Православный календарь 3 мая (20 апреля ст.ст.)

Май 2nd 2012 -

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

(Дея. 8, 26-39; Ин. 6, 40-44). Св. Филипп спрашивает каженика : «разумеешь ли, что читаешь?» Тот ответил: «как могу разуметь, если кто не наставит меня?» Как часто испытывают то же читающие слово Божие и отеческие писания! Читаемое не вмещается в голове; ум не может внять тому и обнять то, словно речь идет о чем то чуждом ему, о предметах из неведомой области. Вот тут и нужен толкователь знакомый с тем, о чем слово. У св. Филиппа был тот же дух, который давал и пророчества, и ему нетрудно было растолковать, что затрудняло каженика. Так и для нас теперь: надо найти человека, который стоял бы на той степени жизни и ведения, какой касается затрудняющее нас писание, и он растолкует то без затруднения, потому что кругозоры духовные у каждой степени свои. Стоящий на низшей степени не все видит, что видит стоящий на высшей, и только может гадать о том. Случись, что невместимое для нас писание касается предметов высшей степени, а встреченный нами толковник стоит на низшей; то он нам не разъяснит того как следует, а будет все применять к своему кругозору, и дело останется для нас по прежнему темным. Дивиться надобно, как берутся толковать о предметах Писания люди, совсем чуждые той области, к которой принадлежат те предметы. И выходит у них все не как следует; выситься же своими толкованиями они не забывают.

День за Днемъ

Краткие духовные размышления на каждый день

«Кто приметъ одно такое дитя во имя Мое, тотъ Меня принимаетъ». (Матѳ. 18, 5).

Въ одной, изъ старинныхъ германскихъ легендъ, мы читаемъ слѣдующiй разсказъ:

Однажды, вечеромъ, наканунѣ Рождества, одинъ бѣдный крестьянинъ спѣшилъ съ работы домой, къ скромному ужину, которымъ его семья готовилась почтить великiй Праздникъ. Вдругъ, въ лѣсу раздался жалобный стонъ, похожiй на плачъ ребенка. Оглядываясь вокругъ себя, крестьянинъ увидѣлъ на мерзлой землѣ, подъ деревомъ, плачущаго горькими слезами ребенка: жаль стало крестьянину этого малютки, брошеннаго безъ призора въ лѣсу и, недолго думая, онъ взялъ его на руки и понесъ домой, въ свою убогую хижину. Жена и дѣти ждали его съ нетерпѣнiемъ, приготовивъ скудное Рождественское угощенiе. Вошелъ работникъ въ свою хижину, передалъ свою ношу женѣ и сказалъ: «не богатое у насъ угощенiе, еле хватитъ его и на насъ самихъ, — но я привелъ тебѣ гостя, съ которымъ мы подѣлимся имъ; не могъ я въ такой праздникъ оставить въ лѣсу брошеннаго ребенка, голоднаго и холоднаго; бѣдняжка такъ жалобно плакалъ, возьми, согрѣй его и накорми, мы дадимъ ему ночлегъ, хотя сегодня». Принятый съ любовью ребенокъ сѣлъ вмѣстѣ съ бѣдной семьей за скудную трапезу, — и, вдругъ убогая хижина наполнилась свѣтомъ, надъ головою ребенка показалось сiянiе, лицо его озарилось неземной красотой, онъ поднялъ руку, благословляя, охваченную благоговѣйнымъ недоумѣнiемъ, семью. То былъ Самъ Христосъ предвѣчный Младенецъ, явившiйся подъ видомъ бѣднаго, страждущаго ребенка!

Легенда, конечно, вымышлена, но въ ней есть наставленiе и для насъ. Подъ видомъ несчастныхъ, страждущихъ нищихъ, Христосъ и теперь стучится у многихъ дверей, и, принимая ихъ, мы принимаемъ самого Спасителя. Какъ-же мы должны быть осторожны, въ нашемъ отношенiи къ этимъ несчастнымъ, съ какимъ вниманiемъ и любовью должны относиться къ каждому, требующему нашей помощи и участiя! Будемъ, въ каждомъ изъ нихъ, видѣть посланника Христова и, окружая его любовiю, мы получимъ благословенiе свыше. Христосъ приметъ Самъ отъ насъ, въ лицѣ одного изъ малыхъ сихъ все то, что мы дадимъ Ему отъ души.

Публикуется по изданию 1908 года

Древний Патерик.

