google-site-verification: google21d08411ff346180.html “Что такое Церковь и утрачено ли единство”, или “Как и где родилась экклезиология Критского собора”. Часть первая | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

“Что такое Церковь и утрачено ли единство”, или “Как и где родилась экклезиология Критского собора”. Часть первая

Декабрь 5th 2017 -

Экуменизм отрицает существование установленного Богом православного единства, чтобы создать свой выдуманный догмат об «утраченном единстве» христиан. Он был сформулирован еще на первых экуменических конференциях, а именно в Женеве (1920 г.), Лозанне (1927 г.) и Эдинбурге (1937 г.). Процитируем обзор, составленный участником данных мероприятий:

О Женевской конференции: «Сближение или соединение22 (выделено автором) церквей было и остается основной идеей, которая породила само движение и первым впечатляющим выражением которой стала подготовленная Женевская конференция»;

«…На повестку дня ставится вопрос о том, чтобы была очерчена позитивная основа соединения церквей (выделено автором. — Р.К.) (в вероучительном и административном отношении). И собственно работа (дебаты) конференции свелась примерно к этому вопросу. В любом случае справедливости ради следует отметить, что таков был в сущности и проект программы, который выработал для конференции центральный комитет Епископальной церкви (инициатор всего дела)… Что нужно и полезно соединение церквей — в этом все были единогласны. Уже само их присутствие на конференции по единству церквей подтверждало это. Проведенные исследования подтвердили, насколько неусыпно сознание и насколько живо у всех чувство потребности в устранении существующих разногласий и установлении основы для объединения или даже соединения церквей»23 (выделено мной. — Р.К., за исключением указанного).

«Если на первой конференции — по единству Церкви (1927 г., Лозанна) — отмечался скорее дух воодушевления, то на второй, в Эдинбурге, отмечался скорее дух глобализирования»24.

В качестве основы для грядущего объединения движения предлагается «боговоплощение», т.е. «то начало, что Иисус есть Богочеловек, Господь и наш Спаситель»25. Очевидно, что даже в этом пункте экуменизм демонстрирует своеволие: он игнорирует триединую сущность Бога, в которую веруют православные, согласно Символу веры.

Однако, посмотрим как сами экуменисты описывают свое единство:

«Можно сказать, что первой международной конференцией, на которой непрерывно витал дух мира и братства, была всемирная христианская конференция в Женеве. На ней не слышно было ни одного обидного слова, ни намека на обвинение, на ней не произошло ни единого инцидента. Здесь будто исчезло всё, что разделяет и вызывает ненависть, и будто вселилось всё, что объединяет и братает. Здесь все ощущали, что происходит нечто неземное, что среди нас невидимо обитает Тот, во имя Кого мы все собрались, несмотря на наши глубокие различия, несмотря на наши грехи и виновность. Для всех нас эти дни были и останутся самыми знаменательными и возвышенными днями в нашей жизни во Христе»26 (выделено мной. — Р.К.).

По скромному мнению автора, для православного христианина как-то естественно характеризовать как «самые знаменательные» и «возвышенные» те моменты, в которые он принял святые Тело и Кровь Христовы в храме Господнем, когда он соединился со своим Богом. А для экумениста, как мы видим, блаженны мгновения вожделенного «церковного» единства.

Идея единства продолжает оставаться ведущей и на конференции, проведенной в Эдинбурге в 1937 г. Показателен обзор, современный мероприятию, характеризующий описываемое событие как «конференцию по единству церкви». В 1937 г. экуменизм впервые сформулирует социальные и общечеловеческие аргументы, за которыми он будет «скрывать» свои устремления. Объявление подобных аргументов было бы похвально, если бы за ними почти столетие неизменно не присутствовала одна определенная тенденция: за высокими общечеловеческими лозунгами (в ХХ в. — о неприятии советского коммунистического режима, войн, экологического кризиса, христианофобии и др.) всегда проводится новое учение о Церкви и церковности. Например, на первой конференции 1937 г., состоявшейся в Оксфорде, в качестве ключевых моментов отмечаются проблемы с усиливающимся национализмом, авторитарным государством, воспитанием молодежи, хаотически развивающимися международными отношениями, «противонравственно складывающимися хозяйственными отношениями» и др. В том же году, на следующей конференции в Эдинбурге, в качестве главных определяются вопросы всецело экклезиологического характера: 1. Благодать Господа Иисуса Христа, 2. Церковь Христова и Слово Божие, 3. Церковное служение и таинства, 4. Церковное единство в жизни и богослужении.

Послание данной конференции полностью находится под знаком «экуменического единства».

