности! Все это время все православные Церкви воспринимали Украинскую православную церковь как часть Русской православной церкви. У нас есть традиция, общепринятый обычай в межправославных отношениях, когда все воспринимают эту территорию именно как каноническую территорию Русской церкви. Это подтверждают и многочисленные документы, соглашения между Церквами.

Следовательно, на каком основании можно все это просто отменить, присвоить себе и сказать, что это территория Константинопольского патриархата? Это просто беспрецедентно! Это невозможно понять. И нельзя назвать иначе как вторжением на чужую территорию.

— Легитимен ли для православного мира томос об автокефалии, который патриарх Варфоломей передал новосозданной «православной церкви Украины»?

— Полное пренебрежение к каноническому порядку в Церкви демонстрирует и документ, который Константинопольский патриархат издал 6 января — так называемый томос об автокефалии Украинской церкви. Там, например, говорится, что новосозданная структура признает своим главой Константинопольского патриарха. На каком основании? Как можно одной поместной Церкви признавать главой предстоятеля, который вообще не является епископом этой Церкви?

Это прямо показывает, что речь идет о попытках одного человека навязать единоличную власть над Церковью в собственных целях, пересмотреть тот канонический порядок, который существует в Православной церкви тысячу лет. Это опасно, этого нельзя допустить. И поэтому очень важно, чтобы поместные Церкви не признали канонической действительности этого документа. Он нам навязывает новое учение о Церкви

— А как вы оцениваете другие решения Константинопольского патриархата, которые принимаются в последние годы? Например, разрешение священнослужителям повторно вступать в брак?

— Это также показывает, что там не считают нужным придерживаться канонического порядка. Есть священные правила Вселенских соборов, которые запрещают священникам жениться после хиротонии (возведения в сан. — Прим. ред.).

Этот вопрос поднимался в Церкви неоднократно. Но что решила Церковь? Она определила, что после хиротонии нельзя вступать в брак.

Обсуждение этого вопроса значилось и в программе подготовки собора на Крите в 2016 году. И в документах, которые были приняты на предсоборных совещаниях, прямо указывается, что каноническая традиция рассматривает священство препятствием для брака. Этот документ подписала и сама Константинопольская патриархия!

Так что это показательный пример, подтверждающий, что там не считаются ни с каноническими правилами, ни с соборным разумом Церкви. Более того, эти действия расстраивают и ломают взаимоотношения между поместными православными Церквами.

Метки: , , , ,

Pages: 1 2

Оставьте комментарий!