google-site-verification: google21d08411ff346180.html Курс лекций по детской патопсихологии (продолжение) | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Курс лекций по детской патопсихологии (продолжение)

Сентябрь 25th 2018 -

Курс лекций по детской патопсихологии

2. Методы исследования нарушений психических процессов и состояний у детей

2.3. Исследование психических процессов у  детей школьного возраста

В работе школьного психолога с детьми в возрасте 6—7 лет чаще всего стоит задача определения степени готовнос­ти ребенка к школьному обучению. Проблема определения школьной зрелости актуальна и для первоклассников, если в процессе обучения выясняется, что они не успевают осва­ивать учебную программу.


Для указанного контингента де­тей обследование целесообразно начинать с ориентационных методов выявления уровня школьной зрелости. Приме­няя эти методики 1, психолог определяет уровень развития произвольного внимания ребенка, уровень саморегуляции — умение действовать по правилу, степень развитости сенсо-моторных связей и тонкой моторики руки, недостатки в речевом развитии (нарушения фонематического восприятия), зрительно-пространственной ориентации.

Широко известный «Тест школьной зрелости» Керна— Йерасека включает задания:

1)      рисование фигуры мужчины;

2)      срисовывание письменных букв (фраза «он ел суп»);

3)      срисовывание группы точек.

Если нарисованная фигура имеет голову, туловище, ко­нечности (рука заканчивается пятипалой кистью, а ноги внизу отогнуты) и одета в мужскую одежду, на голове есть волосы (или они закрыты головным убором), а на лице — глаза, нос, рот, рисунок выполнен синтетическим (контур­ным) способом, это оценивается как высокая норма. Так же оценивается и срисовывание букв и точек, если они пол­ностью и точно скопированы. При этом допускается их уве­личение (не более чем в 2 раза) или небольшое уменьше­ние, отклонение фразы от горизонтальной линии не более чем на 30°+ и отклонение (незначительное) одной точки от строки или колонки.

Аналог заданий № 2 и № 3 — методика «Домик». Ее пре­имущество в том, что здесь выявляется уровень развития именно произвольного внимания, так как при обработке учитываются только «ошибки внимания». В заданиях же тес­та Керна—Йерасека невозможно определить, что именно послужило причиной некачественного выполнения зада­ния — невнимательность ребенка или недостаток зритель­но-пространственной ориентации.

Для оценки состояния фонематического восприятия пред­лагаются задания, направленные на узнавание, различение и сравнение звуков. Особое внимание обращают на различе­ние свистящих и шипящих, аффрикат, глухих и звонких, твердых и мягких фонем. Для этого ребенку называют ряд звуков, среди которых он должен узнать заданный звук. Мож­но также предложить ребенку 10 картинок, где изображены предметы, которые обозначаются словами-паронимами (тра­ва—дрова, уточки—удочки и т. д.). Психолог (предваритель­но удостоверившись, что ребенок знает названия всех предметов) начинает называть их попарно, а ребенок показыва­ет их на рисунках. В норме он все эти задания выполняет правильно.

Для тех детей, которые плохо справляются с предложен­ными выше заданиями, предлагаются методики исследова­ния психических процессов 1 с целью уточнения особенно­стей развития познавательной сферы. Эти же методики при­меняются и в ходе определения нарушений в психической деятельности у детей младшего и среднего школьного воз­раста. Естественно, что задания для детей 8-ми лет и подро­стков будут отличаться по сложности и нормативам, стимульному материалу. Однако, поскольку направленность за­даний одинакова, мы описываем их в одной рубрике, оговаривая при этом необходимые моменты, связанные с возрастными параметрами.

