google-site-verification: google21d08411ff346180.html Формирование жизненных компетенций у обучающихся с расстройствами аутистического спектра | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Формирование жизненных компетенций у обучающихся с расстройствами аутистического спектра

Апрель 25th 2018 -

Составление истории. При составлении социальных историй используются различные типы предложений, представленные в таблице 1.

Различные типы предложений, представленные в таблице

Различные типы предложений, представленные в таблице

Чтобы социальная история работала эффективно, она должна быть составлена по определенным правилам с соблюдением конкретного соотношения предложений разных типов. Кэрол Грей рекомендует использовать предложения в следующем соотношении: 1 директивное предложение на 2–5 описательных или перспективных. Подтверждающие и поддерживающие предложения являются вспомогательными, поэтому их наличие зависит от остальных предложений. Незавершенным, в свою очередь, может быть любое предложение.

Например:

— По воскресеньям мы с мамой, папой и братом ходим в кафе (описательное). В кафе есть вкусные пирожные и сок (описательное). Мой брат очень радуется, когда мы идем в кафе (перспективное).

— При входе в кафе нужно снять куртку и сесть за свободный столик (директивное). Нам приносят меню (описательное). В меню есть еда и напитки (описательное). Когда все выбрали себе еду и напиток, папа или мама зовут официанта (описательное). Если мне трудно выбрать, мама и папа могут мне подсказать (поддерживающее).

— Когда к нам подходит официант, нужно назвать ему то, что я выбрал (директивное). Нужно говорить тихим и спокойным голосом, а в конце сказать «спасибо» (директивное). Это очень важно (подтверждающее). Когда я разговариваю вежливо, мои родители радуются (перспективное).

После этого нужно подождать (описательное). Пока я жду, я могу тихо поиграть в планшет или в телефон, или поговорить с родителями (директивное). Людям в кафе приятно, когда я спокойно жду свою еду (перспективное).

— Когда приносят еду, нужно сказать официанту «спасибо» (директивное). Когда я говорю «спасибо», официанту приятно, и он улыбается мне (перспективное). Мы едим нашу еду, пьем напитки и разговариваем (описательное). После кафе мы можем пойти в парк, в магазин или домой (описательное).

Иллюстрации. Иллюстрирование социальной истории может сделать ее более конкретной и понятной для ребенка или подростка с РАС. Наиболее эффективными иллюстрациями являются фото самого ребенка, выполняющего описанное в истории действие. Часто для создания таких иллюстраций требуется значительное время, так как ребенок может демонстрировать нежелательное поведение в процессе выполнения нужного действия. Такое фото не может иллюстрировать социальную историю.

Другим вариантом иллюстраций могут стать схематичные рисованные изображения. Самым главным критерием при выборе варианта изображения должны стать индивидуальные особенности ребенка: насколько схематичный рисунок будет ему понятен.

Как использовать социальные истории. Ребенок, подросток или взрослый человек с аутизмом знакомятся с социальной историей, читая или слушая ее. Если ребенок умеет читать, он читает историю самостоятельно. Если ребенок не умеет читать, историю могут прочитать родители, учитель, тьютор или другой взрослый.

Важно, чтобы первое прочтение истории состоялось в благоприятной обстановке, когда ребенок спокоен. В таком случае, вероятнее всего, у него возникнут приятные ассоциации с процессом чтения истории.

Следовательно, стоит избегать ситуаций, когда ребенок устал или раздражен, чтобы читать социальную историю.

После того как история прочитана в первый раз, нужно обсудить ее с ребенком. Это поможет понять, насколько он понял смысл истории.

Возможно, придется заменить какие-то слова на более понятные, возможно, – что-то добавить. Кроме того, после первого ознакомления с историей можно добавить контролирующие предложения в ее текст.

В дальнейшем социальная история должна быть прочитана ребенку или ребенком один раз в день. По мере освоения действий, описанных в социальной истории, читать можно менее регулярно. Если в социальной истории описан навык или модель поведения для ситуации, происходящей достаточно редко, историю можно читать накануне события.

Так, если у ребенка есть трудности при пользовании общественным транспортом, на котором он ежедневно ездит в школу, социальная история, описывающая правила поведения в метро и автобусе, должна повторяться каждое утро перед поездкой. А историю о походе в кинотеатр можно читать только вечером накануне и утром, перед тем как идти в кино.

По мере того как ребенок будет осваивать новые навыки, и будет меняться его поведение, должны меняться и сами истории. Они могут становиться сложнее, в них могут повышаться требования к выполнению определенных действий. Самое главное, чтобы тот набор историй, которые в данный момент есть у ребенка, отвечал его ежедневным потребностям.

Ограничения в использовании.

С момента разработки концептуальной основы использования социальных историй метод претерпел значительные изменения. Изначально разработанные для обычных детей в школах, социальные истории применяются в настоящее время для решения очень широкого спектра задач в работе с детьми с РАС. Однако есть определенные ограничения в их использовании.

Самое главное из них: ребенок, для которого разрабатывается социальная история, должен хорошо понимать устную речь. В данном случае слово «хорошо» обозначает, что ребенок не просто выполняет инструкции взрослого в определенном контексте (принести ложку по просьбе мамы, когда та накрывает на стол), а может ответить на вопросы по содержанию прочитанного текста. В противном случае чтение социальной истории не будет достаточно эффективно работать в качестве метода развития функциональных навыков. Детям с ограничениями в понимании речи будет целесообразно подобрать другой инструментарий для формирования жизненных компетенций.

Глава 1/ Начало / Глава 2. ч.2

Святитель Николай Сербский

Связаться с волонтёром Алчевской духовной лечебницы можно через соцсети: FB vk ok

тел.МТС Украина +380501315113; Лугаком +380721485735

Метки:

Pages: 1 2

Комментарии закрыты.