google-site-verification: google21d08411ff346180.html Формирование стереотипа учебного поведения | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Формирование стереотипа учебного поведения

Март 5th 2018 -

Девочка-аутист на занятии в терапевтическом и развивающем центре в Гватемале.

Во многих случаях у пришедших в школу детей с РАС оказывается несформированным стереотип учебного поведения. В одних случаях это сочетается с выраженным дезадаптивным поведением, в других — выраженного дезадаптивного поведения не отмечается, но ребенок про­сто «не знаком» с обучающей ситуацией. В такой ситуации стереотип учебного поведения необходимо сформировать для успешного освое­ния АООП НОО.

Учебное поведение включает в себя навыки, которые помогают ре­бенку учиться. Это та база, на которой строится все школьное обучение. Дефицит в формировании данных навыков может привести к более дли­тельному периоду адаптации ребенка в школе и к трудностям в усвое­нии программы.

Содержание коррекционной работы по формированию стереотипа учебного поведения включает несколько направлений, в том числе фор­мирование навыков:

—         социального взаимодействия со взрослыми и ровесниками;
—         работы в классе (группе);
—         следования правилам.

При составлении перечней навыков, относящихся к формированию стереотипа учебного поведения, была использована Методика оценки базовых речевых и учебных навыков — Assessment of Basic Language and Learning Skills — Revisited, ABLLS-R [31].

Навыки социального взаимодействия со взрослыми

В этой главе мы рассмотрим навыки взаимодействия со взрослыми. Навыки взаимодействия с ровесниками будут подробно рассмотрены в главе «Формирование навыков социального взаимодействия».

Данная группа навыков включает:

- Умение имитировать действия взрослого

Этот навык обеспечивает возможность дальнейшего обучения. Для его формирования выполняются имитационные упражнения. Систе­ма обучения навыкам имитации включает следующие последова­тельные шаги:

  • имитацию простых движений;
  • имитацию действий с различными предметами;
  • имитацию последовательности действий (1, 2, 3 действия и более);
  • имитацию нового действия в процессе знакомой деятельности;
  • имитацию действия в новой ситуации
  • отсроченную имитацию.

-  Умение следовать простым указаниям другого человека, выпол­нять просьбы

Школьное обучение включает выполнение различных инструкций педагога. И это не только учебные инструкции: посчитай, напиши, реши, но и более простые: встань, подойди, посмотри, возьми. Если ребенок не выполняет простые инструкции, его обучение в школе будет затруднено. Инструкции не обязательно должны быть исклю­чительно устными. Это могут быть визуальные инструкции, когда необходимое действие будет представлено в виде изображения (фо­тографии, рисунка, схемы) или жестовых инструкций. Желательно учить ребенка выполнять разные инструкции, потому что в процессе школьного обучения обычно используются все их виды.

Также важно для ребенка уметь выполнять просьбы не только взрос­лых, но и сверстников. Во время школьного обучения часто возни­кают ситуации, при которых необходимо ориентироваться на слова одноклассников. Это нужно как во время обучения, так и во время свободной деятельности в игре.

Для формирования этого навыка необходима работа по пониманию речи, обращенной к ребенку. Такую работу следует начать с формирования списка наиболее часто даваемых ребенку указаний, просьб и инструк­ций. В течение дня инструкции, выполнение которых отрабатывается в данный промежуток времени, даются ребенку как можно чаще.

Если ребенок не выполняет просьбу, ему дается подсказка в виде демонстрации действия.

Многократное повторение одних и тех же просьб в типичных ситу­ациях приводит к тому, что ребенок выполняет их ситуативно, т. е. ориентируясь на знакомую ситуацию.

У многих детей с РАС не возникает проблем с пониманием речевых высказываний, но отсутствует мотивация к выполнению заданий. В таких случаях большое внимание уделяется подкреплению выпол­няемых просьб, указаний и инструкций (например, при выполнении 30-ти инструкций учителя в течение учебного дня, ученик получает возможность поиграть на планшете).