Глава2. О том, что со всем старанием должно искать безмолвия

32. Некто рассказывал: были три трудолюбивые, достолюбезные монаха. Один из них избрал для себя дело — примирять ссорящихся между собою людей, по реченному: блаженны миротворцы (Мф. 5: 9). Другой — посещать больных. Третий удалился безмолвствовать в пустыню. Первый, труждаясь, по причине ссор между людьми не мог уврачевать всех и, со скорбью пришед к посещающему больных, нашел его также ослабевшим и не старающимся об исполнении своего обета. Согласясь, оба они пошли увидеть пустынника, поведали ему печаль свою и просили сказать им, что доброго сделал он в пустыне? Немного помолчав, пустынник влил воду в чашу и говорит им: смотрите на воду. А она была мутная, так что ничего не видно было в ней. Спустя немного он опять говорит: смотрите — теперь устоялась вода. Как скоро они посмотрели в воду, то увидели свои лица, как в зеркале. Тогда он сказал им: так бывает и с человеком, живущим среди людей — от возмущения он не видит грехов своих, а когда он безмолвствует, и особенно в пустыне, тогда видит свои недостатки.
33. Брат спросил старца: что такое безмолвие и какая от него польза? Старец отвечал ему: безмолвие состоит в том, чтобы пребывать в келье в богомыслии и страхе Божием, чтобы удаляться от памятозлобия и высокоумия. Такое безмолвие есть мать всех добродетелей и охраняет монаха от разжженных стрел врага, не допуская его уязвляться ими.
О безмолвие, преуспеяние монашествующих! О безмолвие, лествица небесная! О безмолвие, путь к Царству Небесному! О безмолвие, мать сокрушения! О безмолвие, подательница покаяния! О безмолвие, зеркало грехов, показывающее человеку его преступления! О безмолвие, не удерживающее слезы и воздыхания! О безмолвие, просвещающее душу! О безмолвие, родительница кротости! О безмолвие, сожительница смирению! О безмолвие, ведущее человека к мирному состоянию! О безмолвие, собеседница Ангелов! О безмолвие, светоподательница разуму! О безмолвие, сопряженное со страхом Божиим, испытательница помыслов и споспешница рассуждению! О безмолвие, родительница всякого блага, утверждение поста, обуздание языка, преграда невоздержанию! О безмолвие, досуг для молитвы, досуг для чтения! О безмолвие, укрощение помыслов и тихое пристанище! О безмолвие, боящееся Бога, оружие вступающих в подвиг, соделывающее решимость (их) нераскаянною и сохраняющее невозмутимыми желающих пребывать в своих кельях! О безмолвие, иго благое и бремя легкое, успокаивающее и носящее понесшего тебя! О безмолвие, ясность души и сердца! О безмолвие, заботящееся только о самом себе и беседующее со Христом, постоянно имеющее пред глазами смерть! О безмолвие, узда для глаз, слуха и языка! О безмолвие, каждый день и ночь ожидающее Христа, сохраняющее светильник неугасаемым, стремящееся к Нему и непрестанно воспевающее так: готово сердце мое, Боже, готово сердце мое (Пс. 56: 8)! О безмолвие, истребительница гордости, и вместо смеха производящее плач в стяжавшем тебя! О безмолвие, враждебница бесстыдства и ненавистница многоречия, всегда принимающая (странника) Христа! О безмолвие, мать благоговения! О безмолвие, пленение страстей! О безмолвие, страна Христова, изобилующая благими плодами! Ей, брат! Стяжи безмолвие, памятуя о смерти своей.

Глава 13. О том, что должно быть страннолюбивым и творить милостыню с радушием

7. Брат спросил его, говоря: скажи мне слово. Старец отвечал ему: сколько можешь, занимайся рукоделием, чтобы от своего рукоделия подавать имеющему нужду, ибо написано: милостыня и вера очищают грехи (Притч. 15: 27). Брат говорит ему: что есть вера? Старец сказал в ответ: вера здесь значит жить смиренномудренно и подавать милостыню.
8. Брат пришел к некоему старцу и, выходя, сказал ему: прости, авва, что я отвлек тебя от правила твоего. Старец сказал ему в ответ: мое правило таково, чтобы успокоить тебя и отпустить с миром.
9. Близ киновии жил отшельник, делающий многие подвиги. Случилось некоторым придти в киновию, и они принудили его есть не в свое время. И после сего братия говорят ему: авва! Не скорбишь ли ты теперь? Он сказал им: моя скорбь тогда, когда я исполню собственную волю.

Проповедь в четверг 3-й седмицы по Пасхе архимандрита Ианнуария Ивлиева

Pages: 1 2 3

Оставьте комментарий!