Протоиерей Игорь Гагарин: Счастье не зависит от обстоятельств

Август 13th 2016 -

Дети

– Считаете ли Вы себя счастливым человеком?

– Да, я счастливый, абсолютно счастливый человек.

– Что такое счастье? Счастливы ли все счастливые от одинаковых причин, или каждый счастлив по-своему? Есть ли механизм обретения счастья, который был бы доступен каждому человеку?

– Я убежден, что счастье зависит не столько от обстоятельств нашей жизни, от того, что вокруг нас, сколько от того, что внутри нас. И если счастье внутри себя найти очень сложно, то вовне его найти нельзя совсем. Счастье – это не внешние благополучные обстоятельства нашей жизни, но это внутреннее состояние нашего духа.

С нами, со священниками, люди говорят откровенно гораздо чаще, чем с кем бы то ни было другим. Из своего опыта я могу вспомнить множество случаев, когда, исходя из внешних обстоятельств, человек просто должен, как думают окружающие, светиться радостью, но он печален. У него есть семья, есть достаток, есть свое дело, его родные здоровы. Но ему грустно, его душа не находит покоя: она ищет чего-то большего.

Иногда говорят, что к Богу приходят в несчастье, в бедах, что в добром здравии никто не приходит к Богу. Я не согласен с этим утверждением. Когда дела у человека идут плохо, ему часто бывает не до Бога, ему необходимо срочно действовать, принимать решения. Но вот когда у человека в жизни однажды сняты все проблемы, то вот тогда он обнаруживает внутри себя вакуум, пустоту, которую необходимо, оказывается, заполнить. Он понимает, что его внешнее благополучие не просто недостаточно для него, что оно не прочное, не настоящее. Душа же ищет чего-то настоящего, прочного, подлинного. Найти это она сможет только в Боге.

Я думаю, что высшее счастье вполне объективно. Субъективно человек полагает себя свободным в выборе счастья, и ставит перед собой всевозможные цели, достижение которых должно, как он предполагает, сделать его счастливым. И что же? Он достигает этих целей, но не становится счастливым…

Разговор о счастье – это продолжение разговора о смысле человеческой жизни, ведь без обретения смысла никакого счастья быть не может, оно приходит тогда, когда человек обретает подлинный смысл своей жизни и выстраивает свою жизнь в согласии с ним.

Христиане черпают ответы на все свои вопросы в книге, которая называется «Евангелие», что переводится как «благая весть», или иначе — «весть о счастье». Эта книга как раз и рассказывает человеку о том, как достичь счастья. Настоящего счастья! Иисус Христос, о чей жизни повествует Евангелие, пришел в мир, чтобы помочь людям стать по-настоящему счастливыми. В Евангелии от Иоанна, в семнадцатой главе, читаем, как Иисус, перед тем, как уже идти на смерть, молится своему Отцу за своих учеников. И он говорит: «хочу, чтобы они имели радость мою совершенную в себе». СОВЕРШЕННУЮ! Радостных моментов в нашей жизни немало. Встречи, праздники, успехи на работе… Да мало ли всего того, что может нас на какое-то время сделать радостными. Все это действительно хорошо, но не на долго. Если бы нам достаточно было известных нам маленьких радостей, то вопрос о счастье и не стоял бы так остро в жизни людей.

И вот Христос говорит людям: «Я могу дать вам эту радость, могу дать вам радость совершенную! Я могу дать вам ту радость, больше которой человеку не потребуется, ту радость, которой вы вечно будете удовлетворены». Евангелие говорит об этом во многих местах, например, известен эпизод, когда Иисус поднимается со своими учениками на гору и преображается перед ними, эпизод, вспоминаемый нами в празднике Преображения Господня.

Что значит Его преображение, как оно выглядело? От Христа начало исходить дивное сияние, необыкновенная красота открылась в Нем ученикам, которую невозможно было передать словами. И один из Его учеников, Петр, наблюдавший это, сказал: «Господи, хорошо нам здесь быть! Давай сделаем три кущи (то есть, шалаша) и останемся здесь навсегда!» По-другому говоря, смысл этих наивных, немного детских слов заключается в том, что Петр нашел вдруг ту радость, которую хотел бы сделать бесконечной.

