Святой и Великий Собор Православной Церкви. Повод для надежды или беспокойства?

Март 10th 2016 -

Назовем еще несколько важнейших, на наш взгляд, тем для обсуждения на предстоящем Соборе. Например, ересь ересей, экуменизм, в общехристианском и общецерковном контексте будоражит и травмирует сознание [верующих], и все стремительнее распространяется среди священников и простых мирян. Вместо того, чтобы осуждать и немедленно пресекать это явление [т.е. распространение экуменизма], Собор косвенным образом как бы принимает и усиливает его. Видимо, это и есть основное предназначение предстоящего Собора. Все остальные темы второстепенны и не столь важны. Будут ли на всеправославном уровне осуждены папизм и протестантизм как еретические отклонения? Будут ли приостановлены неудачные богословские диалоги? Выйдем ли мы из «Всемирного Совета Церквей», который, по сути, является Всемирным Советом Ересей?

Учитывая, что из-за экуменического влияния Соборы Поместных Церквей уже приняли еретические решения, подчёркиваем необходимость того, чтобы в решениях Всеправославного Собора не было ни одного пункта или подпункта, закрепляющего собой весь пакет решений, утвержденных Поместными Соборами Церквей-участниц этого Собора. В таком случае будут автоматически утверждены и те решения, которые подпадают под прещения святых канонов, поскольку они противоречат единогласному мнению святых отцов, а также Вселенских и Поместных Соборов.

Собор, который способствует общению с еретиками, не может считаться преемником Православных Соборов, которые этих еретиков осудили. Если мы хотим, чтобы этот Собор не вошел в историю как еще один волчий собор, следует,в соответствии с Апостольскими правилами и правилами Святых Вселенских и Поместных Соборов, наложить епитимью (извержение из сана и отлучение от Церкви) на тех, кто распространяет экуменизм во всех его формах, поскольку экуменизм является экклезиологической ересью, и подтвердить осуждение ересей, которые уже были осуждены на Вселенских и Поместных Соборах и святыми отцами в разные периоды времени с четкими решениями и анафемами. Чтобы быть принятым всей церковной полнотой, этот Собор должен подтвердить осуждение нижеследующих ересей, а также лиц, которые эти ереси поддерживали или поддерживают, и до сих пор не покаялись в них публично. Исходя из сказанного выше, мы, как члены Церкви, отмежёвываемся от нижеперечисленных ересей и от тех, кто эти ереси исповедует.

1) Заблуждение, согласно которому Православие якобы является только частью Церкви.

2) Заблуждение, согласно которому все так называемые «христианские конфессии» якобы являются ветвями Единой Церкви.

3) Заблуждение, согласно которому Православная Церковь якобы является одной из многих других «семейств Церквей», которые якобы составляют Единую Церковь.

4) Заблуждение, согласно которому единство Церкви якобы утрачено. Церковь, согласно православному учению, является Единой и Единственной, поскольку Главой ее является Единый Господь Иисус Христос. Единство Церкви выражается через единство веры, обряда и управления и через повиновение верующих Её иерархии, покуда иерархия сохраняет единство веры.

5) Заблуждение, согласно которому Церковь якобы «разделена на христианские конфессии» и что мы теперь, словно некие «новые Отцы», якобы должны «восстановить Ее единство» посредством «догматического минимализма», т.е. принимая в качестве фундамента единения православных с еретическими сообществами минимальную веру, то есть только веру в Святую Троицу и Иисуса Христа как Бога Воплощенного и Спасителя, не обращая внимание на все остальные догматы Церкви, включая сакральное священство, священные иконы, нетварную благодать, почитание святых и т.д.

6) Заблуждение, согласно которому якобы существует «невидимое единство» Церкви через общую веру в Святую Троицу и Иисуса Христа как Господа и Спасителя, и что за ним («невидимым единством») последует «видимое единство», которое осуществится путем объединения «конфессий» (единство в разнообразии догм и традиций).

7) Заблуждение, согласно которому якобы достаточно верить в Святую Троицу и Господа Иисуса как Бога и Спасителя, чтобы быть частью Церкви. Иными словами, Церковь считается собранием всех христианских «конфессий».

8) Заблуждение, согласно которому Православная Церковь и ересь папизма якобы являются «Церквями-сестрами» или «двумя лёгкими», которыми дышит Единая Церковь.

9) Заблуждение, согласно которому между Православной Церковью и ересью папизма якобы не существует никакого догматического различия и утверждается, что единственным различием якобы является всемирный примат власти Римского «папы» над Вселенской Церковью.

10) Неправославные соглашения, подписанные представителями Православных Церквей в рамках так называемого «межхристианского диалога». Здесь мы хотим подчеркнуть, что мы не против диалога при условии, чтобы он проводился на православных основаниях и имел целью возвращение еретиков в Православную Церковь через катехизацию, отречение от своей ереси и через Таинства Крещения, Миропомазания и Божественной Евхаристии.

