google-site-verification: google21d08411ff346180.html Математика со смыслом. Обучение детей-аутистов | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Математика со смыслом. Обучение детей-аутистов

Ноябрь 12th 2017 -

Переводчик/редактор: Марина Лелюхина

Аутизм

Как и у всех детей, у ребенка с аутизмом есть свои сильные и слабые стороны, свои взгляды на жизнь, им могут нравиться и не нравиться совершенно разные вещи. Не существует единственно верного педагогического подхода, который бы идеально подошел для каждого. Но многие классические программы по обучению математике и педагогические приемы их этой сферы могут быть адаптированы с учетом индивидуальных особенностей и интересов ученика, так чтобы математические действия и понятия приобрели для него значение.

В этой заметке вы найдете несколько идей которые могут стать отправной точкой. За годы практики я адаптировала учебные материалы для многих детей с РАС, и могу вспомнить едва ли пару случаев когда могла использовать одни и те же заготовки больше чем с одним ребенком. Будьте готовы к тому, что на пути поиска лучшего подхода для обучения вашего ребенка ошибок избежать не удастся. Не бойтесь этих ошибок — в результате вы только выиграете, потому что на наглядом примере увидите, какие приемы и методики по-настоящему подходят вашему малышу. Если вы все таки ошиблись — сделайте шаг назад и постарайтесь проанализировать, почему одно занятие вашему ребенку подошло, а другое нет, что можно изменить в будущих уроках, и обязательно попробуйте снова.

Основу математики в большей степени составляют манипулятивные навыки и навыки визуального восприятия, и только затем — навыки понимания речи

Сложнее всего детям с аутизмом дается понимание так называемого «языка математики» (слов, которые описывают математические действия и понятия), решение задач ( особенно переход от текста самой задачи к математическому решению), понятие о вероятности и приблизительные вычисления.

В школах математику традиционно преподают «устно». Для ребенка, который плохо понимает речь, словесное представление математических понятий является дополнительной трудностью. Таким образом, вы скорее всего достигнете успеха если дадите ребенку возможность буквально «увидеть» математические понятия и действия. Подберите конкретные примеры для количественных чисел и математических действий, и только потом подключайте «звуоковое» сопровождение. Старайтесь постоянно проводить парарллель между математическими действиями и возможностью их практического применения в реальной жищни ( например сложение и вычитание пригодится во время похода за покупками или готовки).

В провинции Онтарио в учебный план по математике входит 5 ключевых «основ»:

1. Арифметическое мышление и представление о числах: счет, знание чисел, понятия «больше»/»меньше», «часть»/»целое», арифметические действия ( сложение и вычитание до 20-ти), порядковый счет, понятия «часть»/»целое», представление о деньгах, счет в уме ( в пределах одного десятка), решение простых задач, использование калькулятора, оценка

2. Меры: различные единицы измерения ( время, вес, длина, периметр, площадь, объем, температура), различный номинал банкнот и купюр, дни недели, месяцы, последовательности, измерение при помощи различных величин, подсчеты

3. Геометрия и пространственное мышление: двухмерные и трехмерные фигуры, симметрия, положение в пространстве ( за, справа, слева, под и т.д.)

4. Последовательности и логическое мышление: продолжить/описать/создать последовательность, визуальные последовательности, звуковые, числовые, правила выстраивания последовательностей, умение переводить последовательность из одной модальности в другую (подразумевается что ребенок может отобразить последовательность длинный-короткий-длинный-короткий визуально и при помощи звуков), числовые последовательности

5. Работа с данными и понятия о сходстве/различии/соответствии: сортировка и классификация объектов, сбор и запись данных, схемы и списки, графики и пиктограммы, ответ на вопросы по данным/графикам, простые вероятности, предварительная оценка, утвердительные и отрицательные ответы на вопросы ( да/нет)

1. Арифметическое мышление и представление о числах

Порядковый счет

  • Начинайте с обучения в игровых ситуациях
  • Используйте мотивационные, приятные ребенку материалы, так чтобы вам было обеспечено 150% его внимания: цветные шарики, машинки, «дай мне …», «я хочу…»
  • Используйте карточки в качестве «визуального шаблона» ( на карточке должно быть число, и соответствующее количество точек). При помощи такой карточки ребенок сможет сразу проверить, верно ли все сосчитал.
  • Собирайте привлекательные для ребенка мелкие предметы, которые можно пересчитывать — ваш выбор зависит от интересов ребенка ( машинки, стеклянные камешки, ракушки, фигурки и т.д.)
  • Нарисуйте числовой ряд — можно сделать большой и прыгать от числа к числу как в классики, можно повесить его на стену и рисовать, можно наклеивать по наклейке на каждое число, чтобы ребенок не отвлекался
  • Начните знакомить ребенка с «математическим языком» — сравнивайте объекты одинаковые/разные, раскладывайте предметы по кучкам, где больше/где меньше (помните, что если не может сказать, где больше-где меньше, это не значит что он не усвоил само понятие, и наоборот, если ребенок использует в речи нужные слова, он может все равно не до конца понимать их значение)

