google-site-verification: google21d08411ff346180.html Фор- мирование жизненных компетенций у обучающихся с расстрой- ствами аутистического спектра | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Формирование жизненных компетенций у обучающихся с расстрой- ствами аутистического спектра

Апрель 11th 2018 -

Аутизм

ГЛАВА I. Оценка уровня сформированности жизненных компетенций у обучающихся с расстройствами аутистического спектра

Согласно ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (РАС), индивидуальная программа обучения жизненным компетенциям строится на основе предварительной диагностической процедуры, которая позволяет обнаружить имеющиеся дефициты.

Жизненные компетенции (навыки) можно достаточно условно распределить по нескольким сферам жизнедеятельности человека. Прежде всего, это навыки, необходимые для самообслуживания, к которым, в частности, относятся умение самостоятельно есть, одеваться, пользоваться туалетом и прочее. Для детей с низким уровнем функционирования формирование этих компетенций зачастую становится основной целью обучения. В то же время дети с высокофункциональным аутизмом или с синдромом Аспергера также нередко демонстрируют определенные проблемы в этой сфере. Например, начав одеваться, ребенок не всегда может довести начатое до конца: он надевает только часть одежды или начинает ее снимать, вместо того чтобы продолжать одеваться.

Самостоятельность в быту и в социуме возможна только при соблюдении правил безопасного поведения. Поэтому формирование навыков личной безопасности также необходимо всем детям с РАС.

Важнейшей жизненной компетенцией является способность принимать решения в нестандартной ситуации. Например, ребенок, который умеет сам переходить дорогу в определенном месте, может столкнуться с проблемой, если светофор сломан. Другим примером может служить ситуация, когда ребенок забыл или потерял деньги и не может купить
еду во время экскурсии. В Листе оценки жизненных компетенций эти навыки не конкретизированы. Специалисты, которые занимаются с ребенком, вместе с родителями должны сформулировать их конкретно, в зависимости от того, с какой именно проблемой может столкнуться ребенок с наибольшей вероятностью.

Очевидно, что владение бытовыми навыками необходимо для самостоятельной жизни. В эту сферу также включены компетенции, позволяющие ребенку самостоятельно занимать себя дома во время досуга [6].

Нарушения социального взаимодействия встречаются у всех детей с РАС [2]. Для повышения качества жизни надо формировать компетенции, необходимые для взаимодействия с другими людьми и доступа к общественным ресурсам. Ранние социальные навыки связаны с взаимодействием со взрослым: ребенок имитирует действия взрослого, радуется общению с ним, инициирует игру. Позже ребенок начинает интересоваться сверстниками и взаимодействовать с ними. Для полноценного общения необходимы такие жизненные компетенции как соблюдение правил, умение ждать свою очередь, способность разрешать конфликты (сначала с помощью взрослого, а затем самостоятельно), например, определять, кто будет первым в игре. Важнейшим навыком является способность контролировать проявление своих чувств – использовать копинг-стратегии.

Социальные навыки требуются также и для посещения общественных мест: кафе, кинотеатра, бассейна и пр.

В отдельную группу выделяются жизненные компетенции, необходимые для интеграции в школьную среду [5].  Выполнение инструкций, в том числе фронтальных, соблюдение правил, принятых в классе, способность самостоятельно выполнять задание до конца, бережно относиться к своему и чужому имуществу и многое другое необходимо для
успешной интеграции ребенка с РАС в школу. Чем больше общественно полезных навыков будет сформировано, тем большие возможности продуктивно обучаться в разнообразных условиях получит ребенок.

Несмотря на то, что в данном пособии речь идет о детях с РАС, обучающихся в начальной школе, в специальный раздел выделены ранние компетенции, необходимые для выбора профессии и будущего трудоустройства. К ним, в частности, относятся: интерес к различным профессиям, понимание функции денег, адекватная реакция на неудачу и пр.

Ниже представлен перечень жизненных компетенций, необходимых для развития самостоятельности, безопасного поведения, социального взаимодействия, для доступа к обучению, к общественным ресурсам и работе, участия в развлекательных и досуговых мероприятиях.

Оценка уровня сформированности навыка производится следующим образом:

— ребенок выполняет описанные действия самостоятельно;
— ребенку необходима помощь;
— ребенок никогда не выполняет описанные действия.

В тех случаях, когда навык сложен для освоения ребенком, его следует разбить на более мелкие составляющие части (действия, операции), включить их в программу обучения и провести оценку каждого из них.

Например, ребенок может есть вилкой, сам ест ложкой густую пищу, но не может есть ложкой жидкую пищу.
При оценке умения сотрудничать с другими навык следует оценивать следующим образом:

— вместе с другими планирует и участвует в совместных мероприятиях (совместная игра, соревнование, другая совместная деятельность) на уровне, ожидаемом для сверстников с типичным развитием;

— при планировании совместной деятельности соглашается на предложения других. Но во время деятельности эпизодически начинает выполнять действия без ориентации на партнеров;
— при планировании совместной деятельности настаивает на своем, не учитывает интересы и пожелания других; в случае отказа принять его требования, может избегать совместной деятельности;
— эпизодически (самостоятельно или с помощью взрослого) включается в совместную деятельность, но быстро теряет интерес;
избегает совместной деятельности; может бурно реагировать при попытках включения его в совместную деятельность.

Перечень может быть дополнен другими навыками, которые педагоги и родители сочтут необходимыми.

Для оценки уровня сформированности жизненных компетенций у обучающегося с РАС можно использовать «Лист оценки жизненных компетенций», включающий в себя следующие блоки:

— самообслуживание;
— навыки личной безопасности и принятия решений;
— бытовые навыки;
— социальные навыки;
— домашний досуг;
— ранние навыки, необходимые для выбора профессии и будущего трудоустройства
— навыки, необходимые для интеграции в школьную среду.

Метки:

Pages: 1 2 3

Оставьте комментарий!