google-site-verification: google21d08411ff346180.html Формирование жизненных компетенций у обучающихся с расстройствами аутистического спектра | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Формирование жизненных компетенций у обучающихся с расстройствами аутистического спектра

Апрель 28th 2018 -

2.4 Генерализация навыков

При формировании жизненных компетенций важно помнить о том, что формируемый навык ученику придется применять в самых разных условиях. Чаще всего у детей с РАС обобщение навыков требует отдельного обучения, а не происходит само собой. Для того чтобы ребенок смог применить навык в естественных условиях, специалистам нужно продумать, как обучить ребенка обобщенному навыку.

Обобщение навыка в ходе общения с окружающими

Этот параметр обобщения особенно важен для коммуникативных компетенций. Он означает, что ученик с РАС должен уметь применять полученные коммуникативные навыки в общении с разными людьми: взрослыми и сверстниками. Навык может считаться обобщенным в этом плане, когда ученик способен продемонстрировать его в общении минимум с тремя разными людьми. Это служит гарантией того, что ученик не зависит от подсказок, которые ему может давать педагог, обучающий этому навыку. Подсказками в данном случае могут служить интонации, определенные шаблонные слова, порядок слов в предложениях, выражение лица, жесты и т.д. Наличие трех разных собеседников позволяет избежать этих подсказок.

Например:

—  если мы обучаем ребенка вести диалог о прошедших событиях, нужно провести занятие по обучению этому навыку с тремя различными собеседниками;
—  если мы хотим научить ребенка делать покупки в магазине, где необходимо общаться с продавцом, нужно распланировать занятия таким образом, чтобы ребенок при тренировочном походе в магазин встретил там трех разных продавцов.

Обобщение навыка по месту его применения

Ученики с РАС нередко стереотипны в плане обучения. Часто они привыкают к тому, что есть специально отведенное место для обучения: школа, кабинет дефектолога, письменный стол дома. При формировании жизненных компетенций важно помнить, что ученику будет необходимо применять навыки в самых разных ситуациях. Для того чтобы обобщить формируемые навыки по месту их применения, нужно организовать занятия минимум в трех различных местах.

Например:

—  если мы учим ребенка производить все необходимые гигиенические процедуры перед посещением бассейна, необходимо найти три разных бассейна и провести занятие в каждом из них;
—  если целевым навыком при обучении является оплата покупок банковской картой, нужно найти три различных магазина, в которых установлены одинаковые терминалы оплаты, кассиры в которых будут согласны помочь ребенку научиться делать это.

Обобщение навыка по материалу

Для того чтобы эффективно демонстрировать навыки, ученику с РАС необходима тренировка в различении большого количества материалов. Ученикам придется научиться:

—  находить свое место в зрительном зале по разным билетам;
—  оплачивать покупки в разных терминалах;
—  звонить с разных телефонов;
—  выбирать блюда в разных меню и т.д.

С точки зрения обучения, этот параметр обобщения можно назвать наиболее сложным из-за естественного обилия разнообразных стимулов, которые крайне сложно точно воспроизвести в обучающей ситуации.

При подготовке к обучению какому-либо навыку необходимо заранее продумывать, каким образом в процессе обучения можно будет создать условия для обобщения навыка по всем параметрам.

Ученикам с РАС чаще всего бывает сложно применить усвоенный навык в совершенно новых условиях. Поэтому на начальном этапе обобщения навыков ученикам, вероятнее всего, понадобится помощь взрослых. Уровень и объем этой помощи, как и при любом другом обучении, постепенно сводятся на нет.

Глава 2 ч.1Начало / Глава 3

Внимание! Особым детям Алчевской Духовной Лечебницы нужна твоя помощь

Святитель Николай Сербский

Связаться с волонтёром Алчевской духовной лечебницы можно через соцсети: FB vk ok

тел.МТС Украина +380501315113; Лугаком +380721485735

Метки:

Pages: 1 2

Комментарии закрыты.