google-site-verification: google21d08411ff346180.html Формирование коммуникативных навыков | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Формирование коммуникативных навыков

Март 8th 2018 -

Формируя просьбу о перерыве, обучающемуся умышленно даются задания, которые требуют длительного времени для выполнения. Когда ребенок начинает проявлять признаки усталости, специалист подсказывает: «Перерыв», «Хочу отдохнуть» или помогает ребенку показать карточку «перерыв» или нажать на соответствующую кнопку коммуникатора. Как только ребенок выразил просьбу адекватным способом, – ему дается возможность передохнуть.

Когда данные навыки сформированы, ученика обучают ждать то, о чем он попросил.

Формирование социальной ответной реакции включает обучение ребенка умению откликаться на свое имя. Для этого используется следующие стратегии и приемы:

— стараться не звать ребенка по имени в тех ситуациях, которые неприятны для него или не вызывают особого интереса;
— всегда называть ребенка по имени в приятной для него ситуации;
— создавать как можно больше таких приятных ситуаций (например, игровых);
— подкреплять каждую адекватную реакцию ребенка (например, как только он повернулся, давать любимые мыльные пузыри, машинку, чипсы, включать любимую песню на мобильном телефоне и т.д.).

При формировании умения выражать отказ моделируются специальные ситуации, провоцирующие у детей недовольство. Например, ребенку специально систематически предлагают различные вещи, которые неинтересны ему или вызывают отрицательную реакцию. Как только он начал выражать первые признаки недовольства, ему сразу дается подсказка – как правильно выразить отказ («Нет», «Не хочу», «Не надо», помотать головой, отодвинуть ладонью предложенный предмет, скрестить руки перед грудью и т.д.). Как только ребенок выразил отказ адекватно, взрослый убирает то, что ему неприятно.

Чтобы сформировать умение выражать согласие или отвечать утвердительно, детям предлагаются любимые вещи и виды деятельности.

Дается подсказка – как правильно выразить согласие («Да», «Хочу», «Давай», покивать головой). Когда ребенок ответил утвердительно, ему сразу дается желаемое.

Формирование навыков комментирования осуществляется в ходе различных видов деятельности на занятиях, уроках, прогулках, в процессе внеурочной деятельности, дома.

Данные умения обычно формируются, когда ребенок научился выражать разнообразные просьбы, и у него сформированы базовые навыки социальной ответной реакции. Эта работа также может проводиться и параллельно.

Важно, чтобы к этому моменту ребенок научился адекватно привлекать внимание другого человека: позвать его, похлопать по плечу, дать в руку карточку с пиктограммой и т.д.

Навыки комментирования включают два основных направления:

1. Комментирование интересных окружающих событий, разделяя информацию с другим человеком.

2. Комментирование в ходе самостоятельной деятельности.

Особенности формирования навыков комментирования интересных событий заключаются в следующем:

— ребенка учат комментировать именно то, что ему интересно, а не просто называть окружающие предметы, события действия;

— ребенка учат комментировать, делясь информацией с другим человеком.

Для формирования умения комментировать специально моделируются ситуации, провоцирующие ребенка на высказывание. Например, на занятии специалист ставит ребенку любимый мультфильм. При появлении на экране каждого нового персонажа взрослый ставит «паузу» и восклицает: «Смотри, Симка!», Смотри «Дим-Димыч!» (персонажи из мультфильма «Фиксики»). Когда ребенок привык к такому распорядку, взрослый ставит «паузу», но ничего не произносит. Если ребенок молчит, то взрослый помогает ребенку указать на персонаж и назвать его.

Затем продолжается просмотр мультфильма (подкрепление).

Для формирования этих навыков используется метод обучения в естественной среде. При использовании такого метода алгоритм действий взрослого включает:

1. Наблюдение за направлением взгляда ребенка.

2. Подсказку подходящего комментария.

3. Стимулирование ребенка к его повторению.

4. Предоставление положительной реакции ребенку на его слова (подкрепление).

Например, если ребенок встал у окна и смотрит на снегопад, взрослый подходит, встает рядом и говорит «Смотри, снег!». Когда ребенок повторяет, учитель демонстрирует положительную реакцию, улыбаясь ребенку и одобрительно «похлопывая» его по плечу (если это является одобрением для ребенка). Затем остается вместе с ребенком, не мешая ему, но давая другие комментарии.

Обучение комментированию в ходе самостоятельной деятельности осуществляется с использованием либо хорошо знакомой деятельности (например, учебной), либо интересной деятельности (например, игры).

Комментирование в процессе учебной деятельности традиционно осуществляется на уроке, дополнительных занятиях, при выполнении домашнего задания (например, проговаривание при решении примеров, списывание текстов, рассматривание иллюстраций в учебнике).

При обучении комментированию в процессе игры педагог организует интересную хорошо знакомую ребенку игру и дает по ходу игры различные забавные комментарии, меняя интонацию. Например, взрослый надувает шарик и отпускает его, чтобы он быстро летел. Возможные комментарии: «зеленый», «надуваем», «еще», «держим», «отпускаем», «один, два, три-и-и…!», «Летит!», «У-у-ух!» и т.д.

