google-site-verification: google21d08411ff346180.html Как справиться с истерикой у ребенка с синдромом Аспергера | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Как справиться с истерикой у ребенка с синдромом Аспергера

Март 26th 2015 -

Аутизм

Истерика – это интенсивная эмоциональная и поведенческая реакция на «чрезмерную стимуляцию» (крайняя форма стресса у ребенка с синдромом Аспергера). Истерики запускаются реакцией «бежать или сражаться», когда в ответ на крайний стресс происходит выброс адреналина, что приводит к сильной тревожности и заставляет ребенка с синдромом Аспергера инстинктивно вести себя так, как будто его жизнь находится под угрозой.

Причины истерики при синдроме Аспергера у ребенка:

1. Ребенок не получает понятных ответов на свои вопросы.

2. Ребенок не понимает причину неожиданных перемен.

3. Ребенок испытывает сенсорную перегрузку.

4. Ребенку дали неоднозначные или непонятные задания.

5. Ребенку предоставили слишком широкий выбор.

6. Ребенок чему-то сильно удивился.

Возможные признаки приближающейся истерики:

1. Ребенок немеет, перестает говорить.

2. Появляются трудности с ответами на простые вопросы (когнитивная перегрузка).

3. Начинается крайнее сопротивление отклонениям от ритуалов или рутины.

4. Увеличение самостимулирующего поведения (например, махания кистями рук).

5. Быстрое хождение взад и вперед или хождение кругами.

6. Постоянные разговоры на одну и ту же излюбленную тему.

7. Повторение одних и тех же слов и фраз.

8. Заикание или затрудненная речь.

Что могут сделать родители:

1. Не надо награждать истерику, оказывая ребенку повышенное внимание. Вы совсем не хотите, чтобы ребенок с синдромом Аспергера решил, что это отличный способ произвести на вас впечатление.

2. Всегда заранее предупреждайте ребенка об окончании того или иного занятия, чтобы дать ему время приспособиться.

3. Предоставляйте ребенку контроль над небольшими решениями, чтобы он всегда чувствовал, что выбор остается за ним (например: «Тебе читать книгу сейчас, или когда ты переоденешься в пижаму?»).

4. Разрешите ребенку истерику (например, «Джо, я знаю, что у тебя бывает истерика, когда происходит нечто подобное, так что если хочешь, можешь прямо сейчас начинать»). Это прием реверсивной, то есть обратной психологии.

5. Если истерики происходят чаще, чем раз в неделю, и не уменьшаются по мере взросления ребенка, вам стоит обратиться за профессиональной помощью.

6. Истерики — признак фрустрации ребенка, который не может поступать так, как ему комфортно. Знайте пределы терпения вашего ребенка и старайтесь не заставлять его делать то, на что он неспособен. Предел терпения может варьироваться. Ребенок может хорошо справляться с какой-то ситуацией сегодня, но не завтра. Старайтесь определять ситуации, которые провоцируют истерики и менять их.

7. Попросите ребенка осознано воспроизвести свое типичное поведение в ситуации повышенного нервного возбуждения. Скажите ребенку, что это нормально, если у него истерика, и опишите, что он обычно делает в этой ситуации (например, «Когда ты так себя чувствуешь, ты обычно начинаешь ругаться, пинаться и плеваться, так что давай, начинай»).

8. Не забывайте награждать ребенка за хорошее поведение (например, «Ты был таким хорошим сегодня, так хорошо ждал в очереди на почте»).

9. Проанализируйте, может ли ребенок вести себя так, потому что ему не хватает вашего внимания. Даже негативное внимание лучше, чем никакое.

10. Крики и ругань просто не подействуют, скорее вы сами почувствуете, что находитесь на грани истерики. Помните, родители – это образец поведения для ребенка, так что демонстрируйте, как вести себя правильно.

11. Сохраняйте спокойствие. Признавайте эмоции ребенка (раздражение, скуку, усталость), но не вдавайтесь в длинные дискуссии, а просто скажите что-то вроде: «Скажи своими словами, что тебя беспокоит, давай попробуем все решить» или «Я знаю, что ты раздражен и хочешь уйти, но мне нужно, чтобы ты подождал еще несколько минут». Очень важно дать ребенку понять, что вы готовы обсудить проблему, обозначить ваши ожидания, и объяснить, чего вы от него хотите.

12. Всегда держите наготове что-нибудь, чтобы отвлечь ребенка с синдромом Аспергера от начинающейся истерики.

Для решения этой проблемы мамам и папам нужна помощь:

1. В поддержке братьев и сестер ребенка с синдромом Аспергера, которые могут испытывать раздражение из-за его истерик.

2. В создании более предсказуемой и структурированной окружающей среды для ребенка с синдромом Аспергера.

3. В поддержании в них веры в то, что эту проблему можно решить, просто им придется проявить настойчивость.

4. В разработке системы поощрений для желательного поведения и отсутствия какого-либо поощрения нежелательного поведения.

5. В том, чтобы придерживаться выработанного плана продолжительное время, пока тот не начнет действовать.

6. В улучшении социальных навыков ребенка.

7. В определении того, какие изменения в окружающей среде предотвращают истерики.

8. В определении того, какие действия помогают ребенку быть более гибким.

9. В поддержке их родительского авторитета.

10. В напоминании о сильных сторонах ребенка.

11. В том, чтобы перестать винить себя и других в проблемах ребенка.

12. В расстановке приоритетов.

Вопрос о приоритетах имеет особенно большое значение. Очень часто родители переживают из-за уборки комнат, доедания обеда, занятий на фортепьяно или домашних заданий, хотя это того не стоит. Некоторыми из этих проблем стоит заняться потом, когда ситуация в целом улучшится. Также, если какая-то ситуация слишком трудна для того, чтобы с ней справиться (например, взять ребенка на семейный отдых), то лучше договориться с няней или друзьями о присмотре за ребенком. В этом случае вы никому не испортите отдых. Объясните ребенку с синдромом Аспергера, что вы работаете вместе с ним над тем, чтобы решить проблему, и когда-нибудь он обязательно тоже поедет. Опять же, это вопрос приоритетов, когда важно сосредоточиться на поведении, которое приведет к быстрым результатам, или поведении, которое влияет на безопасность и здоровье.

Как правило, родители уже пробовали какие-то подходящие стратегии, чтобы справиться с истериками, но слишком быстро сдались, потому что не увидели немедленных улучшений. Когда мамы и папы берут ситуацию под контроль и стараются улучшить гибкость ребенка с синдромом Аспергера, то первоначальная реакция ребенка – ухудшение поведения. Даже если ему совсем не нравится нынешнее положение дел, его естественная реакция – держаться за то, что ему знакомо, а не иметь дело с чем-то новым. Мамы и папы должны верить в то, что они делают, и проявлять настойчивость, что бывает сложно после неудачных попыток контролировать истерики.

Источник: Сайт «Про аутизм»

96

Метки:

Комментарии закрыты.