— Умение работать с разными педагогами

Уже в начальной школе есть учебные предметы, которые преподает не классный руководитель, а другие учителя. Ученикам с аутизмом свойственно «привыкать» к одному человеку, что влечет за собой трудности при возможной смене специалиста. Одной из особенно­стей в обучении детей с РАС является то, что им трудно перено­сить полученные знания на новые ситуации самостоятельно, то есть обобщать (генерализовывать) навыки, сформированные в конкрет­ных условиях. Таким образом, необходимо научить ребенка рабо­тать с разными людьми: педагогами, родителями.

Многие из этих навыков будут рассмотрены в следующих главах.

Формирование навыков работы в классе (группе)

-  Выполнение заданий за столом в течение определенного проме­жутка времени

Формирование данного навыка осуществляется поэтапно: от мини­мального времени (нескольких минут) до полного урока.

Для формирования данного навыка интенсивно используются сле­дующие приемы:

  • подбор мотивирующей ребенка деятельности;
  • использование подкреплений (в виде любимых наклеек, жето­нов и т. д.);
  • использование наглядных расписаний, чтобы ребенок видел за­дания, которые ему необходимо сделать;
  • использование таймеров, демонстрирующих, сколько времени осталось работать;
  • смена видов деятельности для предотвращения пресыщения;
  • включение в ход урока коротких перерывов.

— Умение следить за учителем

Учитель не всегда специально привлекает внимание учеников перед какой-то инструкцией или действием. Предполагается, что ученики следят за действиями учителя самостоятельно и ориентируются на них и на слова учителя.

Ученикам с РАС может быть очень сложно самостоятельно отсле­живать все действия учителя. Он может отвлекаться, не понимать, в какой именно момент нужно смотреть на учителя и т. д. Это навык, который требует дополнительного отдельного обучения.

Формированию данного навыка будут способствовать:

  • использование подкрепления за внимание к словам и действиям учителя;
  • использование подкрепления при правильном выполнении заданий;
  • использование учителем интересных для ребенка учебных мате­риалов;
  • выработка привычных для ребенка алгоритмов действий, кото­рых он будет ждать со стороны учителя;
  • помощь тьютора, который помогает направить внимание ребенка на учителя;
  • использование учителем элемента одежды, привлекающего вни­мание ребенка.

- Умение выполнять фронтальные инструкции

Довольно часто дети могут выполнять только инструкции, обращен­ные лично к ним. Им сложно бывает реагировать на слова педагога, обращенные сразу ко всем детям в классе. Ребенок может не понимать: должен ли он делать то, что сказал учитель, относится ли эта просьба и к нему в том числе. Многие дети перед школой имеют только опыт индивидуальных занятий и привыкают к личному обращению педагога на уроках. Отсутствие данного навыка может снизить эффективность работы ребенка на уроке в классе, поэтому перед школой рекомендует­ся обучать правильно реагировать на фронтальные инструкции.

Алгоритм действий учителя может включать следующие шаги:

1. Учитель повторяет инструкцию, подходя к парте ребенка и глядя на него. При этом не называет ученика по имени.
2. Учитель повторяет инструкцию, увеличивая расстояние по отно­шению к ребенку, но продолжая смотреть на него.
3. Учитель дает инструкцию один раз, стоя у доски и сохраняя зри­тельный контакт с ребенком.
4. Во время подачи инструкции учитель эпизодически смотрит на ребенка.

Часто невыполнение инструкции связано с ее непониманием. В та­ких ситуациях необходимо использовать дополнительные подсказки (указывание пальцем, наглядная демонстрация действия, дублиро­вание инструкции в письменном виде).

Возможно привлечение тьютора, который помогает направить вни­мание на учителя и совершить необходимое действие сразу вслед за предоставленной инструкцией.

Использование подкрепления эффективно, если ребенок адекватно реагирует на слова учителя.

Метки:

Pages: 1 2 3

Комментарии закрыты.