google-site-verification: google21d08411ff346180.html Курс лекций по детской патопсихологии (продолжение) | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Курс лекций по детской патопсихологии (продолжение)

Январь 22nd 2019 -

Курс лекций по детской патопсихологии

4. Влияние отклонений в психическом  развитии на формирование личности

4.2. ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Рассматривая проблему нарушения психического разви­тия в русле концепции Л.С. Выготского, следует различать две группы дефектов.

К первичным дефектам относятся частные и общие наруше­ния функций центральной нервной системы, а также несоответ­ствие уровня развития возрастной норме (недоразвитие, за­держка, асинхрония развития, явления ретардации, регрес­са и акселерации), нарушения межфункциональных связей.


Первичный дефект является следствием таких нарушений, как недоразвитие или повреждение мозга. Возможно и их сочетание — при повреждении подкорковых образований возникает недоразвитие со стороны коры. Выявление пер­вичного дефекта и работы по его возможному уменьшению относятся к задачам невропатолога, психиатра, патопсихо­лога. Проявляется первичный дефект в виде нарушений слу­ха, зрения, паралича, нарушений умственной работоспо­собности, мозговых дисфункций и т. д.

Вторичный дефект возникает в ходе развития ребенка с нарушениями психофизического развития в том случае, если социальное окружение не компенсирует этих нарушений, а, напротив, детерминирует отклонения в личностном раз­витии.

Механизм возникновения вторичных дефектов различен.

1)       Вторичному недоразвитию подвергаются функции, непосредственно связанные с поврежденной. Например, по этому типу возникает нарушение формирования речи у глу­хих, конструктивного праксиса при детском церебральном
параличе.

2)       Вторичное недоразвитие характерно и для тех функ­ций, которые во время повреждения находились в сенси­тивном периоде развития. В результате этого разные вредно­ сти могут приводить к сходным результатам. Так, например, в дошкольном возрасте в сенситивном периоде развития
находится произвольная моторика. Поэтому различные вред ности (перенесенный менингит, травма черепа и т. д.) мо­гут привести к явлениям задержки в формировании этой функции, что проявляется как двигательная расторможенность.

3)       Важнейшим фактором возникновения вторичного недоразвития является социальная депривация. Дефект, препятствующий нормальному общению ребенка со сверстни­ками и взрослыми, тормозит усвоение им знаний и навы­ков

Направление вторичного недоразвития чаще отмечается от элементарных функций к более сложным. Так, недораз­витие функций восприятия и памяти при некоторых орга­нических поражениях головного мозга приводит к задержке в развитии интеллекта. Но возможно и противоположное направление формирования вторичного дефекта. Так, на­пример, при олигофрении недоразвитие мышления способ­ствует и вторичному недоразвитию потенциально более со­хранного праксиса.

Особое место в группе вторичных дефектов занимают личностные реакции на первичный дефект. Возможны не­сколько типов личностного реагирования.

Игнорирование — часто встречается при олигофрении, связано с недоразвитием мышления и недостаточной кри­тикой к успешности своей деятельности.

Вытеснение — относится к невротическому типу реаги­рования на дефект и проявляется в сознательном непризна­нии его существования при подсознательном конфликте, накоплении негативных эмоций.

Компенсация — такой тип реагирования, при котором происходит осознание дефекта и замещение утраченной функции за счет более сохранных.

Гиперкомпенсация — усиленное развитие сохранных фун­кций, сочетающихся со стремлением доказать, что дефект не приводит к каким-либо проблемам.

Астенический тип реагирования приводит к возникнове­нию заниженного уровня притязаний, низкой самооценке, фиксации на осознании своей неполноценности.

Необходимость наиболее ранней коррекции вторичных нарушений связана с особенностями детского возраста. Про­пущенные сенситивные периоды в обучении и воспитании приводят к усугублению явлений недоразвития в подрост­ковом возрасте.

Если у ребенка отмечается невозможность усвоения обыч­ной программы при обучении в младших классах, весьма мала вероятность самостоятельной компенсации этого со­стояния в дальнейшем. Трудности в обучении детерминиру­ют не только педагогическую запущенность, но и стойкое отрицательное отношение к школе, приводят к отклонени­ям в поведении.

В подростковом возрасте часто уже не сам первичный дефект, а явления вторичного недоразвития и личностные реакции на это состояние приводят к выраженным наруше­ниям социальной адаптации.

Не надо забывать, что первичным дефектом, рождаю­щим такой набор последствий, может быть не только оли­гофрения или тяжелое органическое повреждение, но и та­кие относительно «незначительные» особенности, как заи­кание, энурез, тики и т. п. Поэтому задачей школьного психолога является обнаружение детей с различного рода нарушениями, своевременное направление их к специалис­там, а также психолого-педагогическая коррекция вторич­ных нарушений.

Метки:

Pages: 1 2

Комментарии закрыты.