Православный календарь 27 апреля (14 апреля ст.ст.)

Апрель 26th 2012 -

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

(Дея. 5, 1-11; Ин. 5, 30-6, 2). Отчего так согрешили Анания и Сапфира? Оттого что забыли, что Бог видит их дела и помышления. Если бы содержали они в мысли, что Бог все видит и вне и внутрь, яснее чем все люди и даже они сами, не пришло бы им и в голову так покривить душою перед Апостолами. Оттого же происходят и наши все грехи и грешные замыслы. Ухитряемся все прикрыть от взоров человеческих, и думаем, что все ничего. Люди точно не видят ничего и отдают нам цену, как исправным; но это не изменяет нашей существенной ничтожности. Ведая это, тверди всяк себе: почто сатана исполняет мое сердце лгать в лицо Богу? Очи Его светлее солнца видят в сокровенных тайниках сердца; ни ночь, ни море, ни подземелье не укрывают от Него. Помни это, и потому устраивай свое внутреннее и внешнее, хоть и невидное, поведение. Если бы Всевидящий был чужд для нас, — можно бы еще равнодушно относиться к Его всеведению; а то Он же и Судия, и суд Свой, в силу всеведения, произносит нередко прежде, чем чаем. Может быть, там у Него уже положено тотчас произнести суд и над нами, когда только мы еще думаем укрыться с своими грехами в темной лжи: «Не видит Бог!».

День за Днемъ

Краткие духовные размышления на каждый день

«Смерть и жизнь — во власти языка, и любящiе его вкусятъ отъ плодовъ его». (Пр. Сол. 18, 21).

Ап. Iаковъ указываетъ намъ на страшное влiянiе и силу языка человѣческаго, этого малаго члена, дѣйствiя котораго такъ велики и неизмѣримы!

Онъ насъ предостерегаетъ отъ опасныхъ послѣдствiй злобнаго языка, воспламеняющаго и отравляющаго все вокругъ себя; а въ выше указанной притчѣ сказано, что и жизнь и смерть какъ-бы во владѣнiи слова человѣческаго! Создавая человѣка по образу и подобiю Своему, вдыхая въ него безсмертный духъ жизни, Богъ возвысилъ его надъ безсловесной тварью, одаривъ его умомъ и сердцемъ, для выраженiя которыхъ данъ ему Господомъ языкъ — орудiе слова. Такимъ образомъ, слово есть выраженiе души человѣческой, — данное ей для прославленiя Творца, для служенiя правдѣ Божiей! Между тѣмъ, языкъ, въ жизни человѣческой, служитъ часто, почти постоянно, злобѣ, лжи, клеветѣ, богохульству; языкъ наноситъ раны, сѣетъ вражду, убиваетъ хуже остраго меча, отравляетъ вѣрнѣе самаго смертоноснаго яда. Языкъ дѣйствуетъ какъ скрытый врагъ, изъ-за угла, невидимо, трудно отъ него остеречься, трудно предотвратить нанесенный имъ ударъ; часто трудно, даже невозможно, найти источникъ злого, неумолимо-жестокаго слова и прослѣдить и угадать, откуда оно?

Сколько зла, сколько страданiй, сколько убiйствъ, хуже тѣлесной смерти, были совершены языкомъ, сколько злого сѣмени имъ посѣяно! Всего этого невозможно измѣрить, смертоносные плоды эти какъ будто уходятъ въ вѣчность. Особенно безпощадно и ужасно, по своимъ послѣдствiямъ, слово невѣрiя, слово безнравственное, нечистое, отражающееся въ молодой воспрiимчивой душѣ ребенка или юноши! Такое слово убиваетъ самое дорогое, самое прекрасное въ жизни, заглушаетъ доброе Божiе сѣмя въ зачаткѣ, уничтожаетъ расцвѣтающiй цвѣтокъ, затемняетъ ясную утреннюю зорю молодой души! Часто, въ порывѣ злобы и раздраженiя, подъ влiянiемъ сомнѣнiя и личнаго разочарованiя, мы, необдуманно, безъ злого намѣренiя, скажемъ, въ присутствiи ребенка, слово выражающее состоянiе нашей души. — Мы пройдемъ мимо и забудемъ про это, а впечатлительная, молодая душа запомнитъ, приметъ въ себя это безбожное, злое, холодное слово и незамѣтно, отравится его ядомъ.