«Мы едины в вере в Господа Иисуса Христа, воплощенное Слово Божие. Мы едины в нашей привязанности к Нему, Главе Церкви, Царю царей, Господу господ. Мы одно в исповедании того, что эта привязанность имеет преимущество перед всеми другими привязанностями. Единство не через согласие в нашей мысли, достигаемом через согласие наших воздыханий»27.

Совершенно справедливо будет утверждать, что идея «единства» формулируется уже как основополагающий документ в Торонтской декларации. Первое значение, приписываемое «единству» в экклезиологическом аспекте, является его сакральность, так, еще в первом параграфе Декларации оно будет определено как «дар Божий»28, «великолепный Божий дар»29, «неоценимый дар от Бога»30, а также просвещение от Духа Святого:

«Они знают, что различия в вере и церковном устройстве существуют, но сознают, что служат одному Господу, и желают изучить свои различия в духе взаимного уважения, веруя, что могут таким образом, водимые Святым Духом, раскрыть свое единство во Христе» (Торонтская декларация, IV, 4).

Из приведенной цитаты явствует, что единство понимается экуменистами как соединение «церквей», и именно поэтому для экуменизма важно было сформулировать и утвердить догмат о «множественности церквей на земле».

Подобную связанность мы обнаруживаем и в докладе Нью-Делийской Ассамблеи 1961 г., символически озаглавленном как «единство Церкви». В докладе экуменическое единство снова сакрализуется (рассматривается как благодатный дар Святой Троицы), связывается со всеми из всех «церквей» (догмат о множественности церквей) и утверждается, что новое «учение» базируется на Святой апостольской вере (как мы до сих пор видели — экуменическая экклезиология полностью расходится с ней), на проповедании Святого Евангелия и даже больше: на необходимости и стремлении к общей литургической жизни31.

Поэтому и для инициаторов Критского собора было особенно важно включить признание наличия множества церквей, которые шествовали бы к столь вожделенному единству. Именно о восстановлении утраченного единства говорится и в Критском документе («Отношения Православной Церкви с остальным православным миром») — всецело экуменической формуле, отсутствующей в православном учении.

Вот что пишет Святой Синод Болгарской Православной Церкви о формуле «утраченное единство» в упомянутом документе:

«В связи с выражаемым и утверждаемым в п. 5 поиском “утраченного единством всех христиан” считаем, что это неприемлемо и недопустимо, поскольку Православная Церковь никогда не утрачивала своего внутреннего единства, невзирая на ереси и расколы, представляющие собой отрыв от Тела Церкви, отчего это Тело не утрачивает своей изначальной онтологической целостности, которая заключается в онтологической нераздельности Христовой Ипостаси»32.

И еще: «Что касается текста п. 4, можно сказать, что Православная Церковь под “единением всех” всегда понимала соединение или возвращение в ее лоно через Св. Крещение, Св. Миропомазание и Покаяние всех блуждающих по стихиям мира сего и отпавших от нее в ересь и раскол, в соответствии с каноническими правилами Церкви. Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь никогда не утрачивала единения в вере и общения в Святом Духе и не может принять утверждения о “восстановлении единства” с “другими христианами”, поскольку это единство существует неотвратимо в Теле Христовом, и только единство и единственность являются сущностными определениями Церкви»33.

Аналогичное мнение выразил и митрополит Лимасольский Афанасий:

«Православная Христова Церковь никогда не утрачивала “единства веры и общения в Святом Духе” и не принимает теорию восстановления единства “верующих в Христа”, потому что верует, что единство во Христе уже существует в единстве нашей истинной веры всех крещеных во имя Христа детей — между собой и со Христом, где не может быть места еретикам и раскольникам, и поэтому Церковь молится о их возвращении к Православию через покаяние.

Считаю, что определение в п. 5 “Об утраченном единстве между христианами” неверно, поскольку Церковь (как и народ Божий), соединенная с Главой Церкви, которой является Христос, никогда не утрачивала единства с Ним и, следовательно, не нуждается в том, чтобы обретать и даже искать данного единства, так как оно всегда было, есть и будет, поскольку Церковь Христова никогда не прекращала и не прекратит своего существования», — пишет владыка.

В то же время, добавляет митрополит Афанасий, «если случается так, что отдельные общности и народы или отдельные личности отделяются от тела Церкви, тогда Церковь молится и должна через свою миссионерскую деятельность продолжать призывать всех покаяться, согласно канонам, и вернуться в Православную Церковь. Иными словами, не существует других Церквей, а есть только ереси и расколы, если мы хотим быть точными в терминах.

Формулировка “о восстановлении христианского единства” также ошибочна, поскольку единство христиан — членов Христовой Церкви — никогда не было нарушено, ибо они остаются объединенными в Церкви. К сожалению, всегда имелись отпавшие от Церкви из-за ересей и расколов, однако общение внутри Церкви никогда не прекращалось.