Сложение/вычитание

  • Оба действия изучайте одновременно
  • Используйте схожие примеры ( например 1+4=5 и 5-4=1)
  • «Math Their Way» ( ссылка на описание программы: http://www.center.edu/NEWSLETTER/newsletter.shtml) — программа обучения базовым математическим навыкам на наглядном материале, в которой широко используются различные визуальные подсказки. В той или иной степени на эту программу опираются во всех школах. Наверняка в классе вашего ребенка хотя бы частично дают упражнения из этого сборника. Сильная сторона этой программы состоит в том что она изначально предназначена для группового обучения, и если ее испольщуют в классе вашего ребенка, не потребуется много усилий, чтобы адаптировать ее для его индивидуальных нужд. Некоторые программы из этого сборника можно использовать без малейшего изменения. Максимум что вам придется сделать, адаптировать те их части, в которых слишком много «разговоров». Недостаток программы состоит в том что все материалы и пособия вам придется собирать и готовить самостоятельно. Я обнаружила, что отдельные упражнения можно использовать для закрепления сразу нескольких навыков. Например та часть, где отрабатывается состав числа, и детям нужно найти все числовые комбинации, составляющие целевое число, т.е. 5 = 0 и 5, 1 и 4, 2 и 3 и т.д. , в дальнейшем им будет легче понять сложение и вычитание.
  • Программа по математике для домашнего обучения «Math-U-See» — дополнительную информацию по ней вы найдете на сайте www.mathusee.com Эту программу используют для обучения математическим понятиям через действия от начальной до старшей школы.
  • Еще одна программа, которую используют исключительно в школах, называется«Touch Math». В этой программе обучение строится буквально «по точкам». На начальном этапе на каждое число ставится определенное количество точек, чтобы помочь ребенку сразу провести параллель между числом и количеством. Как только ребенок осваивает количественный счет, по тому же принципу обучают основным математическим действиям. Это эффективный мультисенсорный способ усвоить основные математические понятия. Для некоторых детей мультисенсорный подход может оказаться слишком тяжелым, в этом случае вы возможно захотите использовать лишь некоторые идеи из этой программы. Вам придется расширить сферу своего «учительского влияния» чтобы связать все изученные математические понятия с реальным миром. Всегда следует помнить, что математические понятия не учат ради того чтобы просто уметь считать. Всегда проверяйте изученное «в поле».
  • «Child-Centered Math» также содержит массу идей и визуальных материалов для обучения начальным математическим понятиям ( и снова, вам не нужно использовать все подряд, выбирайте то что больше подходит ребенку).
  • И снова хорошая книжка,«Math Wise» — множество математических задач и заданий, а также идеи для обучения детей от начальной школы до 8-го класса. Некоторые можно использовать без изменений, другие надо немного адаптировать.
  • Кубики унификс — прекрасный практический материал для обучения сложению, вычитанию и счету, вы также можете использовать кубики разного цвета для отработки порядковых числительных ( 1-й,2-й, 10-й и т.д.)
  • Числовой ряд и «сотни» ( расчерченные на клетки квадраты с числами 1-100, используют для изучения порядковых числительных, счета десятками, вотнями и т.д. — прим. переводчика) можно использовать для практики простых арифметических действий. Примеры «сотен» вы можете увидеть в любом классе начальной школы.
  • Ряды из точек ( отдельные, десятки и множества) — еще один пример удачного визуального материала для практики в арифметических действиях ( пример ниже)

Математика со смыслом

  • Белая доска и сухие маркеры без запаха — полезная вещь в любой классной комнате. С их помощью вы без труда изготовите визуальные подсказки прямо на месте.

Математика со смыслом

  • Для обучения вычитанию, вычитаемое нужно убирать буквально, чтобы наглядно демонстрировать смысл действия...
  • Попробуйте ссыпать вычтенное количество предметов в чашку, вычеркивать объекты на бумаге, рисовать соответствующее каждому числу количество точек или отсчитывать числа на числовом луче. Самое важное — чтобы ребенок понял, что при вычитании часть предметов исчезает. Можно использовать шарики из пластилина, которые при вычитании вы будете давить.

Метки: ,

Pages: 1 2

Оставьте комментарий!