google-site-verification: google21d08411ff346180.html Формирование стереотипа учебного поведения | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Формирование стереотипа учебного поведения

Март 5th 2018 -

— Умение ждать

Умение ждать — это важнейший навык, который необходим для по­вседневной жизни. У детей с РАС этот навык на момент поступления в школу часто не сформирован. Они не могут ждать учителя и других детей в ходе режимных моментов, по окончании урока, при переходе в столовую и т.д. Неумение ждать в большинстве случаев приводит к дезадаптивному поведению. Также данный навык важен для обуче­ния другим более сложным социальным навыкам: отвечать на вопрос учителя после поднятия руки, при играх с переходом ходов.

Эффективные приемы работы:

  • пошаговое обучение (постепенное увеличение времени ожидания);
  • использование таймеров и часов, наглядно демонстрирующих, сколько времени осталось ждать;
  • поощрение ожидания ребенка, если оно не сопровождается деза- даптивным поведением;
  • использование интересных для ребенка видов деятельности для облегчения процесса ожидания.

- Умение поднимать руку, чтобы привлечь к себе внимание, отве­тить на вопрос

Поднятие руки — это адекватный способ привлечения к себе вни­мания учителя в классе. Поднятие руки может означать желание высказать просьбу (о перерыве, помощи), передать какое-то сооб­щение, ответить на вопрос и т.д. Данный навык осложнен тем, что, во-первых, ребенок может не понимать значимость ответа на вопрос учителя и выполнения его инструкции. Он может удовлетвориться тем, что выполнил задание или тем, что знает ответ на вопрос, но не понимать значимости передачи данной информации учителю. Во-вторых, поднятие руки не приводит к моментальному вниманию учителя. Иногда нужно подождать какое-то время, прежде чем учи­тель обратится к ученику с поднятой рукой. Ожидание — это еще один из трудных навыков для детей с РАС, на формирование кото­рого может понадобиться время. Поэтому обучению такому просто­му действию как поднимание руки стоит уделить много внимания. Для формирования данного навыка используется методика пошаго­вого обучения:

1. У ребенка формируется мотивация отвечать на вопросы учителя (для этого используется подкрепление).
2. Когда ребенок научился отвечать на вопросы учителя, вводится новое правило: ребенок отвечает только после поднятия руки.
На этом этапе учитель напоминает о правиле поднятой руки пе­ред тем как задать вопрос.
Если ребенок по-прежнему выкрикивает ответ с места, то учи­тель игнорирует такое поведение: просит ответить другого ре­бенка и хвалит его.
Если ребенок поднимает руку в ответ на вопрос учителя, то учи­тель моментально смотрит на ребенка, поощряя поднятие руки, и просит того ответить.
На этом этапе ребенок научается отвечать сразу же после подня­тия руки: поднял руку — и ответил.
3. Следующий этап — научить ребенка поднимать руку и ждать. Учитель в такой ситуации делает умышленную паузу после за­данного вопроса, затем просит ребенка ответить. Если ученик, подняв руку, сразу выкрикивает ответ, учитель игнорирует та­кой ответ. Если ребенок дождался, когда учитель вызовет его, то получает подкрепление (например, наклейку из любимой серии «Angry Birds» ).
4. Учитель не всегда вызывает ребенка. Подкрепляет поведение ре­бенка в обоих случаях: и когда ребенок дал правильный ответ, и когда ребенок просто ждал с поднятой рукой, когда его вызовут.

Для формирования данного навыка часто необходима помощь тьютора.

- Умение выполнять действия по очереди

Это еще один навык, в котором требуется умение ждать, когда на­ступит очередь совершать действие. Ребенок должен понимать, когда он начинает выполнение своей части, и когда он должен закончить выполнение и передать право действия другому человеку. Дальше не­обходимо ждать, когда опять право действия перейдет к нему. Умение действовать по очереди требуется во многих играх. Но так­же часто встречается действие по очереди и во время образователь­ного процесса. Например, когда дети по очереди читают фрагменты текста, по очереди выполняют упражнения на уроке физкультуры, участвуют в эстафетах и т. д.

Для формирования навыка соблюдения очередности необходимо:

  • сформировать у ребенка представление о соблюдении очередно­сти, наглядно иллюстрируя его, поскольку многие дети самосто­ятельно не усваивают это правило;
  • отработать данный навык в ходе различных видов деятельности: простых игр с переходом ходов, режимных моментов в школе и в повседневной жизни, т.е. сформировать стереотип соблюдения очередности в различных ситуациях.