Пункт 12 гласит, что общей целью богословского диалога является “окончательное восстановление истинной веры и единства в любви”. Как будто мы, православные, ищем восстановления нашей правой веры и единства в любви, поскольку утратили правую веру и уповаем найти ее через богословские диалоги с инославными. Считаю, что данная теория богословски неприемлема для всех нас»34.

Экуменизм не только претендует на «восстановление правой веры», последовательно и систематически формулируя свою чуждую Православию «экклезиологию». С начала XXI века объявлен курс на действие, на материальное воплощение заявленных догматов, имеющих целью генеральное переустройство христианского мира на манер, о котором мечтают исповедующие эту «всеересь» (св. Иустин Попович)35. Как и каким способом это замышляется — постараемся рассмотреть в следующем отдельном исследовании.

Примечания:

1 СТАНОВИЩЕ НА СВ. СИНОД ОТНОСНО СЪБОРА В КРИТ (2016) [Определение Св. Синода БПЦ о соборе на Крите] И ТЕКСТА „ОТНОШЕНИЯТА НА ПРАВОСЛАВНАТА ЦЪРКВА С ОСТАНАЛИЯ ХРИСТИЯНСКИ СВЯТ
2 РУСКАТА ПРАВОСЛАВНА ЦЪРКВА НЕ ПРИЗНАВА СЪБОРА В КРИТ ЗА ВСЕПРАВОСЛАВЕН [Русская Православная Церковь не признаёт собор на Крите всеправославным], В: „Всемирното православие”
3 ГРУЗИНСКАТА ПРАВОСЛАВНА ЦЪРКВА НЕ ПРИЗНАВА СЪБОРА В КРИТ (РЕШЕНИЕ ОТ ЗАСЕДАНИЕТО НА 22.12.2016 Г.) [Грузинская Православная Церковь не признаёт Критский собор (Решение заседания от 22.12.2016 г.], В: „Всемирното православие”, ”
4 СТАНОВИЩЕ НА СВЕТИЯ СИНОД НА АНТИОХИЙСКАТА ПРАВОСЛАВНА ЦЪРКВА ОТ 27.06.2016 Г (ОТНОСНО СЪБОРА НА О. КРИТ) [Определение Святого Синода Антиохийской Православной Церкви от 27.06.2016 г. (О соборе на о. Крит)], В: „Всемирното православие”
5 СТАНОВИЩЕ НА СВ. СИНОД ОТНОСНО СЪБОРА В КРИТ (2016)...
6 Зографски, йеросх. Димитрий. СЪБОРЪТ В КРИТ ПРЕЗ 2016 Г. — ОТСТЪПЛЕНИЕ ОТ ТРАДИЦИЯТА НА ВСЕЛЕНСКИТЕ СЪБОРИ, [Димитрий Зографский, иеросхим. Критский собор 2016 года — отступление от традиции Вселенских Соборов], В: „Всемирното православие
7 Единая — в смысле Единственная Церковь.
8 Влахос, Й. НАВПАКТСКИ МИТОПОЛИТ ЙЕРОТЕЙ: «ЗАЩО ОТКАЗАХ ДА ПОДПИША ДОКУМЕНТА ”ОТНОШЕНИЕТО НА ПРАВОСЛАВНАТА ЦЪРКВА С ОСТАНАЛИЯ ХРИСТИЯНСКИ СВЯТ” [Иерофей (Влахос), митр. Навпактский. Почему я отказался подписать документ «Отношение Православной Церкви с остальным христианским миром»], В: „Всемирното православие”
9 RELATIONS OF THE ORTHODOX CHURCH WITH THE REST OF THE CHRISTIAN WORLD, В:
10 СТАНОВИЩЕ НА СВ. СИНОД ОТНОСНО СЪБОРА В КРИТ (2016)...
11 Там же.
12 ОФИЦИАЛНО СТАНОВИЩЕ НА СВ. КИНОТИС НА СВ. ГОРА АТОН ОТНОСНО КРИТСКИЯ СЪБОР [Официальное определение Св. Кинотиса Св. Горы Афон о Критском соборе], В: Официален сайт на Ловчанска Епархия
13 ПИРЕЙСКИ МИТРОПОЛИТ СЕРАФИМ: „ПЪРВИТЕ ПЕЧАЛНИ ИЗВОДИ СЛЕД ПРОВЕЖДАНЕТО НА „СВЕТИЯ И ВЕЛИК СЪБОР” [Митр. Пирейский Серафим. Первые печальные выводы после проведения «Святого и Великого Собора»], В: „Всемирното Православие”
14 КИТИРСКИ МИТРОПОЛИТ СЕРАФИМ: „КРИТСКИЯТ СЪБОР ПРИЕ СЪМНИТЕЛНИ РЕШЕНИЯ“ [Митр. Китирский Серафим. Критский собор принял сомнительные решения], В: „Всемирното Православие”
15 Мы позволили себе к формулировке о множестве церквей добавить обстоятельственное пояснение «на земле», так как экуменисты верят в протестантскую идею единой невидимой церкви, которая, якобы, лишь теперь будет обретать видимые измерения в земном мире (подробнее см.: KЛОПКИТЕ НА ИКУМЕНИЗМА ИЛИ НОВОТО УЧЕНИЕ ЗА ЦЪРКВАТА В ДОКУМЕНТИТЕ НА СЪБОРА НА О. КРИТ, Колева, Р. 2016 [Подробнее см.: Колева Р. Ловушки экуменизма, или Новое учение о Церкви в документах собора на о. Крит], В: „Всемирното Православие”
