Протоиерей Игорь Гагарин: Счастье не зависит от обстоятельств

Август 13th 2016 -

Вспомним, что говорил Христу апостол Петр: «если все от тебя отрекутся, то я не отрекусь, я пойду за тобой в темницу и на смерть». Он искренне верил в это и хотел этого. Но, как и предсказал Иисус, трижды отрекся от своего Учителя , когда, назваться Его учеником стало грозить неминуемой гибелью. Но когда благодать Господня сходит на человека, то у человека появляются невиданные силы. И мы знаем множество историй мучеников, которые бесстрашно приняли мучительные казни от нехристиан во имя Христа.

Есть очень интересный критерий того, насколько уже человек движется путем истинным вместе с Богом, насколько Бог участвует в сердце человека. Христос учит нас: «любите врагов своих». Другие религии также призывают отказаться от наказания зла злом, призывают к терпению зла, направленного против нас. Но христианство учит именно любви! И многие люди мне, конечно, говорят, что считают этот закон противоестественным, невозможным для себя. Они говорят: «я могу не отвечать ему злом на зло, я могу постараться не желать ему зла, могу постараться сделать такому человеку нечто хорошее… Но как я могу его любить? Любовь это состояние, ощущение, как его достигнуть в этой ситуации? Любить врагов – это противоестественно для человека». Правы ли люди, говорящие так?

Конечно, они правы. Любить своих врагов не естественно для человека. Но они не правы, если говорят, что любить врагов противоестественно. Это – сверхъестественно! Христос любит нас именно такой любовью. И вот если человек все-таки ощущает, что он любит того, кого ему по здравому соображению любить было бы нельзя, то это верный знак, что в таком человеке действует Святой Дух, что это не его только воля и желание. И это понимание переносится и на другие скорби, печали, страдания: когда в человеке действует Дух Святой, то у него получается, и получается легко то, что в естественном человеческом состоянии у него не получилось бы, у него получается оставаться счастливым и оставаться верным своей любви к Богу несмотря ни на что.

Я понимаю, что многие из тех, кто прочтет это интервью, станут возражать мне, будут недовольны тем, что я назвал истинным только счастье со Христом, в Духом Святом, с Церковью. И из сказанного мною можно, наверное, сделать вывод, что неверующий человек или верующий в других богов обречен никогда не найти истинной радости, и также не может надеяться на счастье человек верующий, но слабо работающий над собой. Потому я хотел бы уточнить следующее: в жизни всё совсем не так просто и прямолинейно, как прозвучало в нашем с Вами разговоре, всё гораздо сложнее. Вера не всегда бывает осознанной, и бывают случаи, когда человек воспринимает себя неверующим, но в действительности он знает Бога и живет согласно с Ним. И напротив, мне известны случаи, когда человек, внешне живущий в Церкви, оказывается очень далек от понимания Бога и от способности воспринять Божественную любовь.

И далее. Мне приходится читать множество историй о страданиях, потерях и неудачах людей, многие из которых не относят себя к категории верующих. Конечно, мне очень хочется всем им дать один и тот же простой совет: «ребята, приходите к вере, идите в церковь! Постигайте Православие, живите в вере, и спасетесь сами вы, и ваши близкие и друзья!» Но ничего не случается сразу, всё происходит постепенно, и если бы я давал такой совет, многие люди, не готовые ещё прислушаться к нему, разозлились бы на меня и других подобных советчиков и не получили бы помощи. Но если человек хотя бы с малого начинает стремиться стать лучше, чем он есть, он уже находится на пути к счастью, даже если он еще не встретился с Богом. Если человек самым серьезнейшим образом относится к совести, даже если его совесть воспитана была его родителями без Библии, если он старается не делать того, против чего его совесть протестует, то он находится на пути к счастью.

Бог есть любовь, и не только пребывающий в Боге пребывает в любви, но и пребывающий в истинной любви пребывает в Боге! Ничто так не отвратительно для Бога, как эгоизм. И если мы представим два полюса – добро и зло, то на одном из этих полюсов будет полный эгоизм, а на другом, на полюсе добра, будет полный отказ от самого себя, полное самозабвение для других. Как сказано в одной молитве: «забывающий себя обретает себя, и отдающий себя обретает себя». И я думаю, что в той мере, в какой человек живет не для себя, а для других, в той мере, в которой человек склонен отдавать, нежели брать, в той степени он находится на праведном пути, даже если он пока еще не назвал Христа своим спасителем. Скорее всего, у такого человека рано или поздно встреча со Христом состоится, но я надеюсь, что даже если такой человек в этой жизни Христа не встретит, то Христос все равно встретит его после ее окончания и признает Своим. Но, хочу оговориться, это не строгая истина. Безусловно, желательно чтобы человек был последователен, и если уж он выбрал для себя путь Христа, то неплохо было бы назвать этот путь по имени. И всем, кто ищет счастья, я этого желаю.