Систематическое использование описанных стратегий приводит к тому, что дети сначала повторяют высказывание взрослых (при наличии речи), а затем учатся давать комментарии без подсказок.

Параллельно с работой по формированию навыков комментирования целесообразно проведение традиционных логопедических занятий для накопления активного словарного запаса, необходимого для поддержания коммуникации.

Для формирования навыков сообщения информации также используется алгоритм, описанный в начале главы. Обучение осуществляется в вопросно-ответной форме: учитель задает ребенку различные вопросы, соответствующие уровню развития ребенка, и побуждает к ответам на них.

Формирование этой группы навыков целесообразно осуществлять в условиях структурированных занятий, а затем в повседневных ситуациях.

Проиллюстрируем ход работы на примере обучения умению описывать прошедшие события.

Педагоги вводят ритуал. На каждом уроке и занятии учитель и другие специалисты составляют расписание: раскладывают картинки и фотографии с изображениями различных видов деятельности в определенной последовательности. После завершения каждого вида деятельности (задания), ставится отметка («галочка», «плюс» или «крестик») напротив соответствующего пункта расписания и дается комментарий:

— «назвали части тела»;

— «раскрасили человечков»;

— «приклеили карточки».

Дети повторяют за педагогом. Когда все привыкают к подобному ходу событий, упражнение усложняется. После завершения очередного вида деятельности детям задается вопрос: «Ребята, что мы сейчас ©делали?». Если они затрудняются ответить, учитель показывает им на соответствующую фотографию и дает подсказку: например, «Мы назвали части тела». Когда дети ответили, педагог похвалит их и приступает к выполнению следующего задания.

В конце каждого урока или занятия учитель еще раз обращает внимание детей на расписание и спрашивает: «Что мы сегодня делали?». Если дети затрудняются ответить, дается подсказка: учитель поочередно показывает на каждую фотографию, а дети называют действие.

При работе с неговорящими детьми, им даются карточки, аналогичные тем, которые висят на доске. В ответ на вопрос: «Что мы сегодня делали?» они раскладывают их в той же последовательности, что на доске.

Когда ребенок научился отвечать на вопросы взрослого, можно начать формировать умение задавать вопросы.

Навыки запроса информации включают: умение адекватно привлечь внимание другого человека и умение задавать вопросы для получения интересующей информации.

Для формирования умения адекватно привлекать внимание других людей используется следующая стратегия:

1. У детей формируется мотивация для взаимодействия с другими людьми. Это осуществляется с помощью систематической организации интересной совместной деятельности и при доброжелательном отношении.

2. Систематически организуются следующие эпизоды: педагог играет с ребенком (детьми), а затем резко прерывает деятельность, притворяясь занятым. Когда ребенок подходит, тьютор помогает ему адекватно привлечь внимание педагога. После чего игра продолжается.

3. Используются эпизоды повседневной жизни. Например, на перемене тьютор вместе с ребенком заходят к разным специалистам, привлекают их внимание (зовут, трогают за плечо, машут рукой) и здороваются.

Когда ребенок научился адекватно привлекать внимание других людей и отвечать на их вопросы, их обучают умению задавать вопросы.

Для этого создаются различные проблемные ситуации, которые ребенок сможет решить, только задав определенные вопросы.

Приведем примеры обучающих ситуаций.

Вопросу «Кто?»:

— просить людей, с которыми у ребенка сложились эмоционально теплые отношения, стучать в дверь во время занятия. Дверь не открывается, пока ребенок не спросит «Кто там?». Когда этот человек заходит, то совершает приятное для ребенка действие-подкрепление (например, качает его на стуле);

— класть на стол перевернутые карточки с любимыми персонажами из мультфильмов и не переворачивать их, пока ребенок не спросит «Кто на картинке?» или «Кто нарисован на картинке?»;

— прятать любимые игрушки из «Киндер-сюрпризов» и ждать, когда ребенок спросит «Кто в руке?».

Вопросу «Что?»:

— класть в матовый пластиковый контейнер интересные для ребенка предметы. Контейнер открывается, когда ребенок спрашивает «Что там?»;

— родителям, которые приходят за ребенком, следует каждый раз покупать что-нибудь вкусное и класть в сумку. Сумка открывается, и ребенок получает это после того как спросит «Что в сумке?».

Вопросу «Что делает?»:

— для детей, которые любят работать с карточками, можно класть картинки с изображением разных людей на парту, загораживая основное изображение, так чтобы было видно только лицо изображенного человека. Картинка переворачивается, когда ребенок задает вопрос (например, «Что делает мальчик?»).

Вопросу «Где?»:

— сначала приучать ребенка к тому, что вещи, которыми он пользуется, всегда находятся на одном и том же месте. Потом прятать их, провоцируя ребенка задавать вопрос (например, «Где конструктор?»).