16 Цанков, прот. Ст. „Женевската конференция за съединение на църквите” [Цанков Ст., прот. Женевская конференция о соединении церквей], В: Духовна култура, бр. 7-8, 1921 г.
17 Там же.
18 The Toronto Statement, WWC, 1950 IN
19 Called to be the One Church (The Porto Alegre Ecclesiology Text), WWC. 2006 (В пер. на рус. яз. отсутствует).
20 Целенгидис, Д. „Единството на Църквата”, вж: Критският събор: Свят и Велик Събор? Отзиви и коментари по съвест и истина. Православна класика, [Целенгидис Д. Единство Церкви, см.: Критский собор: Святой и Великий Собор? Отзывы и комментарии по совести и истине. Православная классика] 2016 г., стр. 52
21 Там же.
22 Цанков, прот. Ст. „Женевската конференция за съединение на църквите”. Стр. 14–16.
23 Там же.
24 Протопрезвитер Ст. Цанков. Двете всесветски църковни конференции в Оксфорд и Единбург за „практическо християнство“ и „единство на църквата“ [Цанков Ст., протопр. Две всемирные церковные конференции в Оксфорде и Эдинбурге о «практическом христианстве» и «единстве церкви»], 1937 г. — В: „Духовна култура“, 1938г., бр. 8-9, стр. 282.
25 Цанков, прот. Ст. „Женевската конференция за съединение на църквите”. Стр. 14–16.
26 Там же. Стр. 10.
27 Протопрезвитер Ст. Цанков. Двете всесветски църковни конференции... Стр. 282.
28 «Всемирный Совет Церквей образовался из Церквей, которые признают Иисуса Христа как Бога и Спасителя. Они нашли свое единство в Нем. Им не приходилось создавать свое единство: оно дар Божий. Но они знают, что их долг – сообща искать выражения этого единства в работе и жизни» (Торонтская декларация, I).
29 «Но если окажется возможным сказать или сделать это вместе, то Церкви могут с благодарностью принять это как великолепный Божий дар – что они, несмотря на отсутствие единства, благодаря Ему могут принести одно и то же свидетельство и что они таким образом хоть как-нибудь могут проявить свое единство, цель которого состоит в том, “чтобы мир мог поверить”, и что они могут “свидетельствовать, что Отец послал Сына Спасителем мира”» (Торонтская декларация, IV, 6).
30 «В экуменических встречах было обнаружено очень реальное единство, которое для всех, кто сотрудничает во Всемирном Совете, является наиболее драгоценным элементом их жизни. Оно существует, и мы снова получаем его как неоценимый дар Господа Бога. Мы восхваляем Бога за это предвкушение единства Его народа и с надеждой продолжаем работу, к которой Он всех нас призвал. Ибо Совет существует для того, чтобы помочь Церквам подготовиться встречать своего Бога, Который знает только одно стадо» (Торонтская декларация, IV, 8).
31 The New Delhy report, The Church’s Unity, UCC, 1961, р. 1-122.
32 СТАНОВИЩЕ НА СВ. СИНОД ОТНОСНО СЪБОРА В КРИТ (2016)...
33 Там же.
34 АТАНАСИЙ, ЛИМАСОЛСКИ МИТРОПОЛИТ, „ЗА КАКВО ЕДИНСТВО ГОВОРИМ? ТЕЗИ, КОИТО СА НАПУСНАЛИ ЦЪРКВАТА, СА РАЗКОЛНИЦИ И ЕРЕТИЦИ“ [Митр. Лимасольский Афанасий. О каком единстве мы говорим? Покинувшие Церковь являются раскольниками и еретиками], в: „Всемирното Православие”,
35 Св. Юстин Попович. Православната Църква и икуменизмът. Изд. Монастир „Св. Архангели», Челие, Вальево, Сърбия, стр. 224

Д-р Росица Колева

Перевод с болгарского

«Издательский дом Святая Гора»

Метки: ,

Pages: 1 2

Комментарии закрыты.