Обычно людям подобные мгновения, которые хотелось бы остановить, приходится переживать очень редко или вообще никогда. То, что пережили апостолы на горе Фавор, было таким мгновением. Но Христос не позволил им его остановить. Суть Его слов, Его учения сводилась к тому, что в земной жизни и апостолам, и иным людям доступно увидеть только отблеск того блаженства, того счастья, которое ожидает нас в Царстве Небесном, если мы сумеем в него войти.

В Евангелии от Иоанна есть другой интересный эпизод, в котором Христос встретился с самарянкой и попросил у нее напиться. И вот в разговоре с этой женщиной Он говорит, что тот, кто напьется воды, которую она может дать, снова будет жаждать. А испив воды, которую даст Он, человек перестанет жаждать вовек… То есть во Христе мы обретаем такое счастье, выше которого уже не найти.

Так я верю. И мой жизненный опыт это подтверждает.

До того, как стать верующим человеком, не говоря о том, чтобы стать священником, в молодости я часто испытывал приступы острой, необъяснимой тоски. И они совпадали как раз с благополучными периодами моей жизни. Но когда я уверовал, то изменилось мое отношение к миру и людям, и теперь, скажу честно, даже крупные неприятности, проблемы не могут поколебать моего состояния внутреннего счастья. Что бы ни произошло, я чувствую, что самого главного все это отнять не может. Внешние обстоятельства, которые бывают тяжелы, уже не имеют на меня того влияния, как раньше. Поэтому я уверен, что со Христом, во Христе человек счастлив по-настоящему.

– Вы рассказали о счастье, с которым живут верующие люди. Но если мы вспомним о неверующих людях, то они, как правило, пытаются собрать свое счастье исключительно из маленьких радостей – встреч, приобретений, потребления пищи и напитков, секса. Однако, если истинная радость может быть принесена нам только Богом, с небес, то означает ли это, что сами мы способны найти на земле только удовольствие?

– Вы знаете, и еда и встречи, и некоторые покупки, и радость от завершения трудной работы являются, в сущности, нормальными удовольствиями. Я хорошо отношусь к ним, и такого рода вещи имеют место быть и в моей жизни, они совершенно нормальны. Православная Церковь в целом относится доброжелательно ко всем естественным человеческим радостям и не запрещает их, если они не греховны. И мы, священники, радуемся также в своей жизни тому же самому, чему радуется мирянин. Но есть отличия в отношении к таким простым радостям у человека верующего и неверующего.

Верующий человек, приходя к вере, открывает то, что он любим, что всегда с ним Тот, Кто его любит. И самая главная радость и заключена в этой любви. Когда до человека начинает доходить смысл этих простых слов, когда он понимает, что его любят, и это любовь, которой любит каждого из нас Бог, неизмеримо больше любой любви, которая может быть на земле между людьми, тогда ему и открывается смысл той совершенной радости, о которой мы говорили.

О любви Божией говорят очень много, и не только православные христиане. Но слышать и знать о ней — одно, а ощущать ее — совсем другое.

В чем суть духовной жизни? Думаю, в том, чтобы человек смог ощутить любовь Бога к себе. Чтобы любовь Бога перестала быть для него просто приятной информацией, которую он воспринимает умом, но чтобы она стала живым, актуальным переживанием И собственно, всё, что мы делаем в Церкви, все наши молитвы, посты, богослужения, все церковные таинства направлены именно на то, чтобы сделать сердце человека способным ощущать любовь Бога. И человек верующий счастлив в той степени, в которой он открывает Божественную Любовь в своем сердце, и тогда радость уже никто и ничто не способно поколебать. Ведь, поскольку любовь Бога превосходит мыслимые пределы любви людей, то для человека, открывшего эту любовь, перестает иметь решающее значение любовь или нелюбовь к нему окружающих людей. Хотелось бы, конечно, чтобы и окружающие тебя любили, но это уже становится совсем не главным.

И вот когда человек осознает свои отношения с Богом как отношения, происходящие в любви, то он начинает воспринимать всё доброе, что есть у него в жизни, как проявления этой любви. Помню, когда моя дочь была еще маленькой, мы вышли с ней однажды погулять. И она мне улыбнулась такой прекрасной детской улыбкой, что подумалось: «Ничто не может быть более трогательным и прекрасным, чем улыбка твоего ребенка?» Но тут же в сердце открылось, что на самом деле мне сейчас улыбнулся Бог, улыбнулся улыбкой моей дочери. Тотчас нахлынула в душу такая волна ответной любви к Господу! Всякая любовь, всякая чистая радость в нашем мире всегда только от Него, все прекрасное, что есть в жизни людей, – это различные проявления Божественной любви!