Обучение большинству диалоговых навыков начинается тогда, когда у ребенка сформированы базовые коммуникативные функции.

На этом этапе у многих детей с РАС уже сформирована коммуникативная мотивация. Поэтому можно сосредоточиться на технической стороне обучения. Для других детей по-прежнему необходимо систематическое поддержание мотивации. В такой ситуации используются интересные для обучающихся виды деятельности и темы.

В ходе формирования диалоговых навыков используются разнообразные методы и приемы. Наиболее распространенные из них следующие:

визуальные подсказки: списки правил разговора;

рабочие бланки с шаблонами и сценариями для поддержания разговора;

социальные истории;

видеомоделирование;

использование карточек с вопросами;

чтение по ролям;

ролевые игры;

тематическое рисование.

Для формирования умения инициировать, поддержать и завершить диалог совместно с ребенком готовятся бланки с правилами

«Как правильно начать разговор?», «Как правильно завершить разговор?», «Правила общения». Данные бланки представляют собой отдельные листы с печатным текстом и/или иллюстрации правил поведения.

Правила общения

Я называю по имени человека, с которым говорю.

Я поворачиваюсь лицом к человеку, с которым говорю.

Я смотрю на человека, с которым говорю.

Я стою рядом с человеком, с котором говорю.

Я слушаю, что мне говорят.

Правила отрабатываются в ходе ролевых игр на занятиях и переносятся в повседневную жизнь.

Чтобы сформировать умения поддержать разговор при помощи ответных высказываний, используются бланки с шаблонами ответных высказываний, которые являются для ребенка подсказкой. В ходе беседы ответы обоих участников записываются в бланк. В процессе работы над коммуникацией ребенку задают вопросы по высказываниям собеседника, чтобы у него закрепились представления о другом человеке.

— У меня есть ______________________________
— У меня есть ______________________________
— Я люблю ходить в _________________________
— Я люблю ходить в _________________________
— Я люблю есть _____________________________
— Я люблю есть ___________

Умение вести диалог, задавая вопросы, формируется с помощью:

— игр с карточками, на которых напечатаны распространенные вопросы (карточки с вопросами). Игроки по очереди переворачивают карточки и читают вопросы. Партнер отвечает на них;
— специальных бланков с подсказками, какие вопросы ребенок может задать собеседнику. Ответы, которые получил ребенок, записываются в бланк для расширения представлений о других людях.

Для обучения навыкам поддержания разговора, делясь впечатлениями (эмоциями, чувствами), выбирается определенная тематика.

Учитель с ребенком делят альбомный лист на две части и записывают, что ребенку нравится, а что не нравится. Затем организуется разговор на данную тему.

Тема: Каникулы

Нравится                                     Не нравится

Море                                                     Самолет

Купание                                               Жаркая погода

Дача                                                    Дождь

Шашлыки                                      Ходить за грибами

Чтобы сформировать умение поддержать разговор на определенную тему, используются специальные бланки, в которые ребенок (или учитель) вписывают ключевые слова, связанные с данной тематикой. Слова придумываются ребенком самостоятельно или с помощью учителя. Затем учитель организует разговор на заданную тему, в ходе которого оба участника по очереди высказываются. Если ребенку трудно «удерживаться» в рамках конкретной темы, то он может опираться на подсказки, внесенные в бланк.

Умение поддерживать диалог в различных социальных ситуациях формируется при помощи подготовки и написания социальных историй. В таких социальных историях описывается последовательность действий и правила поведения в конкретных социальных ситуациях.

Социальные истории могут быть написаны на следующие темы: «Разговор с учителем», «разговор с одноклассниками», «разговор с врачом», «разговор с буфетчицей», «разговор с экскурсоводом» и т.д.

Формирование коммуникативных навыков начинается в индивидуальной форме, на индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях с различными специалистами (психологом, дефектологом, логопедом) и с родителями. Затем происходит закрепление навыка на занятиях в малой группе и на групповых занятиях.

На конечном этапе осуществляется перенос навыка в учебные ситуации в классе. Также детей обучают использовать навыки в свободных ситуациях (например, на перемене), в ходе разнообразных внеурочных мероприятий.

Для генерализации навыка используются разнообразные ситуации с участием разных людей.

При проведении такой работы часто требуется помощь тьютора или другого специалиста сопровождения.

/НазадДалее

Источник:

Хаустов А.В., Богорад П.Л., Загуменная О.В., Козорез А.И., Панцырь С.Н., Никитина Ю.В., Стальмахович О.В. «Психолого-педаго- гическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутисти­ческого спектра». Методическое пособие / Под общ. ред. Хаустова А.В.

М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. 125с.

Вы можете поддержать Особых детей и внести свой вклад в работу Алчевской духовной лечебницы, нажав на «Помочь».

Святитель Николай Сербский

Связаться с волонтёром Алчевской духовной лечебницы можно через соцсети: FB vk ok

тел.МТС Украина +380501315113; Лугаком +380721485735

Метки:

Pages: 1 2 3 4 5 6 7

Комментарии закрыты.