Какъ-то особенно больно подумать, что это зло развивается и растетъ между людьми, носящими имя Христово и называющими другъ друга братiями. И не только злымъ словомъ, но и холоднымъ, молчаливымъ выслушиванiемъ злыхъ рѣчей мы грѣшимъ другъ противъ друга. Дѣйствительно, какъ сказано Соломономъ, смерть во власти языка, и Божiя заповѣдь «не убей», прежде всего, глубже всего относится къ нашему языку!

О, если бы мы могли побѣдить силу этого грѣха, обуздать свое слово или, что еще лучше, измѣнить свое сердце, — тогда языкъ нашъ сдѣлался бы орудiемъ жизни, силой животворящей любви! Изъ сладкаго источника не потечетъ горькая вода, — изъ того сердца, гдѣ обитаетъ Богъ, не вырвется ни одно злое слово; польется одна хвала Богу, одно только выраженiе любви къ ближнему. Словомъ искренней похвалы будемъ ободрять и поощрять другъ друга, словомъ ласки радовать, словомъ сочувствiя смягчать страданiя, словомъ вѣры воспламенять сердца, словомъ благословенiя и молитвы освѣщать всю жизнь кругомъ себя и въ себѣ! Господи! измѣни наше сердце, перероди его и сдѣлай его источникомъ любви и добра, и языкъ нашъ сдѣлай орудiемъ славы Божiей и правды вѣчной!

Древний Патерик.

Глава2. О том, что со всем старанием должно искать безмолвия

17. Еще говорил: безмолвствующий должен испытывать себя каждый час, избежал ли он воздушных духов, его одержащих, и освободился ли от них, находясь еще в сем теле? Ибо кто подлежит рабству их, тот еще не может безмолвствовать.
18. Брат спросил старца: что должен соблюдать безмолвствующий? Старец отвечал: безмолвствующий должен исполнять следующие три добродетели: постоянно иметь страх Божий, просить с терпением, и не отрешать сердца своего от памятования о Боге.
19. Рассказывали о об авве Исидоре пресвитере: когда приходил к нему брат, он убегал во внутреннюю свою келью. Братия спросили его: авва Исидор! что ты это делаешь? Он отвечал: и звери спасаются, убегая в свои логовища. Это говорил он для пользы братий.

Глава 12. О том, что должно непрерывно и бодрственно молиться

17. Однажды некий старец пришел в гору Синайскую, и когда выходил оттуда, на пути встретился ему брат, и вздыхая, говорил старцу: мы скорбим, авва, о бездожии. Старец говорит ему: почему не молитесь и не призываете Бога? Брат сказал ему: и молитву творим и прошение, — но нет дождя. Старец говорит: почему же не молитесь с усилием? Хочешь ли знать, что это такое? Встанем на молитву. И простерши на небо руки, помолился, — и тотчас сошел дождь. И брат, видя это, устрашился, и, падши, поклонился ему. Старец же тотчас убежал оттуда.
18. Братия рассказывали, говоря: однажды мы пришли к старцам и, когда по обычаю совершилась молитва, приветствовав друг друга, сели. И после беседы, намереваясь удалиться, мы просили опять сотворить молитву. Тогда один из старцев сказал нам: что же вы не молитесь? Мы отвечали ему: когда мы пришли, авва, была молитва, и с того времени беседуем доселе. Он сказал: простите, братия, потому что некоторый брат, сидящий с вами и беседующий, сотворил тридцать три молитвы. И когда он сказал сие, они сотворили молитву и отпустили нас.

Проповедь в пятницу 2-й седмицы по Пасхе протоиерея Вячеслава Резникова

Pages: 1 2 3

Комментариев к записи: 1 “Православный календарь 27 апреля (14 апреля ст.ст.)”


  1. Елена сказал:

    +++++ Спаси Господи!

Оставьте комментарий!