google-site-verification: google21d08411ff346180.html Танцевально–двигательная терапия в работе с детским аутизмом | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Танцевально–двигательная терапия в работе с детским аутизмом

Ноябрь 3rd 2017 -

Духовная Лечебница. Пасхальный бал

Публикация по материалам диплома «Танцевально – двигательная терапия как средство формирования образа тела у детей с расстройствами аутистического спектра» выпускницы программы дополнительного профессионального образования «Танцевальная терапия: теория и практика» Шульгиной Ирины Николаевны. Руководитель  программы — Наталья Юрьевна Оганесян. Защита дипломов состоялась в сентябре 2017 года.


Принятие Федерального закона «Об образовании в РФ» и Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья гарантирует возможность получения образования каждому ребенку с расстройствами аутистического спектра (РАС).

В настоящее время ведется активный поиск различных психолого – педагогических, медикаментозных подходов, направленных на коррекцию и нормализацию психического развития ребенка с аутизмом.

Коррекционно–развивающая работа с аутичными детьми достаточно сложна в силу специфики данного нарушения. На протяжении столетия термин «аутизм» использовался в психиатрии достаточно широко, выступая в качестве обозначения и для отсутствия у человека потребности в совместной деятельности, и замкнутого образа жизни, и болезненного погружения в свои мысли, нарушения самосознания, а также способа психологической защиты.

Постепенно стало складываться представление о РАС как об особом отклонении психического развития личности, главными проявлениями которого являлись нарушение процесса общения с внешним миром и трудности в формировании эмоциональных контактов с другими людьми, из чего следовала необходимость не только медикаментозного лечения, сколько коррекционного обучения и воспитания с использованием особых, специфических для РАС, форм и методов.

Направления применения танцевально-двигательной терапии с целью формирования образа тела

Образ тела является одним из важнейших компонентов телесного осознания в развитии человека, который отсутствует у аутичных детей. П. Шильдер определяет образ нашего тела, который мы формируем в нашем сознании, как способ, которым мы представляем себе наше тело. Развитие Образа тела происходит параллельно сенсомоторному развитию. По его мнению, существует взаимодействие между движением и образом тела. Шилдер П. отмечал, что «движение оказывает влияние на образ тела и ведет через изменение образа тела к изменению психического состояния».

М. Чейс утверждала: «Так как движение влияет на образ тела и на изменение психического отношения, то если вы поработаете с чувством искажения тела в действии, то это изменит ваше психическое восприятие себя, отношение к себе».

Левенталь утверждала, что танцевально – двигательная терапия для особых детей «фундаментально работает с развитием и интеграцией сенсорных систем и связанной с ними моторикой, в конечном итоге выстраивая образ тела и развивая Я – концепцию». Сенсомоторные действия соединяют движение всего тела и сенсорное воздействие, вызываемое таким движением. Сенсомоторная интеграция включает в себя взаимодействие вестибулярного, тактильного, проприоцептивного, аудиального и визуального каналов с двигательной активностью.

Сенсорная интеграция – взаимодействие всех органов чувств, способность адекватно реагировать на определенные стимулы и действовать в соответствии с ситуацией.

Выделяются три базовых системы восприятия ощущений, которые являются основой для сложного взаимодействия всех органов чувств:

  • вестибулярная система – система поддержания равновесия;
  • тактильная система – система кожной чувствительности – экстероцепция;
  • проприоцептивная система – система кинестетического восприятия (мышечно – суставное чувство) – восприятие собственной позы и движения.

Три названных вида чувствительности функционируют на основе ощущений (раздражителей, влияющих на органы чувств), которые зарождаются или воспринимаются в непосредственной близости от тела или внутри самого тела человека. И отвечают за осознание собственного тела, формирование образа тела.

Поэтому терапия сенсомоторной интеграции направлена, прежде всего, на развитие взаимодействия между тактильной, проприоцептивной, вестибулярной, моторной системами как предпосылки для формирования других систем.

Дисфункция сенсорной интеграции является нарушением процесса переработки информации, поступающей от органов чувств.

Нарушения трех базовых ощущений проявляется как повышенная чувствительность (гиперфункция) — в виде сенсорных защит, или пониженная чувствительность (гипофункция) — в виде сенсорной аутостимуляции, при восприятии раздражителей и их осознании, а также в реакции, то есть ответе на соответствующие стимулы.