11) Принятие Румынской Православной Церковью шамбезийского диалога, согласно которому еретики — антихалкидонские монофизиты, так называемые миафизиты, последователи ереси Севера Антиохийского, признаются как православные. Монофизиты/миафизиты учат, что Христос после единения естеств имеет только одно естество, сложное, и отвергают тот факт, что два естества Христа соединились неслиянно и неизменно, нераздельно и неразлучно в одной Ипостаси Бога Слова, при том, что каждое естество сохраняет свою волю и действование-энергию. Соответствующие еретики не принимают учения IV, V, VI и VII Святых Вселенских Соборов и остаются в заблуждении и вне Церкви. Шамбезийский текст также утверждает, что их анафематствование якобы было вызвано простым терминологическим недоразумением и что, следовательно, якобы не существует никакого догматического различия между Православной Церковью и еретическими монофизитскими группировками (коптами, армянами, сиро-яковитами, малабарцами, эфиопами), что совершенно недопустимо.

12) Баламандское соглашение, на основании которого представители Поместных Православных Церквей приняли новый тип унии и признали псевдо-таинства еретиков-папистов. Соответствующее соглашение было отвержено представителями Поместных Православных Церквей в Балтиморе в 2000 году.

13) Заблуждение, согласно которому филиокве (исхождение Духа Святого «и от Сына») якобы является простым терминологическим недоразумением, а не искажением догмата Святой Троицы, открытого нам Самим Богом через Сына Его Воплощенного, Иисуса Христа.

14) Так называемое «снятие анафем» между православными и папистами, а также между православными и монофизитами, монофелитами и моноэнергистами, — анафем, произнесенных Святыми Вселенскими Соборами. Согласно православному учению, догматическая анафема не может быть аннулирована магическим образом, если прежде не устранены причины анафематствования.

15) Заблуждение, согласно которому якобы существует спасающая благодать и вне Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, а также, что якобы существует действительное Крещение и действующая благодать священства и вне Православной Церкви. Однако, как известно, простое историческое наличие преемства от апостолов доныне и простое произнесение формулы Святой Троицы не делают действительными «таинства» еретиков.

16) Заблуждение, согласно которому святые и богоносные отцы более не могут быть актуальными в наши дни, — ересь, по сути отрицающая присутствие Духа Святого в святых и богоносных отцах Святых Вселенских Соборов, а, следовательно, и самую непрерывность существования Церкви как Божественно-человеческого института.

17) Заблуждение, утверждающее, что мы не знаем, каковы границы между Православной Церковью и ересью, согласно которому всё человечество входит в «невидимую Церковь». Согласно православному учению, Церковь является Церковью исторической, видимой, содержащей апостольское преемство и хранящей правую веру, то есть догматы, сформулированные на Вселенских Соборах, и анафемы, ограждающие догматическую истину от еретической лжи, и передает ее [догматическую истину] далее до скончания веков. Эта Церковь является Церковью Православной.

18) Заблуждение, согласно которому и еретики каким-то образом входят в Церковь.

19) Концепция, согласно которой количество верующих составляет критерий Истинной Церкви. Согласно православному учению, критерием Истинной Церкви является неискаженное сохранение богооткровенной Истины.

20) Превращение снисхождения – икономии, в догмат и канон. Согласно православному учению, снисхождение (икономия) является временным отступлением от акривии, от канона веры, ради человеческих немощей в исключительных обстоятельствах, имеющее целью приведение людей к правой вере вопреки объективным препятствиям. Снисхождение применяется лишь в исключительных случаях, для достижения благой цели в неблагоприятных обстоятельствах. Если же отсутствуют эти исключительные ситуации, продолжение применения снисхождения нарушает и игнорирует канонический порядок и, таким образом, не является мудрым адаптированием, а пренебрежением священными установлениями, а следовательно, ведет к пренебрежению Православием.

21) Так называемые «смешанные браки» между православными и неправославными, потому что не могут соединиться две противоположности, поскольку главной предпосылкой Таинства Венчания является общая православная вера жениха и невесты, которые должны быть крещены и т.д. Таинство Брака является таинством любви и единения на основе правой веры. Это Таинство нельзя преподать только одному члену, православному. Поэтому смешанный брак является недействительным и в то же время представляет собой общую молитву с иноверцами.

22) Отрицание равенства Ипостасей Святой Троицы. Согласно православному учению, ипостасные свойства, то есть тот факт, что Отец нерожден, Сын рожден и Дух Святой исходит, указывают на способ существования каждой Ипостаси. В то же время Ипостаси равны в славе и почитании, будучи единосущны.

23) Мнение, согласно которому Вселенский патриарх является первым, не имеющим равных. Это мнение имеет происхождение от еретиков, отрицающих равенство Ипостасей Святой Троицы.

