google-site-verification: google21d08411ff346180.html Формирование стереотипа учебного поведения | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Формирование стереотипа учебного поведения

Март 5th 2018 -

Организация работы по формированию стереотипа учебного поведения

Коррекционная работа в этом направлении проводится как в рамках урочной, так и в рамках внеурочной деятельности.

Если стереотип учебного поведения не сформирован, то на первых этапах наиболее целесообразно проводить эту работу в индивидуаль­ном режиме, на том рабочем месте, которое ребенок займет впослед­ствии в классе.

Такая работа может быть организована путем создания индивиду­ального учебного плана, в соответствии с которым большинство уроков и занятий с ребенком проводится индивидуально.

Значительная часть внеурочной коррекционно-развивающей работы будет также отводиться на формирование этих навыков.

Когда в ходе индивидуальной работы стереотип учебного поведе­ния сформировался, необходимо осуществить перенос навыков в ми­ни-группу, подгруппу, а затем — в класс.

При работе в классе организуется сопровождение тьютора.

Если у ребенка с РАС не возникает проблем с организацией соб­ственного поведения в учебной ситуации, то стереотип учебного пове­дения можно считать сформированным. Тогда дальнейшая работа по закреплению и отработке этих навыков осуществляется уже в рамках классно-урочной системы. Внеурочные часы отводятся на другие на­правления коррекционно-развивающей работы.

Таким образом, работа по формированию стереотипа учебного по­ведения в школе является крайне важной. Она обеспечивает базу для дальнейшего обучения и социализации детей с РАС.

Пример формирования стереотипа учебного поведения (кейс)
Информация о ребенке

Имя ребенка: Оля
Возраст: 7 лет
Программа: АОП на основе АООП НОО вариант 8.1
Класс: 1 класс

Форма организации образования: инклюзивный класс

Описание проблемной ситуации

Девочка была зачислена в первый класс общеобразовательной шко­лы. Рекомендации ПМПК включали обучение по адаптированной обра­зовательной программе на основе АООП 8.1, коррекционные занятия с педагогом-психологом и учителем-логопедом. Дошкольное учрежде­ние О. не посещала.

Основные проблемы: девочка отказывается выполнять инструкции педагога. По просьбе педагога может выполнять отдельные задания (например, задание обвести по контуру, задания с карточками). Если педагог настаивает на выполнении задания, О. начинает кричать. Также наблюдается такое поведение как агрессия, разбрасывание предметов. Нахождение за столом во время занятия не превышает пяти минут. О. может встать и ходить по классу или лечь на пол возле парты.

Таким образом, по результатам наблюдения за О. в классе были отме­чены трудности в формировании базовых навыков учебного поведения.

Цели коррекционной работы с ребенком

Научить девочку:

1. Садиться за стол по устной инструкции педагога и по звонку на урок.
2. Находиться за столом до получения разрешения от учителя встать.
3. Выполнять задание по устной инструкции педагога.
4. Сидеть за столом, ожидая задания.

Перспективная цель: довести время нахождения за столом на уроке до 15 минут (структура урока: 15 минут занятие, 5 минут перерыв, 15 минут за­нятие) с последующим постепенным увеличением времени до 30-35 минут.

Ход работы

Работа по формированию выбранных навыков была разделена на не­сколько этапов.

Предварительный этап: Выявление мотивационных стимулов О.

Проведено анкетирование родителей, наблюдение за О., чтобы вы­явить интересующие ее предметы и виды деятельности. Проведено тестирование мотивационных стимулов, чтобы выбрать стимулы для использования на занятиях. По итогам были выбраны такие виды дея­тельности как раскрашивание и просмотр мультфильмов.

Был составлен список инструкций, которые О. выполняет чаще все­го, и выполнение которых дается ей легко.

Первый этап

Подготовлена плашка с шестью жетонами. На первом этапе пять же­тонов уже были на плашке.

На отдельном столе поставили ноутбук. Там же лежали раскраски с карандашами. Когда О. садилась за стол, ей включали мультфильм, который она любила, и ставили таймер на 2 минуты. После звонка тай­мера педагог выключал мультфильм и переходил вместе с О. за пар­ту. Как только О. садилась за парту, ее хвалили за то, что она хорошо сидит. Одновременно с этим давали шестой жетон. После показывали, что все шесть жетонов собраны, и за это она получает «приз» — возмож­ность продолжить просмотр мультфильма. После того как О. трижды спокойно самостоятельно переходила за парту по звонку таймера и по инструкции педагога, этап считался завершенным.

Второй этап

На втором этапе на плашке оставалось 4 жетона. Когда О. садилась за парту, педагог ее хвалила и в быстром темпе с минимальными ин­тервалами (менее одной секунды) выдавала ей два оставшихся жетона. После этого О. могла возвращаться к своей мотивационной деятельно­сти. Этап считался завершенным после того как О. трижды спокойно дожидалась двух жетонов, прежде чем встать из-за парты.

Третий этап

На третьем этапе было увеличено время между подачей двух жето­нов. Начиная с интервала в одну секунду и до интервала в три секунды.

Четвертый этап

На плашке остается три жетона. Когда О. садится за стол, ее хвалят и дают один жетон за то, что она хорошо сидит за партой. После этого педагог дает ей задание из списка простых инструкций, который был составлен на предварительном этапе. Это должно быть очень короткое и простое задание, которое О. точно может выполнить. Ее хвалят за вы­полнение задания и дают второй жетон. После интервала в 2-3 секунды О. хвалят еще раз за то, что она хорошо сидит, и дают третий жетон. Педагог обращает внимание О., что все жетоны собраны, и она может получить «приз» и вернуться к мотивационной деятельности. Посте­пенно увеличивается количество заданий и жетонов, которые нужно заработать, прежде чем встать из-за стола. Жетоны доводятся до шести.

Пятый этап

Начинается постепенное усложнение заданий. Постепенно увеличи­вается интервал между подачей жетонов, чтобы довести время работы за столом до 15 минут. Жетоны предоставляются за каждый второй-тре- тий правильный ответ. Раз в три-четыре минуты предоставляется жетон за нахождение за столом.

Достигнутые результаты

За две недели в рамках индивидуальной коррекционной работы по­ставленные цели были достигнуты.

Рекомендации по дальнейшей работе

Отработать (генерализовать) навыки в малой группе, затем органи­зовать поэтапное включение ребенка в класс, сохраняя жетонную систе­му подкрепления.

Источник:

Хаустов А.В., Богорад П.Л., Загуменная О.В., Козорез А.И., Панцырь С.Н., Никитина Ю.В., Стальмахович О.В. «Психолого-педаго- гическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутисти­ческого спектра». Методическое пособие / Под общ. ред. Хаустова А.В.

М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. 125с.

Святитель Николай Сербский

Связаться с волонтёром Алчевской духовной лечебницы можно через соцсети: FB vk ok

тел.МТС Украина +380501315113; Лугаком +380721485735

Метки:

Pages: 1 2 3

Комментарии закрыты.