В первом случае свойственна повышенная чувствительность к сенсорным стимулам. С целью избегания дискомфортных впечатлений ребёнок пытается оградить себя от направленных воздействий, выстраивая систему пассивных или активных защит от внешнего вмешательства, испытывая соответствующие им состояния отрешённости и сопротивления, и формируя отрицательную избирательность к сенсорным стимулам: в центре его внимания оказывается то, что он не любит, не принимает, боится.

Во втором случае, при дефиците активных положительных контактов с окружающей действительностью, имеет место снижение чувствительности к сенсорным раздражителям. У ребёнка наблюдается особая захваченность отдельными приятными вестибулярными, проприоцептивными, тактильными ощущениями, связанными с изменением положения тела в пространстве, ощущением своих мышечных связок и суставов, соприкосновением.

Такие стереотипии и аутостимуляции — неосознанные, непроизвольные, повторяющиеся движения, рассматриваются терапевтом, как способ невербального взаимодействия и эмоциональный контакт аутичного ребенка с окружающим миром.

Обычно дисфункция сенсорной интеграции проявляется в дефицитарности нескольких сенсорных систем, поскольку они взаимосвязаны, и нарушения одной приводят к проблемам в развитии других.

Вестибулярная система – система поддержания равновесия.

Вестибулярная система – способность удерживать позу, равновесие, создает движение и определяет положения тела в пространстве. Так, дети с повышенной чувствительностью вестибулярной системы испытывают проблемы в деятельности, которая связана с движением, равновесием, координацией. У детей же с пониженной чувствительностью вестибулярной системы отмечается, аутостимуляции: потребность в беге по кругу, прыжках, раскачивании, вращении.

Тактильная система – система кожной чувствительности – экстероцепция.

Тактильная система – способность получать сигналы через кожные рецепторы от прикосновения, давления, температуры, болевого ощущения. Так, дети с повышенной чувствительностью кожи всеми своими движениями испытывают неприятные ощущения при касании, объятиях, поцелуях. У этих детей встречается повышенная чувствительность вестибулярной системы.

У детей же с пониженной чувствительностью кожи отмечается утрата восприятия боли. Мышечный тонус у таких детей очень низкий. Вестибулярная система почти всегда отличается пониженной чувствительностью: не могут насытиться сенсорными стимуляторами. У них можно выделить следующие черты: почти не восприимчив к боли, холоду, жаре, не ощущает дистанции в общении и потому беззащитен при контактах с другими людьми, часто спотыкается, плохо ориентируется в пространстве и времени.

Проприоцептивная система – система кинестетического восприятия (мышечно – суставное чувство) – восприятие собственной позы и движения.

Проприоцептивная система – способность получать сигналы от рецепторов мышц, кожи и суставов о положении тела, весе, давлении, растяжении, движении и изменении позиции. Так, дети с повышенной чувствительностью проприоцептивной системы ощущают себя слишком остро.

У детей же с пониженной чувствительностью проприоцептивной системы ощущают тело недостаточно отчетливо, следовательно, отмечается желание находиться в тесных, закрытых местах, нравятся глубокое давление, сильное объятие.

Кинестетическое восприятие

Чем лучше наша кинестетическая информированность, телесное восприятие, тем лучше мы воспринимаем себя в пространстве по отношению к другим людям и предметам. Распознавание образа связано с кинестетической информацией.

В области кинестетического восприятия встречается только пониженная чувствительность с переходом к разным вариантам нормы. Кроме того, у ребенка с нарушением восприятия очень важно проверить слух и зрение. Часто проверка не выявляет ничего определенного, и все же остается впечатление, что ребенок видит или слышит не вполне хорошо. В таких случаях речь идет о нарушении обработки звуковых или зрительных стимулов.

Зрительная система — способность правильно воспринимать, различать, обрабатывать и отвечать на то, что мы видим. Это самый мощный источник информации о внешнем мире: изучает предметы, определяет позы тела, информирует о нашем положении в пространстве. Так, дети с повышенной чувствительностью зрительного восприятия избегают визуального ощущения: часто закрывают глаза, предпочитают находиться в темноте.

Дети с пониженной чувствительностью зрительного восприятия ищут визуальные ощущения: включает и выключает свет, смотрит на предметы, скосив глаза, смотрит на предметы из необычного угла зрения, смотрит на повторяющиеся движения (переворачивание страниц книги, открывает и закрывает двери, его пальцы двигаются перед лицом), выстраивает вещи в линию.

Метки:

Pages: 1 2

Оставьте комментарий!