Особо я хотел бы обратиться к неверующим людям, к тем, кто не осознает себя верующими. Я не хотел бы выступать в роли агитатора, но я хотел бы пожелать таким людям попытаться изучить вопрос веры, понять, что такое Православие, в чем заключена сущность нашего учения, узнать историю его рождения и жизни до наших дней. Мне кажется, оно того стоит.

Я помню в молодости, когда я был учителем русского языка и литературы, еще в советскую эпоху, на телевидении была передача «Встреча с Эльдаром Рязановым». И ему задали вопрос: «Верите ли вы в Бога? Только, пожалуйста, скажите честно!» В то время все “нормальные» люди были неверующими, если человек говорил о своей вере громко, то он считался вроде сумасшедшего, считался чудаком. Поэтому этот вопрос звучал странно. Но Рязанов ответил на него удивительно. Он сказал: «Я не могу назвать себя атеистом потому, что на самом деле я невежда. Я атеист от невежества. Атеисты девятнадцатого века, российские интеллигенты той поры, были настоящими атеистами. Они знали Закон Божий, с детства они знали Православие, и сознательно отвергли его. Вот они и были атеистами. А я ничего не знаю о вере. Я не верю не потому, что в этом заключена моя сознательная позиция, но потому, что я не знаю, что такое вера, меня никто ей не учил».

Меня тогда задел его ответ. Я подумал, что он прав, что все мы, советские люди той поры, были атеистами по невежеству, мы отвергали то, о чем ничего не знали. В школе, в университетах нас учили отсутствию Бога, но мы никогда не учились вере, никогда на личном опыте не проверяли, что такое вера. Мы не разбирали позицию верующего человека. И вот тогда я стал интересоваться верой, я стал доставать книги о Православии, я читал богословские труды, читал книги Бердяева и Владимира Соловьева, но я при этом и не собирался когда-нибудь стать верующим. Я думал, что так и останусь неверующим, но стану грамотным неверующим, и для этого хотел узнать то, что я отвергаю.

Но когда я стал читать эти книги, то постепенно я проникался уважением к глубине, логике и красоте культуры Православия, которая открылась мне, я увидел, что за верой в Бога стоят гораздо более серьезные основания, чем за неверием. Я увидел, что аргументы веры убедительны, логичны, я увидел тот простор, который открывает вера перед человеком. А до этого я склонялся к тому, что жизнь, как однажды написал Пушкин, «дар напрасный, дар случайный», что все мы в конце концов умрем, и этим все и кончится. И вдруг мне открылось, что всё не так, не так плохо, а даже наоборот! И поэтому теперь, помня о своем опыте, я не говорю неверующим: «становитесь верующими», но я говорю им: «думайте, читайте, учитесь, размышляйте, а там уж как Господь даст!». Приход к вере в любом случае возможен только изнутри, привести к ней извне, как-то механически нельзя.

– Жизнь состоит не только из приятных, но и из неприятных событий. И, конечно, мы должны радоваться всему приятному и хорошему и благодарить за это Бога, видя в радости его любовь к нам. Но что же нам делать тогда, когда с нами происходят неприятности, когда страдание входит в нашу жизнь?

Я хотела бы рассказать о том, как я впервые почувствовала огромную любовь Бога. Прежде, до этого, я боялась Его. Я почувствовала эту огромную любовь тогда, когда очнулась на операционном столе с хорошим диагнозом: моя опухоль оказалась не раковой, а обычной. А перед тем, как отправляться на операцию, я сказала: «Господи, если я выздоровею, то я обещаю всё исправить». И когда я очнулась и узнала, что у меня всё будет хорошо, я почувствовала реальный поток любви, направленный на себя. Вскоре после этого я поправилась, даже не применяя обезболивающих средств, поскольку не чувствовала боли. С того момента я стала чувствовать не только свою вину перед Богом, не только видеть Его наказания, но стала чувствовать и Его любовь. Но, к сожалению, со временем ощущение этой любви, как идущего в мое сердце потока я больше не чувствовала. Но мне очень хотелось бы опять вспомнить то состояние и всегда находиться в нем! Как к этому прийти? Как не роптать, в случае неудачи или горя, как чувствовать настоящую благодарность к Богу, а не только механически его благодарить?

– Это сложный вопрос… Мы говорили о том, что к Богу нужно испытывать любовь. А любовь может выражаться различными способами. Как любовь выражается в жизни? Бывает, для воспитания детей приходится гневаться на них, наказывать их, но ведь и эти наказания тоже будут проявлениями любви! Бог никогда никого не наказывает в смысле кары, он любит всех и хочет всех ввести в Царствие Небесное. И если попускает какие-то бедствия, страдания в жизни человека, то только для того, чтобы отрезвить и исцелить его, чтобы помочь ему исправиться.

