Формирование стереотипа учебного поведения
Март 5th 2018 -
Организация работы по формированию стереотипа учебного поведения
Коррекционная работа в этом направлении проводится как в рамках урочной, так и в рамках внеурочной деятельности.
Если стереотип учебного поведения не сформирован, то на первых этапах наиболее целесообразно проводить эту работу в индивидуальном режиме, на том рабочем месте, которое ребенок займет впоследствии в классе.
Такая работа может быть организована путем создания индивидуального учебного плана, в соответствии с которым большинство уроков и занятий с ребенком проводится индивидуально.
Значительная часть внеурочной коррекционно-развивающей работы будет также отводиться на формирование этих навыков.
Когда в ходе индивидуальной работы стереотип учебного поведения сформировался, необходимо осуществить перенос навыков в мини-группу, подгруппу, а затем — в класс.
При работе в классе организуется сопровождение тьютора.
Если у ребенка с РАС не возникает проблем с организацией собственного поведения в учебной ситуации, то стереотип учебного поведения можно считать сформированным. Тогда дальнейшая работа по закреплению и отработке этих навыков осуществляется уже в рамках классно-урочной системы. Внеурочные часы отводятся на другие направления коррекционно-развивающей работы.
Таким образом, работа по формированию стереотипа учебного поведения в школе является крайне важной. Она обеспечивает базу для дальнейшего обучения и социализации детей с РАС.
Пример формирования стереотипа учебного поведения (кейс)
Информация о ребенке
Имя ребенка: Оля
Возраст: 7 лет
Программа: АОП на основе АООП НОО вариант 8.1
Класс: 1 класс
Форма организации образования: инклюзивный класс
Описание проблемной ситуации
Девочка была зачислена в первый класс общеобразовательной школы. Рекомендации ПМПК включали обучение по адаптированной образовательной программе на основе АООП 8.1, коррекционные занятия с педагогом-психологом и учителем-логопедом. Дошкольное учреждение О. не посещала.
Основные проблемы: девочка отказывается выполнять инструкции педагога. По просьбе педагога может выполнять отдельные задания (например, задание обвести по контуру, задания с карточками). Если педагог настаивает на выполнении задания, О. начинает кричать. Также наблюдается такое поведение как агрессия, разбрасывание предметов. Нахождение за столом во время занятия не превышает пяти минут. О. может встать и ходить по классу или лечь на пол возле парты.
Таким образом, по результатам наблюдения за О. в классе были отмечены трудности в формировании базовых навыков учебного поведения.
Цели коррекционной работы с ребенком
Научить девочку:
1. Садиться за стол по устной инструкции педагога и по звонку на урок.
2. Находиться за столом до получения разрешения от учителя встать.
3. Выполнять задание по устной инструкции педагога.
4. Сидеть за столом, ожидая задания.
Перспективная цель: довести время нахождения за столом на уроке до 15 минут (структура урока: 15 минут занятие, 5 минут перерыв, 15 минут занятие) с последующим постепенным увеличением времени до 30-35 минут.
Ход работы
Работа по формированию выбранных навыков была разделена на несколько этапов.
Предварительный этап: Выявление мотивационных стимулов О.
Проведено анкетирование родителей, наблюдение за О., чтобы выявить интересующие ее предметы и виды деятельности. Проведено тестирование мотивационных стимулов, чтобы выбрать стимулы для использования на занятиях. По итогам были выбраны такие виды деятельности как раскрашивание и просмотр мультфильмов.
Был составлен список инструкций, которые О. выполняет чаще всего, и выполнение которых дается ей легко.
Первый этап
Подготовлена плашка с шестью жетонами. На первом этапе пять жетонов уже были на плашке.
На отдельном столе поставили ноутбук. Там же лежали раскраски с карандашами. Когда О. садилась за стол, ей включали мультфильм, который она любила, и ставили таймер на 2 минуты. После звонка таймера педагог выключал мультфильм и переходил вместе с О. за парту. Как только О. садилась за парту, ее хвалили за то, что она хорошо сидит. Одновременно с этим давали шестой жетон. После показывали, что все шесть жетонов собраны, и за это она получает «приз» — возможность продолжить просмотр мультфильма. После того как О. трижды спокойно самостоятельно переходила за парту по звонку таймера и по инструкции педагога, этап считался завершенным.
Второй этап
На втором этапе на плашке оставалось 4 жетона. Когда О. садилась за парту, педагог ее хвалила и в быстром темпе с минимальными интервалами (менее одной секунды) выдавала ей два оставшихся жетона. После этого О. могла возвращаться к своей мотивационной деятельности. Этап считался завершенным после того как О. трижды спокойно дожидалась двух жетонов, прежде чем встать из-за парты.
Третий этап
На третьем этапе было увеличено время между подачей двух жетонов. Начиная с интервала в одну секунду и до интервала в три секунды.
Четвертый этап
На плашке остается три жетона. Когда О. садится за стол, ее хвалят и дают один жетон за то, что она хорошо сидит за партой. После этого педагог дает ей задание из списка простых инструкций, который был составлен на предварительном этапе. Это должно быть очень короткое и простое задание, которое О. точно может выполнить. Ее хвалят за выполнение задания и дают второй жетон. После интервала в 2-3 секунды О. хвалят еще раз за то, что она хорошо сидит, и дают третий жетон. Педагог обращает внимание О., что все жетоны собраны, и она может получить «приз» и вернуться к мотивационной деятельности. Постепенно увеличивается количество заданий и жетонов, которые нужно заработать, прежде чем встать из-за стола. Жетоны доводятся до шести.
Пятый этап
Начинается постепенное усложнение заданий. Постепенно увеличивается интервал между подачей жетонов, чтобы довести время работы за столом до 15 минут. Жетоны предоставляются за каждый второй-тре- тий правильный ответ. Раз в три-четыре минуты предоставляется жетон за нахождение за столом.
Достигнутые результаты
За две недели в рамках индивидуальной коррекционной работы поставленные цели были достигнуты.
Рекомендации по дальнейшей работе
Отработать (генерализовать) навыки в малой группе, затем организовать поэтапное включение ребенка в класс, сохраняя жетонную систему подкрепления.
Источник:
Хаустов А.В., Богорад П.Л., Загуменная О.В., Козорез А.И., Панцырь С.Н., Никитина Ю.В., Стальмахович О.В. «Психолого-педаго- гическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра». Методическое пособие / Под общ. ред. Хаустова А.В.
М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. 125с.
Связаться с волонтёром Алчевской духовной лечебницы можно через соцсети:
тел.МТС Украина +380501315113; Лугаком +380721485735
Метки: аутизм