И если ты слышишь от кого-то доброе слова, то это слова, сказанные Богом через этого человека. Все это не умаляет значение самого человека, через которого это пришло. Не умаляет его труда и его любви к тебе! Напротив, от этого он становится еще более дорог.

Как говорил отец Александр Шмеман : «кусок хлеба берешь, и для кого-то это просто пища, а для кого-то – любовь Божия, которая в данный момент материализовалась в этом куске хлеба». И даже вкус такого хлеба меняется, если ты начинаешь понимать, что твоя способность чувствовать его и получать от него удовольствие – это тоже Божий дар, тоже проявление его любви.

Или вот еще пример, который мне очень нравится: возьмем авторучку. Простую авторучку. Вы купили ее в магазине, вы писали ею, а потом потеряли – и все. Пошли и купили новую. И другая ситуация: человек, бесконечно дорогой для вас, любимый, подарил вам эту авторучку. Эта авторучка тогда становится для вас очень дорога, вы будете вспоминать о любви того человека к вам, когда будете пользоваться ею. И если вы потеряли такую авторучку, то вы очень расстроитесь. И когда вы купите опять такую же ручку в магазине, она будет уже не та, что прежняя. Для других людей потерянная авторучка была только средством для письма, а для вас – знаком любви того человека к вам.

Так вот, когда человек соединяется в своей вере со Христом, то не отдельные предметы, не отдельные события в своей жизни, не отдельные удачи или приятности, но весь мир теперь такой верующий человек воспринимает как проявление Божией любви. И все наши простые радости и удовольствия, таким образом, если они не греховны, это тоже встречи с Богом, с его любовью к нам. И поэтому верующие люди начинают с молитвой любое дело, в частности, трапезу, свидетельствуя тем самым свою благодарность Богу.

Когда мы научаемся видеть за самыми простыми нашими радостями Того, от кого все они исходят, то вся жизнь превращается в сплошное ликование, молитву.

В этом отношении нелишним будет вспомнить о языческом подходе к жизни. У меня был знакомый, который только шел к Церкви, но у него уже была замечательная привычка за всё обязательно благодарить в жизни тех людей, и те явления, которые приносили ему радость. Когда я пришел к нему домой освящать его квартиру, то увидел всюду развешанные таблички, содержащие слова благодарности. Так, например, на кране висела такая: «благодарю тебя, водичка, за то, что напоила меня!» А над газовой плитой: «благодарю тебя газ, за то, что даешь мне огонь!». И такие таблички были повсюду, позволяя владельцу квартиры находиться в постоянном благодарении ко всему вокруг. Правильно это или нет?

С одной стороны, это очень симпатично, но я сказал ему тогда, что это хорошо, но есть в этом нечто языческое. Этот человек уже дозрел до того, что за все в жизни надо благодарить, но еще не успел понять, кому нужно обращать слова благодарности. И пока обращал слова благодарности к явлениям и вещам, но еще не к Источнику всякого блага на земле, не к Тому, кто дает ему всё это. Но когда человек обнаруживает этот Источник блага, Источник вечной любви, его жизнь достигает цели, и он пребывает в радости.

Умение искренне благодарить Бога даже в скорбях и бедах свидетельствует об очень высоком духовном состоянии человека. К этому состоянию надо стремиться. Как к этому стремиться? Вообще, можно ответить коротко: жить церковной жизнью, жить в Церкви. Человек, познакомившийся с Евангелием, с известными истинами о необходимости жить в любви с Богом и людьми, и согласившийся с ними, еще не будет способен автоматически переменить свое сердце. Он по-прежнему продолжит грешить, даже и ненавидя себя за это. И именно церковная жизнь помогает пойти дальше осознания этих истин, не просто знать их, а жить ими.

Одно из принципиальных отличий в подходах к совершенствованию себя христианина от человека неверующего заключается в том, что неверующий человек, стремится он к добру или ко злу, рассчитывает все-таки только на себя и других людей, а христианин заранее понимает, что своих сил для достижения совершенства в добре и любви ему недостаточно, что человек серьезно ограничен в своих возможностях. Христианин понимает, что совершенствование себя, своей жизни возможно всерьез только с участием Бога, с участием божественной благодати. И когда благодать свыше сходит в наше сердце, то только тогда человек начинает меняться.

Метки: , ,

Pages: 1 2

Оставьте комментарий!