Но если мы говорим о любви человека к Богу, о проявлениях этой любви, то мне кажется, что она может проявляться в виде благодарности, а также в чувстве стыда перед Ним, о котором говорите вы. Такой стыд появляется в нас, если застает нас за неблаговидным поступком или за сквернословием человек, которого мы очень любим, которым мы очень дорожим. В отношении к Богу чувство благодарности наиболее прекрасно. Вообще, чувство благодарности – это высшее чувство, которое способен переживать человек.

И если с благодарностью все понятно, то стыд – это как бы сигнал нам о наших душевных проблемах, и от стыда нужно избавляться – через покаяние. И когда человек исповедует свои грехи, когда он просит и получает у Бога прощение за них, то он испытывает невероятную радость. Это парадокс: тот, кто вообще не грешил, не испытает той радости, которую испытает тот, кто согрешил, но который был прощен. Это сходно с тем, как здоровый не испытывает радости от своего здоровья, но вспомните, что чувствовали вы, когда выздоровели! Также и здесь, при условии, что человек искренне просит прощения и ощущает свое прощение и верит в его возможность. Бог всегда прощал и прощает, и будет прощать человека, все его грехи.

– Мне стыдно из-за того, что негативные стороны моего характера, мои недостатки, несмотря на мои покаяния, опять проявляют себя! И мне стыдно снова и снова исповедовать одни и те же грехи, которые я, вопреки исповедям и вере, совершаю опять.

– А куда Вы можете деться от этого? Человек таков, какой он есть, и он сам не может изменить себя, это практически невозможно. Порой неверующие люди попрекают нас, верующих, этим. Они говорят: «вы каетесь, а потом грешите опять, в чем же смысл вашей веры?» Эти упреки происходят, как правило, из очень поверхностного понимания человеческой природы. К сожалению, человеческий характер изменить почти невозможно, хотя и можно отказаться от определенных поступков. Вор может отказаться от воровства, а лжец – от лжи, но характер этих людей может при этом остаться прежним.

Но характер, темперамент человека не изменяются даже с покаянием. Было бы удивительно, если бы покаяние немедленно приносило исцеление, само по себе. Но если человек в союзе c Богом ведет упорную борьбу с собой, со своими недостатками, если он не ропщет на судьбу, но стремится изменить себя, то очень медленно, так медленно, как медленно растет дерево, он все-таки меняется. На это требуются годы! И когда ко мне приходят люди, и говорят мне: «Как стыдно, батюшка! Я опять согрешил в том же, в чем и всегда!», то я отвечаю: «Cлава Богу, что новых грехов не появилось». Грехов нет только у Господа, а мы можем только стремиться к избавлению от них, и эту духовную брань с собой нам надлежит вести до смерти.

Никогда нельзя отчаиваться, Бог знает все наши слабости и грехи, но любит нас такими, какие мы есть. Каждого из нас. Как говорили святые, вся человеческая жизнь – это война с пороками, но война не от победе к победе, а от поражения к поражению. Ценна не только наша победа, ценно наше вставание после каждого падения и продолжение борьбы. Но однажды с помощью Бога мы понимаем, что в чем-то стали крепко стоять на ногах. Бог всемогущ, ему ничего не стоило бы всех нас очистить от грехов, всех нас сделать святыми. Но Он хочет, чтобы мы свободно, самостоятельно потрудились и поборолись.

Есть еще интересный парадокс: иногда кажется, что от того, что мы, церковники, говорим, что Бог всегда простит человека, следует, что человек, слыша такие слова, станет легкомысленно относится к греху, станет грешить с легким сердцем. На самом деле, все происходит наоборот. Когда у человека появляется убеждение, что Бог его все равно простит, именно тогда у него появляется решимость больше не грешить. У Веры Василевской есть такой момент: в детстве она совершила некий плохой поступок, и приходит к своей матери за прощением. Мать прощает ее. Вера опять совершает тот же какой-то проступок и опять приходит к матери. И мать опять ее простила. И еще раз. И тогда она спрашивает: «мама, сколько же ты будешь меня прощать?». И мать отвечает: «всегда буду прощать!» что же мне делать?» И вот когда она услышала это, то, по ее словам, никакая уже угроза не прозвучала бы в устах матери так сильно, как ее обещание всегда прощать. Ведь тогда, когда человек знает, что будет всегда прощен, то он отказывается от своего греха не из-за страха, а уже по любви, по любви к такому всегда прощающему человеку. И также по любви мы отказываемся от зла ради всегда нас любящего и всегда нас прощающего Бога.

© Pobedish.ru

Метки: , ,

Pages: 1 2

Комментарии закрыты.