google-site-verification: google21d08411ff346180.html Игры и занятия с особым ребенком. Руководство для родителей (продолжение) | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Игры и занятия с особым ребенком. Руководство для родителей (продолжение)

Октябрь 28th 2017 -

Игры и занятия с особым ребенком

Глава 75.Социальное развитие

8. Эмоциональное развитие

Теория

ИГРЫ И ЗАНЯТИЯ

Получение реакции
Некоторые дети с особыми нуждами не проявляют интереса к людям и окружающему миру и не идут на контакт со взрослыми. «Разбудить» такого ребенка — одна из труднейших задач для родителей. Обычно родители как сознательно, так и подсознательно стремятся отыскать то, что вызовет отклик у ребенка: очень важно, чтобы они не прекращали попыток и не отвергали ребенка, даже если он им не отвечает, но снова и снова продолжали улыбаться ему, брать на руки, ласкать его и искать игры и занятия, которые ему понравятся.

Еще до того, как мы поняли, что с нашим сыном что-то неладно, мы обнаружили, что единственная игра, способная его расшевелить,— щекотка. Мы часто играли с ним в «щекотики», и в 18 месяцев он впервые начал игру сам — протянул руку, показывая, что хочет поиграть еще. Какой это был чудесный миг!

Вам может казаться, что постоянное повторение одной и той же любимой игры (будь то «щекотики», качание на коленях или пускание мыльных пузырей) не приносит ребенку никакой пользы. Это не так. Наслаждение игрой не только приятно, но и полезно: оно стимулирует освоение новых навыков. Если ребенку нравится пускать пузыри, это дает ему повод указать на них рукой, или произнести слово «пузыри», или подползти к ним поближе, или поиграть в пускание пузырей с другими детьми.

Следите за тем, как ваш ребенок реагирует на происходящее, Даже самая слабая реакция —ключ к его чувствам.

Ниже вы найдете идеи развлечений, которые могут привлечь ребенка. Помните, что ребенку с особыми нуждами для реакции требуется больше времени, и не торопите его.

Как привлечь внимание ребенка

Чтобы привлечь внимание ребенка, прежде всего сделайте что-то неординарное, не похожее на то, к чему он привык.

Самый легкий путь — надеть на себя что-то необычное.

Игрушки, на которые интересно смотреть

Ребенка могут заинтересовать самые различные вещи, например ярко раскрашенные игрушки (особенно игрушки с мигающими лампочками), а также разные фонарики и необычные светильники. Часто дети любят смотреть на заводные механические игрушки, машинки, а также на мыльные пузыри.

Физические игры

— Играйте в игры со щекоткой (тексты песенок приводятся в гл.4, с. 55-56).
— Качайте ребенка на коленях (тексты соответствующих песенок см. там же).
— Обнимайте и ласкайте ребенка.
— Катайте ребенка по кровати, кружите вокруг себя, подбрасывайте и ловите, прыгайте вверх-вниз с ребенком на руках.

Звуки

Используйте музыку:

— Играйте на любых музыкальных инструментах: гитаре, барабане, духовых инструментах; ставьте магнитофонные записи.
— Пойте ребенку детские песенки или ваши любимые песни.
— Играйте с ребенком на детских музыкальных инструментах, например на ксилофоне или детском пианино. Используйте «звучащие» игрушки — волчок и др.
— Берите ребенка на концерты «живой» музыки. Если у вас нет такой возможности, слушайте с ним уличных музыкантов.

Однажды, гуляя по Уинчестерскому собору, мы случайно попали на репетиции Борнмутского симфонического оркестра. Наш сын был так потрясен звучанием целого оркестра в зале с прекрасной акустикой, что ни за что не хотел уходить.

Запахи

— Попробуйте сделать «ароматные коробочки». Возьмите несколько маленьких коробочек, например из-под драже «Тик-так», наполните их пахучими веществами (специями, кофе, чаем, измельченными апельсиновыми корками) и давайте ребенку понюхать.
— Смочите ватку духами, лосьоном после бритья, одеколоном и т.п. и дайте ребенку понюхать.
— Используйте масла для ароматерапии.

Осязание

— Давайте ребенку ощупывать предметы, изготовленные из материалов, вызывающих различные тактильные ощущения: гладких (шелк и бархат), грубых, колючих (щетка для волос), холодных, теплых, твердых (камень), мягких (мех) и т.п.

Чувство своего тела

— Прикасайтесь к ребенку, поглаживайте и массируйте части его тела.
— Играйте с его руками и ногами: берите, сжимайте и встряхивайте их.
— Щекочите ребенка, например пробегая пальцами по всему телу, от пяток до самой макушки.
— Поместите ребенка в узкое замкнутое пространство или у стены, чтобы при движении он соприкасался с иной поверхностью.
— Пусть ребенок играет с погремушками, издающими звуки при движении. Если ребенок не умеет брать предметы, можно привязать погремушку к его запястью или использовать рукавички с нашитыми на них колокольчиками. Можно также привязать погремушки к ногам или нашить на носки, чтобы они издавали звук при движении ног ребенка и таким образом стимулировали их.

Понятие своего «Я»

Первые части тела, которые узнает ребенок,— это обычно глаза, рот и нос. За ними следуют волосы, руки и живот.

— Используйте естественные возможности для того, чтобы называть ребенку части его тела.

Самый очевидный повод — купание, когда вы моете по очереди каждую часть тела. Но можно также использовать смену подгузников, во время которой называть живот, попку, ноги и т.д., а одеваясь, поговорить о руках, ногах и т.п.

— Пойте песенки, в которых называются части тела, например «Ладушки» или любые другие:

Потягунюшки, порастунюшки,
Поперек толстунюшки,
А в ручки — хватунюшки,
А в глазки — смотрюнюшки,
А в роток — говорок,
А в головку — разумок!

—Ножки, ножки, куда вы спешите?
—В лесок, во борок
Грибы-ягоды сбирать,
Нашу детку угощать!

Пальчик толстый и большой
В сад за сливами пошел.
Указательный с порога
Указал ему дорогу,
Средний пальчик—самый меткий,
Он сбивает сливы с ветки.
Безымянный поедает,
А мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает.

Дарики-дарики,                   Хлопаем в ладоши.
Летели комарики,               Показываем.
З-з-з!                                    Складываем пальцы в щепоть.
Вились, вились,                 Руки совершают круговые движения.
В носик вцепились!           «Комарики» вцепляются в носик
(ручку, ножку, ушко, пятку, коленку и т.д.).

— Показывайте ребенку большие и четкие изображения людей, называйте части их тела.
— Посадите ребенка к себе на колени. Прикасайтесь к различным частям его тела, а затем к своим, и называйте их. Например: «Это моя коленка. А это твоя коленка».
— Показывайте ребенку части тела на куклах.
— Используйте зеркало следующими способами:

1. Побудите ребенка прикасаться к различным частям своего лица в зеркале.
2. Показывая на отражение в зеркале, называйте имя ребенка.
3. Испачкайте ребенку нос или щеку губной помадой или пеной для бритья. Покажите ему его отражение в зеркале, а потом, не отходя от зеркала, побудите его стереть помаду или сотрите сами. Это упражнение помогает ребенку осознать, что в зеркале он видит самого себя.
4. Встаньте с ребенком перед большим зеркалом. Стройте забавные гримасы и смотрите, станет ли ребенок вам подражать.
5. Поиграйте с зеркалом в прятки, закрывая его, а потом снова показывая ребенку его лицо.

Метки:

Pages: 1 2

Оставьте комментарий!