google-site-verification: google21d08411ff346180.html Формирование «модели психического» | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Формирование «модели психического»

Март 24th 2018 -

Содержание коррекционной работы по формированию «модели психического»

Коррекционная работа по формированию «модели психического» включает следующие направления:

1. Понимание эмоций и их причин.

2. Понимание механизмов получения информации.

Понимание эмоций и причин эмоций

Данное направление реализуется в 4 этапа.

Этап 1. Подготовительный. Ребенок должен научиться узнавать и называть основные эмоции (радость, грусть, страх, гнев) на фотографиях и пиктограммах.

Этап 2. Детям предлагаются схематично изображенные жизненные ситуации, которые вызывают у их героев различные эмоции. Ребенок должен усвоить, какая эмоция проявляется в той или иной ситуации.

При выполнении данных заданий дети усваивают основные принципы:

Когда нам дают что-то хорошее, или мы делаем что-то веселое, мы чувствуем радость.

Когда кто-то делает нам что-то плохое нарочно, мы сердимся.

Когда происходит что-нибудь страшное, или мы видим что-нибудь страшное, мы пугаемся и хотим убежать.

Когда происходит что-то неприятное или плохое, мы расстраиваемся.

Например, при формировании эмоции гнева используется картинка, иллюстрирующая, что одна девочка забрала мишку у другой девочки, и не хочет его отдавать.

Психолог дает комментарий: «Посмотри, Наташа забрала мишку у Кати и не хочет отдавать обратно». Ребенку задается вопрос о том, что чувствует персонаж, изображенный на картинке. Дается подсказка в виде четырех возможных вариантов ответа. «Как ты думаешь, что чувствует Катя, когда Наташа не дает ей мишку? Она радостная, грустная, рассерженная или испуганная?». Ребенок отвечает устно или показывает на одну из карточек с изображением эмоции.

Если ребенок отвечает правильно, ему задается вопрос на понимание причин эмоций: «Как ты думаешь, почему Катя рассержена?».

Если ребенок неправильно ответил на вопрос о том, что чувствует персонаж, ему дается подсказка. Специалист указывает на карточку с изображением эмоции гнева: «Посмотри, Катя рассержена. Она рассержена, потому что Наташа не дает ей мишку».

Затем озвучивается главный принцип, который должен усвоить ребенок:

«Когда кто-то делает нам плохо нарочно, мы сердимся».

Ребенок совместно со взрослым вписывает ответы в бланк.

бланкЭтап 3. Формирование понимания эмоций, обусловленных желанием.

При выполнении данных заданий дети усваивают следующие принципы:

Когда мы получаем то, что хотим, мы чувствуем радость.

Когда мы не получаем то, что хотим, мы чувствуем грусть.

Например, используется картинка, на которой изображено, что мальчик (Петя) хотел пойти купаться, а затем пошел купаться. Задаются вопросы из рабочего бланка:

рабочий бланк

Этап 4. Формирование понимания эмоций, обусловленных мнением. Принципы, которые должны усвоить дети при выполнении данных заданий:

Когда мы думаем, что получим то, что хотим, мы испытываем радость.

Когда мы думаем, что не получим то, что хотим, мы чувствуем грусть.

Когда мы думаем, что не получим то, что хотим, мы чувствуем грусть, даже если потом получаем то, что хотели.

Когда мы думаем, что получим то, что хотим, мы испытываем радость, даже если потом не получаем то, что хотели.

Например, ребенку демонстрируется картинка, на которой изображено, что девочка (Наташа) хочет конфеты и думает, что к чаю купят конфеты.

Ребенку задаются вопросы: Что хочет Наташа? О чем думает Наташа? Как ты думаешь, что чувствует Наташа? Она радостная или грустная? Почему она радостная?

Понимание механизмов получения информации

Работа в данном направлении направлена на формирование у ребенка понимания, что:

Один человек может видеть отличное от того, что видит другой человек.

Люди могут видеть некоторые вещи по-разному.

Люди могут знать о вещах, только если они их видели. Если они не видели что-то, то потом они и не будут знать об этом.

Люди будут искать вещи там, где они их видели, и не будут искать там, где они их не видели.

Если люди не видели, как вещи перемещались, то они будут думать, что они остались на том же месте.

Если люди не знали, что вещи изменились, то они будут думать, что они остались такими же.

Например, для развития способности ребенка понимать, что один человек может видеть отличное от того, что видит другой человек, используется следующее задание:

На одной стороне бумаги психолог рисует простой рисунок, например, дом. На другой стороне рисуется другой рисунок, например, мяч. Специалист вместе с ребенком садятся за стол напротив друг друга. Ребенку показывают, что нарисовано на обеих сторонах листа. Затем лист бумаги ставится вертикально, чтобы каждый человек видел только одну сторону листа. Ребенку задается вопрос: «Что ты видишь?». Если ребенок затрудняется с ответом, подскажите ему: «Ты можешь видеть дом. На твоей стороне листа нарисован дом». После этого ребенка спрашивают: «Что нарисовано на моей стороне листа? Что я вижу?». Если ребенок затрудняется с ответом, ему демонстрируется рисунок, который изображен на другой стороне листа. Педагог дает комментарий: «На моей стороне листа нарисован мяч. Я могу видеть мяч!». После этого изображение с мячом опять поворачивается в сторону, психолог говорит: «Я не могу видеть, что нарисовано у тебя. Дом сейчас видишь только ты».

Данное упражнение повторяется с другими изображениями. Главный принцип, который должен понять ребенок: Один человек может видеть отличное от того, что видит другой человек.

Заключение

Представленная в методическом пособии система помощи разработана на основе двадцатилетнего опыта работы школьного отделения, службы психолого-педагогического сопровождения Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС Московского государственного психолого-педагогического университета и на основе современных технологий оказания помощи детям с РАС.

Описанная система разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Внедрение практических материалов пособия в работу общеобразовательных организаций, центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи позволит:

Повысить компетенции учителей и специалистов в вопросах психолого-педагогического сопровождения детей с РАС, обучающихся по адаптированным основным образовательным программам.

Организовать психолого-педагогическое сопровождение детей с РАС в соответствии с требованиями Стандарта.

Преодолеть трудности в освоении детьми с РАС адаптированных основных образовательных программ, в развитии, социальной адаптации и социализации.

НазадНачало

Источник:

Хаустов А.В., Богорад П.Л., Загуменная О.В., Козорез А.И., Панцырь С.Н., Никитина Ю.В., Стальмахович О.В. «Психолого-педаго- гическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутисти­ческого спектра». Методическое пособие / Под общ. ред. Хаустова А.В.

М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. 125с.

Внимание! Особым детям Алчевской Духовной Лечебницы нужна твоя помощь

Святитель Николай Сербский

Связаться с волонтёром Алчевской духовной лечебницы можно через соцсети: FB vk ok

тел.МТС Украина +380501315113; Лугаком +380721485735

Метки:

Pages: 1 2

Комментарии закрыты.