Автокефалия на Украине станет началом настоящей церковной войны: обзор

Май 18th 2018 -

Автокефалия

Итак, примерно с середины апреля одна из главных тем на Украина — «автокефалия». Забегая наперёд, отметим, что её сторонники напрасно утверждают, что таким образом они собираются преодолеть церковный раскол на Украине. Поскольку уже даже чтение новостей по теме показывает, что именно автокефалия станет началом настоящего церковного раскола. Половина украинцев, условно говоря, пишет прошения Вселенскому патриарху, прося, умоляя, требуя автокефалии. Другая половина общества тоже пишет — но противоположные по смыслу обращения.

«Мы с возмущением восприняли попытку со стороны нынешней власти и президента Украины в очередной раз вмешаться в дела церкви, узурпировать право церкви и православной общины на решение своей судьбы. Последняя инициатива власти по созданию единой поместной церкви накануне президентских выборов — это не забота о церкви, а попытки решить свои политические задачи и политическое вмешательство в жизнь миллионов православных христиан в Украине, подталкивание к новой общественной напряженности», — говорится в письме депутатов украинского парламента от «Оппозиционного блока» патриарху Варфоломею I.

Сам Вселенский патриарх явно не торопится исполнять хотелки политических украинцев. Заседание по этому вопросу ожидалось в мае, однако его перенесли на июнь.

«Это, наверное, связано с тем, что патриарх не очень хорошо себя чувствует, а возможно, со сложностями, которые возникли в процессе, как он сказал, консультирования с различными православными церквями», — предположила заведующая отделом философии и истории религии Института философии НАНУ Людмила Филипович в эфире «5 канала».

Абсолютное большинство «автокефалистов» не понимает самой сути процесса, который они поддерживают. Так, они придают чрезмерно большое значение фигуре Варфоломея I, очевидно, полагая, что стоит только надёжными аргументами привлечь его на свою сторону — и дело в шляпе. В общем виде процесс в интервью изданию «Православная жизнь» описывает управляющий делами канонической УПЦ митрополит Бориспольский и Броварской Антоний:

«…Никакой патриархат не может сам по себе предоставить автокефалию какой-либо Церкви. Православная Церковь — едина, а значит, все наиболее важные вопросы, в том числе и предоставление статуса автокефалии, решаются всеми Поместными Церквами совместно. То есть Архиерейский Собор Автономной Церкви или Экзархата принимает соответствующее решение о желании автокефального устройства и затем обращается с этой просьбой к Церкви-матери, то есть к той Церкви, в юрисдикции которой в настоящее время церковная структура, желающая автокефалии, пребывает. Затем, после получения согласия Церкви-матери и всех Поместных Православных Церквей, провозглашается автокефальный статус такой Церкви».

Иными словами, даже Вселенский патриарх при всем желании не может превратить раскольников в автокефальную церковь — даже если они внешне ничем от церкви не отличаются. Т. е. по-хорошему раскольникам следовало бы не бегать за Варфоломеем, а утроенными усилиями разлагать единство канонической УПЦ и захватывать сначала её. Так как только она может получить автокефалию.

Зато понимает один из ключевых автокефалистов Александр Драбинко. Предстоятель — всегда ключевая фигура церкви, поэтому его Драбинко и атакует. В частности, он поделился с изданием «Обозреватель» архивными материалами, относящимися к началу 90-х годов, в частности — обращением УПЦ к тогдашнему президенту Украины Леониду Кравчуку. В нём митрополиты пишут:

«Мы заверяем вас, что будем и дальше законным путем отстаивать полную независимость и самостоятельность УПЦ, а также создавать необходимую материальную базу для плодотворной деятельности и расцвета УПЦ в новых условиях ее жизни — независимом нашем Украинском государстве».

Под документом — подпись сегодняшнего главы УПЦ Онуфрия. И, конечно же, ловкий манипулятивный вывод: Онуфрий сам выступал за автокефалию.

С «патриотическими» журналистами такие трюки у Драбинко проходят. Но дело в том, что впоследствии большинство митрополитов отозвали свои подписи. А также заявили, что сегодняшний т.н. патриарх УПЦ УП Филарет оказывал на них давление и угрожал. В т.ч. за это он был лишён сана и предан анафеме.

Кроме того, само содержание понятия «автокефалия» с начала 90-х сильно изменилось, изменилось и отношение УПЦ к нему. Тогда, 26 лет назад, стало очевидным, что тема провоцирует этноконфессиональный конфликт на Украине. Поэтому большинство клира УПЦ предпочло отказаться от этой идеи в обмен на гарантии максимальной самостоятельности со стороны Москвы. Скажем, одно из возможных, хотя и не обязательных прав автокефальной церкви — право варить своё миро. Не все автокефальные церкви его имеют, УПЦ — имеет.

Была причина, по которой УПЦ тогда отказалась отстаивать полную самостоятельность. Тем самым она заблокировала легализацию раскольников в лоне УПЦ в случае, если её главой станет вот такой условный Драбинко. Как видим, решение оказалось мудрым и прозорливым.

Политолог Андрей Мишин, иронизируя над одержимостью политических украинцев идеей автокефалии, предлагает более радикальное решение:

«Тема эта очень старая… Например, в моём институте у меня был подчинённый первый ректор лаврской духовной академии протоиерей Александр Кубелиус, и как только менялась власть, всегда приходили представители спецслужб и спрашивали, как создать у нас единую церковь. Попытка довольно глупая, потому что цель — уменьшить влияние России, блаженнейшего патриарха Кирилла, потому что у нас мощный конфликт. Но раз мы ставим такую цель, и у нас ещё есть европейская интеграция, культ Шухевича и Бандеры, так давайте сразу перейдём в греко-католики. Вот абсолютно классное решение… Это гораздо более отвечает сути нашей нынешней политической власти».

Метки: , , , , , , ,

Pages: 1 2

Комментарии закрыты.