Исследование внимания, темпа сенсомоторных реакций и состояния работоспособности проводится традиционными методами: корректурная проба, счет по Е. Крепелину, отсчитывание чисел, отыскивание чисел по таблицам Шульте, пробы на переключение внимания. Для детей, не овла­девших навыками счета в полной мере и плохо усвоивших буквы, предлагается такое задание: как можно быстрее и аккуратнее ставить черточки (соответственно образу) в каж­дой клеточке тетрадного листа. Результаты этого задания рас­сматриваются аналогично результатам корректурной пробы и счету по Е. Крепелину. Отмечается скорость выполнения задания, количество ошибок (в том числе несоответствие черточки образцу, т. е. ее преувеличение, преуменьшение и другие искажения) для каждого отрезка времени и в целом, отношение ребенка к исследованию.

Результаты эксперимента представляют в виде графиков, где отражают состояние работоспособности ребенка, рав­номерность и темп выполнения заданий, наличие истощае­мое2, врабатываемости, расстройства внимания. В норме испытуемый улучшает качество работы к концу выполне­ния задания, что объясняется врабатываемостью, хорошей концентрацией внимания и высокой работоспособностью.

Например, здоровые подростки выполняют задание коррек­турной пробы (вычеркивают две буквы на стандартном блан­ке) за 6—8 минут и допускают при этом не более 15 оши­бок.

Отыскивание чисел по таблицам Шульте применяется для исследования темпа сенсомоторных реакций и особен­ностей внимания. Для детей, которые еще не усвоили поня­тия «число», «цифры», «счет», предлагается аналог этого задания — методика В.М. Блейхер, И.В. Крук (1986, с. 255). Ребенку предлагают бланк с 10 строчками разных фигур (по 10 в строчке), которые нужно заполнить различными значка­ми по образцу. При обработке данных учитывается то, как ребенок заполняет фигуры (старательно или небрежно), с какого времени он начинает работать по памяти, без опо­ры на образец, отмечается время, необходимое для запол­нения 1 строки, время выполнения всего задания, количе­ство ошибок. Здоровые дети 6—7 лет заполняют 100 фигур в среднем за 3—5 минут, допуская при этом не более одной ошибки.

Оценивая результаты, полученные при выполнении за­даний по таблицам Шульте, сравнивают время, затрачен­ное испытуемым на каждую таблицу. В норме она не превы­шает 1 минуты. На основании результатов строится график, который отражает степень истощаемости. Здоровые испыту­емые ведут поиск чисел в таблицах равномерно, иногда даже ускоряя темп работы к концу. Если темп неравномерный, это говорит о наличии повышенной истощаемости или за­поздалой врабатываемости. При гиперстеническом варианте астении «кривая истощаемости» характеризуется высоким начальным уровнем, резким спадом и тенденцией возврата к первоначальным показателям; при гипостеническом ва­рианте — невысоким исходным уровнем и неуклонным сни­жением показателей.

При исследовании подростков очень информативна и проста в применении методика отсчитывания чисел. Здесь выявляется степень активности и устойчивости внимания, возможность осуществления счетных операций. Ученику пред­лагается вычитать из 100 одно и то же число (двузначное, а если у него не получается счет, то однозначное). Испытуе­мого предупреждают, что считать он должен про себя, а вслух называть только полученное число. Фиксируется дли­тельность пауз между ответами (психолог ставит точки в промежутках между числами-ответами, т. е. осуществляет приблизительный хронометраж) и общее время опыта. При ошибочном выполнении вычитания подростку указывают на ошибку, и он пересчитывает снова. Ошибки в единицах и при переходе через десяток свидетельствуют об интеллекту­альной недостаточности, ошибки в десятках — о неустой­чивости внимания. При повышенной истощаемости резуль­таты ухудшаются к концу, хотя объективно выполнять зада­ние становится легче. В норме это задание подростки выполняют не более чем за 1 минуту.

Задания на переключение внимания применяются для оп­ределения подвижности психических процессов. Чаще все­го с этой целью используется таблица Шульте—Горбова. Инертность психических процессов диагностируется в том случае, если время, затраченное на эту таблицу, более чем в 2 раза превышает время, затрачиваемое (в среднем) на каждую из таблиц Шульте. Переключаемость внимания ис­следуется также с помощью модифицированной методики отсчитывания. В этом случае испытуемому предлагают вы­читать не одно и то же число, а 2 чередующихся, напри­мер, то 7, то 8. По результатам выполнения судят не толь­ко об инертности психических процессов, но и об их исто­щаемости.