- Умение работать в парах или небольших командах

При работе в парах важно уметь договариваться о действиях каждого, приводящих к назначенной цели. Во время совместной работы ребенку нужно учиться не просто выполнять свои действия и удерживать вы­бранную роль, но и постоянно ориентироваться на своих партнеров. Это довольно сложный навык, формирование которого может занять довольно длительное время. Но это не значит, что ребенка с РАС не­обходимо изолировать от работы в команде даже на начальных этапах обучения. Он может принимать участие в такой работе при специаль­но организованной поддержке педагога или своих сверстников.

Важным условием включения ребенка с РАС в групповую работу является наличие у него мотивации.

Такая деятельность для ребенка с РАС на первых этапах должна быть строго структурирована, что подразумевает:

— ясное понимание общей цели, к которой стремится вся команда (например, сделать большую открытку к 8 марта); для этого не­обходима демонстрация образца;
— четкое распределение функций между участниками (один — тони­рует лист, второй — вырезает детали, третий — наклеивает и т.д.);
— четкое понимание ребенком с РАС, какова его личная функция;
— расположение участников группы в определенном порядке, соот­ветствующем их — функциям;упорядоченное расположение материалов на рабочей поверхности.

Формирование навыков следования установленным правилам

В школе существуют определенные правила: что, как и когда долж­ны делать ученики. Ниже представлены некоторые из них:

-         следовать расписанию школьного дня и/или урока;
—          спокойно ждать перехода к следующей деятельности или в другое помещение;
—          самостоятельно работать над заданием;
—          выходить к доске по просьбе учителя и возвращаться потом об­ратно за парту;
—          собирать вещи в портфель и вынимать их из портфеля;
—          следить за порядком на своем рабочем столе;
—          ориентироваться в учебных принадлежностях, уметь ими пользо­ваться;
—          сдавать материал или выполненную работу педагогу и т.д.

Многие дети с РАС не умеют соблюдать определенные установлен­ные в школе правила. Это связано обычно с тремя факторами: непо­ниманием этих правил, нежеланием их соблюдать и невозможностью регулировать и контролировать свое поведение.

В итоге, ученикам с РАС может потребоваться больше времени на освоение всех этих правил, чем их типично развивающимся сверстни­кам. Большинство из этих навыков, которые дети осваивают параллель­но основному обучению, дети с РАС могут не освоить без специальных дополнительных занятий.

Данная группа навыков формируется путем постепенного ознакомле­ния ребенка с основными принятыми в школе правилами. Такое ознаком­ление часто осуществляется непосредственно в ходе школьной жизни, а также путем использования визуальных подсказок и социальных исто­рий. В качестве примеров таких визуальных подсказок может служить:

-        знак «стоп» на внутренней стороне двери класса;
—         пиктограммы, иллюстрирующие, как ребенок должен вести себя на уроке.

Примером социальных историй может служить рассказ о празднике и правилах поведения на нем. В сценарии кратко прописывается по­следовательность событий и вклеиваются картинки, иллюстрирующие их. Такой сценарий может быть выполнен на листе плотной бумаги. С социальной историей ребенка знакомят до наступления определенного события, чтобы информировать его об основных правилах поведения.

Важной задачей команды специалистов становится отработка цепо­чек рутинных повседневных действий, соответствующих этим прави­лам (например, зайти в школу, раздеться, переобуться, дойти да класса, поздороваться с учителем и ребятами и т.д.). Такие цепочки формиру­ются за счет их ежедневного повторения. В результате, ребенок привы­кает к таким действиям и может выполнять их самостоятельно в соот­ветствии с принятым порядком.

Для формирования таких цепочек на первых этапах многие дети с РАС нуждаются в сопровождении тьютора.

Когда основные правила поведения отработаны, а их выполнение не вызывают у ребенка затруднений, то осуществляется поэтапное знаком­ство с новыми, все более сложными правилами. Это может проводиться в ходе уроков физкультуры (игры с правилами), на занятиях психоло­га, в ходе проведения внеурочных мероприятий — экскурсий, внутришкольных концертов и т.д.

Для правил, соблюдение которых у ребенка с РАС вызывает наи­большие затруднения, необходимо вводить системы подкрепления.

Метки:

Pages: 1 2 3

Комментарии закрыты.