24) Заблуждение, согласно которому другие так называемые «христианские вероисповедания» являются церквями с недостаточной благодатью и, соответственно, ближе или дальше отстоят от полноты Церкви, и что Церковь включает в себя каким-то образом все вероисоведания, отделенные от нее.

25) Заблуждение, согласно которому Бог Отец христианской Троицы отождествляется с богом других монотеистических религий. (См. Ин. 8, 19).

«Поскольку речь идет о Святом и Великом Соборе Православной Церкви, терминология его решений должна быть строго богословской и церковной. Решения должны быть полностью согласованы со всей традицией Церкви, которая не является консервативной, но традиционной; не действует по инерции, но находится в постоянном движении, не выходя за рамки богословского и экклезиологического мышления. Таким образом, в написании документов Собора должны участвовать архиереи и богословы, которые использовали бы терминологию так, чтобы она никоим образом не выражала идеи нео-схоластического, экзистенциального и пост-патристического богословия» – что совершается при помощи двусмысленных понятий, смысловое значение которых не было определено святыми отцами и церковной традицией. «Известно, что Отцы Церкви на Вселенских Соборах боролись силою Слова Божия и по вдохновению Святого Духа, используя при этом соответствующую терминологию («краткими глаголами и со многим благоразумием»), выражающую православную веру точно и богодухновенно. Выбор ошибочной терминологии является отклонением от православного учения. Необходимо особое внимание к этому вопросу и способные клирики, которые в достаточной мере знали бы историю и содержание терминов и фраз»[4].

Такое течение, как масонство, также имеет широкое распространение, и, несмотря на то, что оно признано решениями Поместных Церквей несовместимым с христианской верой, пока еще не было принято всеправославное соответствующее решение. То же самое касается и вопросов биоэтики и медицинской этики, которые имеют отношение к вспомогательной репродукции, трансплантации органов, смерти мозга, эвтаназии, гомеопатии ─ вопросов, которые вызывают разногласия среди священников и богословов. Наиболее серьезную проблему в данном контексте создает планомерная пропаганда в современном обществе такого явления, как гомосексуализм – самого жуткого и безобразного из всех смертных грехов, который, по сути, ведет к отторжению и отрицанию брака и семьи, благословленных Богом в Таинстве Венчания. Точно так же, пропаганда современным политическим руководством сжигания умерших оскорбляет святость и неприкосновенность человеческого тела, что особенно ярко проявляется в случае святых мощей, остающихся нетленными и источающих миро, вызывая особую обеспокоенность сатаны.

Заключение

Вышеизложенная краткая история того пути, который был пройден для организации и подготовки созыва Святого и Великого Собора, ясно свидетельствует о том, что методология его проведения и тематика основных вопросов для обсуждения не только являются чуждыми Православной традиции, но и сознательно направлены на то, чтобы пересмотреть или даже изменить ее. Последние якобы исправления и дополнения, внесенные в тексты ранее подготовленных документов предстоящего Собора, держатся в тайне. Мы все с нетерпением и обеспокоенностью ждем их опубликования в последней редакции, чтобы увидеть, подтверждаются или рассеиваются наши страхи и беспокойства, но в основном, чтобы убедиться, что самосознание Церкви будет выражено должным образом. Отметим, что на данном этапе мы не уверены, что предстоящий Собор сможет стать настоящим неподдельным логическим продолжением предыдущих Соборов, и что решения, принятые на нем, будут соответствовать святоотеческим традициям и не будут экуменистическими и обмирщенными. Именно поэтому мы полагаем, что при таких условиях лучше было бы не созывать Собор вовсе. Такой точки зрения придерживались и об этом говорили великие святые и старцы нашего времени, как например, преподобный Иустин (Попович) в своих записях и обращениях к верховному духовенству Сербской Церкви, и св. Паисий Святогорец. Также на тему Святого и Великого Собора в своих обращениях к Патриарху Афинагору писал и блаженный старец, отец Филофей (Зервакос). Мы больше доверяем богопросвещенным святым, нежели мудрецам века сего с их человеческой ошибочной логикой.


[1]Митрополит Навпакта и Святого Власия Иерофей (Влахос), – прим. переводчика
[2]ΑΓΙΟΥ ΜΑΞΙΜΟΥ ΤΟΥ ΟΜΟΛΟΓΗΤΟΥ, Περί των πραχθέντων εω τη πρώτη αυτού εξορία 12, PG 90, 148.
[3]Подразумевается греческий квартал Фанар в Константинополе, где находится Константинопольская патриархия.
[4] Выступление Митрополита Навпактского Иерофея (Влахоса) «Собрание Предстоятелей Православных Церквей», 212, март 2014 г.

Метки:

Pages: 1 2 3

Комментарии закрыты.