В качестве проб на переключаемость внимания использу­ются также методика сложения с поочередно меняющими­ся слагаемыми, модификация методики корректурной про­бы, чередование антонимов и синонимов и др.

Исследование процессов зрительного восприятия проводится обычно в том случае, когда необходимо проверить степень сформированности у ребенка оптико-пространственных представлений, которые являются одной из предпосылок различения и усвоения букв и цифр. При нарушении зри­тельного восприятия узнавание силуэтных, контурных, не­завершенных, перечеркнутых или наложенных друг на дру­га рисунков затруднено.

Роль мнемических процессов (памяти) в усвоении зна­ний очевидна. В то же время исследование памяти имеет важное значение, потому что при многих психических за­болеваниях (особенно обусловленных органическим пора­жением головного мозга) наблюдаются расстройства мнемических процессов. Кроме того, результаты, полученные в ходе исследования памяти, отражают и состояние актив­ного внимания, и особенности протекания мыслительных процессов, и степень истощаемости нервной системы ре­бенка.

Тест зрительной памяти, по сути, проводится так же, как с дошкольниками, однако количество картинок увели­чивается до 30 и результаты фиксируются с первой пробы. Для надежности тест можно повторить на следующий день с другой серией картинок. объём слуховой памяти иссле­дуется аналогично с помощью специально подготовленных двух серий слов (по 30 слов). Слова произносятся с интерва­лом в 2 секунды. В норме дети запоминают от 16 до 22 слов и 15-20 картинок.

Помимо объема памяти (т. е. сколько объектов может удер­жать в памяти ребенок), важно знать особенности мнестической деятельности в процессе заучивания: объем, дина­мика активного запоминания, зависимость запоминания от характера материала, проверка запомнившегося материала через определенный временной интервал. С этой целью ис­пользуют методику запоминания 10 слов. Здоровые дети после первого предъявления запоминают 5—6 слов, а после тре­тьего — 8-мь. Через 30 минут (в ходе которых ребенок вы­полняет другие задания) испытуемого просят повторить за­помнившиеся ему слова. В норме ребенок воспроизводит все слова, что он выучил.

Исследование опосредованного запоминания проводит­ся с целью выяснения роли мышления3 в мнемических про­цессах. Ребенку зачитывают 10 пар слов, между которыми имеются смысловые связи, например: река—море, яблоко-груша и т. д. Затем психолог зачитывает первое слово, а испытуемый должен вспомнить второе. Обычно такой способ запоминания гораздо продуктивнее и здоровый ребенок с 1—2 раз выполняет задание полностью. В случае психическо­го недоразвития это задание сложнее для испытуемого, чем просто заучивание 10 слов.

Одним из методов исследования опосредованного запо­минания является методика пиктограмм. Ученику предлага­ют на листе бумаги делать карандашом зарисовки (кроме букв) на каждое слово, которое зачитывает психолог. При этом предупреждают, что качество рисунка роли не играет, главное, чтобы испытуемый потом смог, глядя на рисунок, вспомнить соответствующее слово. Всего называют 10—15 слов: сначала слова, имеющие конкретное содержание, а потом, убедившись, что выполнение задания доступно, сло­ва, обозначающие абстрактные понятия.

Методика пиктограмм применяется преимущественно для детей старше 11—12 лет. Анализируют не только рисунки, но и объяснения подростка о том, почему он так нарисовал. Полученные данные позволяют судить не только о логичес­кой памяти испытуемого (т. е. насколько опосредование слов в зрительных образах помогает запомнить их), но и об осо­бенностях мышления, личности подростка, его эмоциональ­ном состоянии, наличии психических заболеваний4.

Метки:

Pages: 1 2

Комментарии закрыты.